Создание новой структуры начальной и средней профессиональной подготовки стало основой индустриализации огромного государства со всеми ее последующими успехами в развитии промышленности и освоении космоса.
Кузница пролетариата. До 1917 года в России, позже всех из великих держав вступившей в эпоху развитого капитализма, профессиональная подготовка рабочих кадров была развита достаточно слабо. В массе своей население страны было неграмотным, в селе и на производстве преобладал ручной труд, требовавший большой концентрации неквалифицированной рабочей силы, обладавшей самыми примитивными трудовыми навыками.
Лишь после поражения в Крымской войне, подчеркнувшей техническое отставание страны, и отмены крепостного права в 1861 году правительство озаботилось созданием сети технических и ремесленных училищ низшего звена. В 1865 году было открыто Комиссаровское училище в Москве, в 1869-м — реальная гимназия в Лодзи переформатирована в высшее ремесленное училище на правах среднего учебного заведения. В том же году братья Милютины устроили в Череповце Александровское техническое училище, готовившее кадры для принадлежавших им машино- и судостроительных заводов. В Ельце возникло первое техническое железнодорожное училище, созданное на средства концессионера и строителя железных дорог Самуила Полякова.
Принципиальным отличием старой системы от советской являлось то, что училища создавались по инициативе частных лиц и общественных учреждений исключительно для нужд конкретных предприятий.
К началу 1880 года в России насчитывалось всего около 70 высших технических учебных заведений, горных училищ, мореходных классов, художественно-промышленных школ и др. с числом учащихся в 7794 человека и бюджетом в 1 704 505 рублей. Низшие технические училища выпускали мастеров на производстве, ремесленные училища — квалифицированных рабочих конкретных производств. Если в общем управлении соединялись средние технические училища с низшими или ремесленными, то они носили название общего промышленного училища.
Для того чтобы поступить в среднее техническое училище, требовалось наличие начального образования не менее пяти классов. Для низшего хватало двухклассного, для ремесленного — начального. В первом обучали не менее четырех лет, в других — три года.
Размер платы за это устанавливался министром народного образования и попечителями учебного округа.
Ученики, успешно окончившие обучение в среднем техническом училище с 4-летним курсом, получали звание техника по соответственной специальности. Окончившие же училище с трех- или двухлетним курсом удостаивались от училища звания техника только после непрерывной двух- или трехлетней промышленной деятельности. Лица, удостоенные звания техника, пользовались правом на личное почетное гражданство, а также правом поступать в высшие технические училища соответственной специальности по правилам, установленным для приема в эти училища.
Училища зачастую содержались на средства промышленников и благотворителей: Морозовых, Мамонтовых, Рябушинских, Парамоновых, Поляковых, Гужонов, Путиловых и др.
Женское профессиональное образование сводилось главным образом к устройству рукодельных школ. Они также открывались благотворительными учреждениями или частными лицами. Среди первых особенно выделялось патриотическое общество Анатолия Демидова, учредившее первое в России женское коммерческое училище, по программам своим равное таковым же мужским училищам. Среди женских профессиональных школ, открытых частными лицами, обращали на себя внимание школы Коробовой (с 1879 года), Поспеловой (с 1880 года), Жемайловой, Томиловской, Аргамаковой и Прокопе в Санкт-Петербурге, Бот в Петергофе, Менчиц в Харькове, Гавеман в Орле.
Однако в целом уровень начального и среднего профессионального образования в России, в которой наблюдался профицит дешевой рабочей силы с преобладанием ручного труда, оставался крайне низким. Самим промышленникам не было резона тратиться на дорогостоящую механизацию и электрификацию, когда тот же объем работ могли бы выполнить несколько сотен вчерашних крестьян, поденщиков, привлеченных из-за границы «инородцев» (для строительства Транссиба и КВЖД в Россию было завезено до 80 тысяч китайцев) практически «за миску супа».
Декрет о серпе и молоте. Первая мировая война с ее огромными потерями выбила большое количество производительных сил из отечественной промышленности. Грамотные и квалифицированные рабочие, за исключением оборонных предприятий, находились на фронтах. Быстро восполнить потери без предварительного обучения оказалось невозможно. Готовить же кадры с развалом Российской империи было уже некому.
Пришедшие к власти большевики, опиравшиеся на городской пролетариат, понимали, что развитие системы профтехобразования параллельно будет расширять и их же политическую базу. Поэтому уже через день после Октябрьского переворота, 9 ноября 1917 года, был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов обучения. До зимы 1919 года по инициативе наркома просвещения Алексея Луначарского Совнарком издал 40 декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них относились именно к профессиональному образованию. Наряду с организацией широкой кампании ликбеза (ликвидация безграмотности) для любого населенного пункта, в котором проживали более 15 человек, вышли документы «Положение о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе». С их принятием создавалась единая система бесплатного обучения с двумя ступенями образования: 5 лет обучения в школе первой ступени, 4 года — в школе второй ступени. Все начальные и средние школы, ремесленные училища, низшие и средние технические, сельскохозяйственные, экономические школы и училища преобразовывались в единую школу.
Мировым новаторством в этом были бесплатность образования, его совместность (мальчики и девочки учились вместе), независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, преподавание на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.
В программу обучения единой трудовой школы включались родной язык, литература, история, обществоведение, математика, естествознание, изобразительные искусства, ручной труд, пение, география и др. Большевистское «формирование человека нового типа» предусматривало разностороннее развитие личности с прививанием ей не только грамотности, но и трудовых навыков.
При этом не упускалась из внимания и подготовка взрослых. В 1919 году был учрежден рабфак (рабочий факультет), решавший задачи повышения технической квалификации рабочих. К этому времени наиболее остро стоял вопрос развития школы второй ступени на основе соединения обучения с производительным трудом. Выяснилось, что самообслуживание и работа в школьных мастерских ремесленного типа не решают проблем связи школы с производственным трудом. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы, однако они не были реализованы, в результате в средних учебных заведениях сохранилась общеобразовательная подготовка.
25 февраля 1919 года Государственный комитет по профессиональному образованию вынес решение, в котором высказался за сохранение еще не закрытых технических школ и за разрешение принимать в них подростков с 14-летнего возраста. 9 ноября 1919 года коллегия Наркомата просвещения утвердила общий план профессионального технического образования в стране. Согласно плану, оно должно было развиваться по двум направлениям: после окончания школы 2-й ступени открывалась возможность поступить в техникумы и институты (средние и высшие звенья профессионального образования); после окончания школы 1-й ступени учащиеся могли поступить в низшую четырехгодичную профессионально-техническую школу, в которой первые два класса были общеобразовательными, а в двух последних изучались специальные предметы и проводилось производственное обучение.
Для надзора за процессом профессионального обучения был создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр).
Через год вышел Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны учиться. Начали создаваться ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) — профессиональные школы нового типа, ставившие перед собой задачу в противовес старой царской технической школе создать советскую рабочую интеллигенцию, которая бы заполнила техникумы и вузы.
В 1940 году большая часть школ ФЗУ была реформирована в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а президиум Верховного Совета СССР принял указ о ГТР (государственных трудовых резервах). Согласно этому документу в СССР было учреждено два типа учебных заведений: школы ФЗО, которые в течение полугода занимались подготовкой рабочих массовых профессий, а также двухлетние железнодорожные и ремесленные училища. На селе, соответственно, создавались трудовые «школы крестьянской молодежи».
Большую роль в профессиональной подготовке молодежи сыграл педагог Станислав Шацкий. По его идее, реализованной в Первой опытной станции, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, деловое самоуправление организует жизнь детей, искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, формируют их эстетические чувства, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.
Труд был поставлен и во главу угла школ-коммун, которые представляли собой учреждения интернатного типа и организовывались в сельской местности. Как правило, в структуру коммун входили детский сад, школы первой и второй ступеней, профессиональные школы.
В 20-е годы была также популярна идея формирования политехнического образования. Благодаря ему уроки труда вошли в обязательную школьную программу.
Министерство трудовых резервов. Великая Отечественная война, эвакуация предприятий и привлечение к работе в оборонной промышленности чуть ли не всего трудоспособного населения, начиная с подростков, поставили задачу массового профессионального обучения в СССР. В мае 1946 года Главное управление трудовых резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство трудовых резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределением квалифицированных рабочих. Были созданы центральные курсы повышения квалификации и усовершенствования в различных отраслях, на которых мастера и воспитатели изучали вопросы психологии и педагогики.
В 40-х годах появились специализированные ремесленные училища для подготовки кадров в стратегических областях промышленности: горном деле, металлургии, коксохимическом производстве, энергетике и др.
Только за годы войны для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 33 ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства, 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годах по каждой из 56 специальностей обучалось от 25 до 100 тысяч человек.
В 50-е годы в системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: четырехгодичные, в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы; со сроком обучения 2-2,5 года, куда брали получивших среднее общее образование. Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.
К началу 60-х годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ) на базе 8 классов. Срок обучения в них зависел от сложности специализации — от 1 до 3 лет.
В 70-е годы для массового вовлечения населения в трудовой процесс в обязательную программу 9-10-х классов средней школы были введены УПК (учебно-производственные комбинаты), прививавшие учащимся начальную рабочую квалификацию. Выпускник школы наряду с аттестатом о среднем образовании получал и первичную рабочую специальность, что гарантировало ему в случае непоступления в вуз достойное трудоустройство.
Формирование системы профессионального образования в СССР позволило охватить первоначальной технической подготовкой практически все население страны. А система среднего профтехобразования сводила к минимуму реальную безработицу в государстве с 250-миллионным населением.