Продолжаем разговор с самым медийным, пожалуй, донским казаком: художником, поэтом, музыкантом Максимом Ильиновым. Он уже ответил на вопрос, почему Шолохов — это круто. А сегодня рассказывает, в каких уголках мира можно встретить произведения казачьего поп-арта и с чем, по мнению Дональда Трампа, повезло России.

— Максим, вы придумали казачий рэп и казачий поп-арт. Есть мысли, к каким еще вещам можно добавить слово «казачий»? Ну, например, казачьи настольные игры или казачьи комиксы.
— Казачьим может быть что угодно, если ты живешь по-казачьи. Сейчас Россия ищет свою идеологическую самоидентификацию, а казаки ее никогда не теряли. У нас сохранилось все, что было у наших предков. Я говорю об адатах — неписаных законах, по которым живут казаки, об отношениях в семье и с друзьями, деловых отношениях, любви к искусству.
Мы живем широко, вольно и любим весь биоценоз, который нас окружает. Гладим коней по морде, заводим собак и кошек. Я встаю утром, выхожу во двор и говорю: «Здравствуйте, голуби!» И соседи мои тоже стали так делать.
Казаки брали у других народов все самое лучшее, переделывали на свой манер и это становилось казачьим. Я сейчас пишу серию работ — будет казачий импрессионизм. А можно сделать казачий джаз или казачью ювелирку.
У нас такая земля, она заряжает. Дядя Ваня Колодкин, наш легендарный старик-казак, говорил: даже если в горах умрут все люди, через время горы родят горца. Так и Дон, если даже полностью обезлюдет, через время все равно родит новых казаков.
Из тех, кто приезжает на Дон «за прививкой», каждый пятый или шестой остается навсегда. Но селятся они не в Ростове, а в области, в степи. Потому что настоящий казак без степи жить не может...
— Еще вы сочинили казачью азбуку. Какие любимые буквы-стишки из нее у ваших детей?
— В — «У варенья друг – печенье; чай, лимон – и объеденье!»; Ж — «Влюбился в жабу добрый жук, получился жабожук»; Х — «Наша хата, точно знаю, в самом центре, а не с краю».
— Картина «Любо!», можно сказать, ваша визитная карточка. Но вы ее когда-то хотели даже выбросить. Как так?
— Не хотел, а выбросил. Мне на этой картине не понравился шрифт, настолько он мне ел глаза, что я отнес холст на мусорку, два дня он там пролежал. Но потом я подумал: там все-таки подрамник хороший, а холст можно просто замазать; тогда дочка должна была родиться, и деньги улетали, каждый холст был на вес золота. Забрал я картину с мусорки, сунул за шкаф. И забыл.
А тут ЧМ по футболу-2018 на носу, надо было срочно доделать выставку. И мне не хватало трех работ. Сделал пару график и достал из-за шкафа «Любо!». И тут рвануло!
У меня было 65 персональных выставок. На каждой из них я выделяю 10 картин-хитов, а остальные работы — это пешки, обрамление. И вот такая пешка «Любо!» в первый же день становится ферзем! Ее все фоткают, ставят на обложки статей про выставку. Я не понял, что произошло. А через пару лет ее признали одной из десяти картин-символов современной России, которые повлияли на искусство. Иван Демидов, директор московского «Зарядья», увеличил ее в десять раз и около года работа висела у них в парке.
В 2023-м она была символом Всемирного экономического форума в Петербурге. Что в ней такого особенного, мне до сих пор непонятно. Ответ, наверное, такой: в основе слова «Любо» — любовь. А любовь, тем более любовь казака, всегда побеждает…
— В каких местах на планете можно встретить произведения казачьего поп-арта?
— Мои работы есть в США, Канаде, Латинской Америке, Аргентине, Бразилии, Арабских Эмиратах. После ЧМ-2018 был всплеск интереса к портретам в стиле казачьего поп-арта. Особенно они понравились англичанам, и несколько лет я писал портреты для Великобритании.
Интересно реагировали на мои работы арабы. Если бы мы все продавали, они бы все и скупили. У них со стремительной скоростью развиваются галереи: Дубай становится одной из главных культурных столиц. И арабы собирают по миру все этническое, необычное. Но мы стараемся основной костяк, это 100-120 работ, не продавать. Потому что все-таки хотим у нас на Дону построить галерею Солнца в виде скифского кургана. И эти картины будут выставлены там.
А так — мои работы есть повсюду. Сейчас популярно покупать электронные принты: картины пересылать дорого, а печатные мастерские есть везде. Вот и печатают. К этому искусству сейчас бешеный интерес.
— А нет идей, как передать Дональду Фредериковичу оригинал его портрета? Вы зачем вообще написали Трампа в казачьей папахе?
— Когда этот портрет только появился, мы действительно хотели отправить его в Вашингтон. Но его у нас не приняли. Картина большая, сделана на картоне, есть своя специфика транспортировки.
А в чем вообще идея? В том, что у каждого человека есть мечта иметь в друзьях и союзниках казаков. Это как Наполеон однажды сказал: «Чтобы покорить весь мир, мне нужны 20 тысяч казаков». На что Платов ответил: «Не проблема, вези сюда 20 тысяч француженок, и через год у тебя будет 20 тысяч казаков».
Есть такая мечта и у Трампа. Картина называется: «Эх! Повезло России с Доном!» К тому же он рыжий — нам, рыжим, понятный. Мы, рыжие, люди активные, нестандартно мыслящие.
— Самая ценная для вас реакция на ваше творчество?
— Про живопись расскажу. Как Господь гордыню сбивает. Вот все ходят говорят: казачий поп-арт вошел в плоскость донского искусства и скоро войдет в российское, Ильинов молодец, есть чем гордиться. Я слушаю их, слушаю и вижу: да, есть такое. Картины уходят в народ, их печатают на открытках, коробках, этикетках. И я такой: ну да, это мое! Я крут! А потом вижу фотку в Сети: флаеры с моими картинами валяются на мусорке, штук сто пятьдесят. Люди по ним ходят, коты на них лежат. Потом увидишь превращенную в тряпку майку со своим принтом. Баннеры отвисели свое, и о них ноги могут вытереть. Обидно? Нет. Мои работы — это лишь средство донесения идей, я рассказываю о своей земле, передаю образы. А образ не выбросишь, как бумажку или майку. Он в душе остается.
Вот, вспомнил смешной случай. Я был на пике популярности, ко мне пришли люди покупать картины. Мне показалось, что предложили мало, я не продал. И в тот же вечер в моей мастерской, в подвале, прорвало трубу, и 200 работ залило кипятком. Наутро я сгребал раскисшие листы лопатой в черный полиэтиленовый мешок. А потом вынес на мусорку — вот и вся ценность искусства. Поэтому слишком серьезно я все это не воспринимаю. Главное, что я делаю, — обращаюсь к человеку, рассказываю ему о казаках, о важном.
— У вас трое детей. Многодетные семьи у казаков — сегодня снова тренд? Как вы воспитываете детей, чего им нельзя из мирского? Тик-Ток, например, можно?
— Да, трое. Тихону 17 лет, Варваре 12, Марии 6. Многодетность для казаков всегда была в тренде, у нас это работает и без госполитики. Мы в детях развиваемся, нам с ними хорошо. И дети не выключены из жизни взрослых, они полноценные участники всего, что происходит в семье: в походы, на плоты, в музеи, в галереи — мы везде вместе.
Никаких особенных ограничений в интернете нет, у нас не закрытое ортодоксальное общество, а живое. В доме всегда много гостей, друзья детей остаются ночевать у них.
В общем, мы ничего не запрещаем и не заставляем. Например, ходить в секции: интересно — записался, надоело — ушел. У ребенка должно быть детство. А главное дело родителей — отвечать на их вопросы и сохранить в детях живой интерес к миру.
— Если попробовать нарисовать обобщенный портрет современного донского казака, что за человек получится? Что его в ХХI веке отличает от соседа по дому? Вряд ли припаркованный рядом с «Хавалом» конь.
— Современный казак — это ходячая атомная станция. Пассионарий, который, как лев Бонифаций, водит за собой друзей и детей. Во всех смыслах красивый человек. Неравнодушный, ему до всего есть дело, он во все ввязывается и хочет людям помочь.
Еще казаки — самый путешествующий народ в России, и я говорю не про поездки в Турцию или Египет. И в каждом новом месте мы идем на рынок, на главную площадь, нам надо со всеми поговорить, нам все жутко интересно. На экскурсиях казаки молча не ходят. Мы и вопросы зададим, а можем и свою экскурсию провести.
И никогда за казачьим столом вы не услышите обсуждения новых шмоток, или как кто-то сменил покрышки, вообще пустых разговоров. Только живые класснючие истории, которые мы сами и прожили.
— Расскажите нам такую для финала.
— Каждый год мы сплавляемся компанией по Дону на плотах. В тот раз нас было 12 взрослых и 12 детей. Лето, очень жарко, а мы можем уместить на двух своих плотах только две холодильные камеры. В них будут храниться мясо, скоропортящиеся продукты, а еще чистая вода и напитки для детей. Как все это вместить в нужном количестве? И тут сработала казачья смекалка. Мы взяли двух живых баранов, по одному на каждый плот. А еще купили 12 гусей и уток и всех их связали одной веревкой за лапки, и они просто плыли за плотами всю неделю. Когда нужно было сделать обед, мы брали очередную утку и готовили. Таким способом освободили холодильники для напитков. После этого многие туристы на Дону стали делать так же.