Тогда покровительство этому оказывалось на августейшем уровне. Со временем дореволюционный опыт был трансформирован в целое военно-спортивное и военно-прикладное движение в СССР.
Крылья сокола. В эпоху Петра Первого все без исключения дворяне обязаны были служить государству — либо в армии, либо в органах власти. Сам император являлся его первейшим слугой и подавал пример в служении остальным. Готовили к служению дворянских недорослей сызмальства на дому (если отец служил по статской части) и при казарме (если служил при военной). Уровень подготовки зависел от усердия родителей и квалификации наемных воспитателей. Организованного военно-спортивного воспитания подрастающему поколению не прививалось за отсутствием надлежащих учебных заведений.
Лишь в открытом 19 октября 1811 года по указу императора Александра I Царскосельском лицее дворянским детям начали преподавать не только науки и изящные искусства, но и фехтование, плавание, верховую езду. Однако элитарные учебные заведения готовили лишь «штучный товар». Говорить о массовой подготовке подрастающего поколения и прививании ему здорового образа жизни и мыслей еще не приходилось. Купечество, мещане и разночинцы в России могли позволить себе спортивные занятия лишь в зависимости от наличия собственного досуга и толщины кошелька. А крестьянство физически развивалось априори, нагруженное тяжким сельским трудом.
Отдельно следует сказать о казачестве, для которого спортивная и военная подготовка были частью повседневной жизни. Для этого служивого сословия обе они переплетались между собой, и юные казачата с малых лет владели лошадью, умели плавать, грести, стрелять, фехтовать шашкой и пикой. Проводились специальные соревнования шермиции, на которых проверялись джигитовка, рубка, навыки в разведке и пр. Казаки одновременно были и профессиональными военными, и своего рода профессиональными спортсменами.
Массовое внедрение физкультуры в жизнь общества началось в конце XIX века, когда в Россию проникли «соколиные» идеи чешского профессора-панслависта Мирослава Тырша. Вместе со своим другом, старостой спортивного общества «Чешский Сокол» Индржихом Фюгнером, он стал активным пропагандистом античной калокогатии — гармоничного сочетания физических и духовных качеств человека, достигаемого через физические упражнения и образование. Общество пропагандировало здоровый образ жизни с уклоном в панславянский национализм, развивая среди своих участников навыки гимнастики, фехтования, тяжелой атлетики и др.
Был разработан целый курс сокольской гимнастики — комплекса, базирующегося на упражнениях с предметами, упражнениях на снарядах, массовых упражнениях и пирамидах. В конце XIX века были разработаны правила соревнований и терминология гимнастических упражнений. Сокольская гимнастика оказала огромное влияние на формирование спортивной и эстетической направленности в европейской гимнастике. В военных училищах России сокольская гимнастика пользовалась огромной популярностью и получила широкое распространение в конце XIX — начале XX века.
Задумка стала настолько популярной в империи, что 4 мая 1883 года по инициативе 53 активистов (представителей дворянства, купечества, интеллигенции) в Москве было учреждено Российское гимнастическое общество (РГО) с целью продвижения многих видов спорта: гимнастики, лаун-тенниса, плавания, фехтования, тяжелой атлетики, борьбы, бокса, хоккея с мячом, фигурного катания, бега на коньках, велоспорта, лыжных гонок и др. Тогда же был утвержден проект устава общества, в самом первом параграфе которого была поставлена цель «содействовать развитию гимнастического дела в видах укрепления и восстановления здоровья». Среди 53 активистов были писатель Антон Чехов, журналист Владимир Гиляровский, историк Иван Иванов, известный промышленник и предприниматель Николай Шустов, а также русские предприниматели и меценаты-старообрядцы Сергей и Савва Морозовы, музыковед Константин Мазурин, художник-реставратор Дмитрий Струков, архитектор Александр Постников и др.
Члены РГО установили ежегодную плату в размере 12 рублей, а также единовременный взнос в размере 15 рублей, из которых 2/5 шли в неприкосновенные основной и запасной капитал. Из числа членов общества сроком на три года избирался совет.
Именно на базе РГО в 1895 году появилась новомодная английская игра в ножной мяч (по-английски — футбол), забытый древнеримский гарпастум.
Цвета РГО изначально были такими: белые футболки с красной окантовкой и красный пояс. Символом общества — сокол.
В 1907 году по указу премьер-министра Российской империи Петра Столыпина РГО становится Русским гимнастическим обществом «Сокол». И сам Столыпин с сыном Аркадием вступает в Сокольское движение и начинает всячески поддерживать движение Русского сокольства. На его съезде в 1911 году была провозглашена сокольская идея славянского братства. Заявлено, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племен Российской империи во имя блага и мощи России». Основными принципами обозначены «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм». Руководство общества утверждало, что «Русский сокол должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины — России».
Именно в РГО «Сокол» начинали играть в футбол братья Николай и Александр Старостины, избравшие для будущего знаменитого «Спартака» (до этого футбольная команда РГО «Сокол», «Пищевик») красно-белые «сокольские» цвета.
Здесь катались на коньках писатель Лев Толстой, известные конькобежцы Василий Ипполитов, Николай Струнников и Николай Седов. В киевском гимнастическом обществе «Сокол» состоял великий русский борец Иван Поддубный.
Свет «Зарницы». В советское время движение «сокольства» постепенно затухало, считаясь буржуазным пережитком по панславянскому содержанию, но не по форме. Основные традиции перекочевали в проведение спортивных спартакиад и массовой военно-спортивной подготовки подрастающего поколения и молодежи. Начали тиражировать спортивные общества уже по профессиональному признаку: «Динамо» (органы внутренних дел), «Буревестник» (профсоюзы), «Спартак» (промысловая кооперация), «Локомотив» (железнодорожный транспорт), «Водник» (флотский профсоюз), «Урожай» (работники сельского хозяйства) и др. На демонстрациях, запечатленных на кадрах кинохроники, советские физкультурники с гордостью показывали замысловатые пирамиды, которые были разработаны еще «соколами».
В школах были открыты специальные курсы по начальной военной подготовке (НВП) для учеников 15-17 лет.
В 1927 году в СССР было учреждено Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИА-
ХИМ) — предшественник ДОСААФа, в котором состояли более 2 млн человек. Его активисты проводили лекции в школах, учреждениях, создавали кружки противохимической обороны и пункты противохимической защиты при колхозах, клубах и даже в жилых домах, где велись тренировки, обучалось население правилам поведения при газовой атаке.
27 августа 1940 года ЦС ОСОАВИАХИМа принял постановление «О перестройке военного обучения членов ОСОАВИАХИМа». Начался переход от кружковой системы к занятиям в учебных подразделениях. Были созданы группы, команды, отряды.
В 1939-1940 годах в осоавиахимовских организациях столицы было подготовлено 3248 групп самозащиты, создано 1138 постов ПВХО, 6 тыс. командиров постов и групп самозащиты. В 1940 году подготовкой к ПВХО было охвачено свыше 770 тыс. жителей города.
Была создана специальная форма для членов ОСОАВИАХИМа. Мужчинам предписывалось носить гимнастерку и брюки-галифе цвета хаки специального образца, ботинки или сапоги черного цвета, обмотки к ботинкам черного цвета, кожаный ремень; женщинам — платье репсовое цвета хаки, чулки черного цвета.
После Великой Отечественной войны задачи налаживания тотальной подготовки населения к возможной войне стали обязательными для всех. 20 августа 1951 года различные добровольные общества были объединены в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР (ДОСААФ), которое существовало как массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. У ДОСААФ были свои аэродромы и спортивная авиация, стрелковые тиры, автобазы, морские базы.
В школах на уроках НВП начиная с 9-го класса ученики приобщались к изучению устройства стрелкового оружия, противодействию последствиям применения оружия массового поражения, основ гражданской обороны. В качестве преподавателей выступали военруки — профессиональные отставные военные.
В хороших средних учебных заведениях преподавалась медицинская, топографическая, инженерная, тактическая, строевая подготовка, имелись собственные стрелковые тиры. Летом школьников возили на полевые испытания, схожие с военными полевыми лагерями. Таким образом, налаживалась грамотная допризывная подготовка будущих солдат срочной службы, чтобы, попадая в армию, вчерашние школяры не чувствовали себя некомфортно и неуютно в стрессовых ситуациях.
Параллельно с военной частью большое внимание уделялось и патриотическому воспитанию молодежи, где активную роль уже играли профессиональные пропагандисты и агитаторы, бравшие на себя политическую часть подготовки подрастающего поколения. Таким образом, 17-18-летние юноши и девушки выходили во взрослую жизнь с начальными военными и устойчивыми идеологическими навыками.