— Мы нашли подтверждение тем прогнозам, которые давали: онлайн-образование — мощный, эффективный способ обучения или поддержки обучения. Однако он требует системного подхода и анализа предыдущего опыта, который, к сожалению, был проигнорирован. Мы увидели, что онлайн-технологии полезны, но это было известно и ранее, ведь школы закрывались уже многократно: и из-за эпидемий, и из-за других факторов, таких как стихийные бедствия или карантины.

Негативный опыт — неготовность организаций выбрать оптимальные решения, обеспечить систему управления обучением. Во всем обвинили педагогов, но на самом деле мы наблюдали проявление ими чуть ли не героизма в стремлении решить эти проблемы своими силами. Однако никакого примера у них перед глазами не было. Педагогов практически бросили, не объяснив, как надо действовать. В результате они использовали плохо стыкуемые между собою решения — в плане обмена данными, успеваемости, информативности, объективности и отчетности. Нынешняя совокупность инструментов нужных возможностей не дает до сих пор.
Самая острая проблема онлайн-образования — институциональная. В стране не сформирована практика социального взаимодействия с учетом мнения профессиональных сообществ, родительских ассоциаций, представителей бизнеса и т.д., которые могли бы скорректировать курс политики в сфере образования с учетом реалий. Поодиночке мы проблемы не решим. Ведь средства коммуникаций, в том числе и групповых, есть, но правильного курса по-прежнему нет.

Действительно, место онлайн-формата в системе образования за первые полгода 2020-го заметно изменилось. В первую очередь всем стала очевидна беспрецедентная возможность для участников процесса видеть глаза друг друга, видеть эмоции, реакцию. И не только с помощью зарубежных платформ (не зря акции Zoom на мировых рынках ценных бумаг стабильно растут) — такого рода возможности уже доступны и на базе отечественных решений. 

Негативный опыт — это педалирование на российском рынке слабо подготовленных проектов для средней школы, обещавших индивидуальный подход, гибкие траектории, адаптивные технологии и методики. На самом деле в подавляющем большинстве случаев подобного комплекса возможностей сделано не было даже близко, хотя СМИ неизменно обещали прорыв. Яркий пример — проект Сбербанка «Цифровая платформа персонализированного образования для школы», который вошел в пилотную фазу явно неготовым как с технической (постоянные зависания, путаница в инструкциях), так и с методологической точки зрения (неуправляемая нагрузка на школьника, который и без того находится в стрессе). 

Другой важный момент, который может повлиять на будущее образовательных онлайн-платформ в России, станет очевидным, если сравнить, к примеру, ролики блогеров, специализирующихся на научно-популярных темах, и существующие онлайн-курсы. Мы не научились еще быть ближе к школьнику, подавать обучение так, чтобы это было интересно. Эвристика, совместные рассуждения, столкновение различных точек зрения по тому или иному вопросу, приемы диалогизма, подразумевающие своего рода актерскую игру. Нет, преподаватель вовсе не должен превращаться в шоумена, но для лучшего результата можно ведь строить программу с учетом особенностей восприятия молодежи. Мне кажется, эти инструменты станут очень востребованы в самое ближайшее время.  
 |