Россия открыта для сотрудничества в образовательной сфере со всеми государствами, которые заинтересованы в обеспечении технологического суверенитета, подготовке квалифицированных кадров для экономики, сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей.

Важные направления демографической политики — 1 сентября в нашей стране двери для учеников открыли 160 новых школ, а также почти 1300 школьных зданий, преобразившихся после капитального ремонта. В результате еще более 630 тысяч детей получат возможность учиться в современных комфортных условиях. Проекты строительства и капремонта образовательных объектов реализованы в Московской и Ростовской областях, Республике Дагестан, Донецкой Народной Республике и других субъектах Федерации.

В целом за последние четыре с половиной года в результате реализации государственной программы развития образования условия обучения улучшены для более чем 1,5 миллиона учащихся, в том числе построено более 900 новых школ, в которых создано более 540 тысяч дополнительных мест.

С 2022 года отремонтировано почти 2,5 тысячи зданий школ, где учится миллион человек. До конца 2024 года кардинально обновим еще более 1,5 тысячи объектов общего образования. Большинство из них в сельской местности — об этом мы с самого начала с коллегами договорились.

Хорошие результаты достигнуты и по программе строительства детских садов и яслей. Удалось добиться практически стопроцентной доступности дошкольного образования.

Развитие и общего, и дошкольного образования — важные направления нашей демографической политики, и все принятые в этой сфере решения должны, безусловно, исполняться.

Так, мы договорились с правительством о том, что с 2025 года будем направлять из федерального бюджета средства на обновление образовательных пространств и капитальный ремонт как школ, так и детских садов. Со своей стороны губернаторы должны своевременно выделять ресурсы на софинансирование таких проектов.

Речь не только о стройке и ремонте. Необходимо закупать удобную и безопасную мебель, новое оборудование для спорта и творчества, особое внимание уделять развитию материально-технической базы образования на селе. Нужно продолжать работу по обеспечению школ высокоскоростным доступом в интернет (здесь еще есть над чем работать), формировать необходимую IT-инфраструктуру и современные компьютерные классы.

Важнейший вопрос — кардинальное обновление всей образовательной инфраструктуры Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Проблемы здесь не решались, копились годами, если не десятилетиями.

Этот учебный год школы новых регионов провели уже по российским стандартам. Подготовка к нему началась еще в апреле 2022 года, когда были развернуты программы по повышению квалификации учителей, обеспечению школ учебниками, ремонту школьных зданий. Важно и впредь уделять особое внимание решению задачи по интеграции школ, колледжей, вузов присоединенных территорий в единую систему образования страны. Это один из ключевых вопросов.

Готовность щедро делиться достижениями отечественной педагогики 

— Человек, его знания, кругозор, стремление постигать новое становятся (уже стали) главной движущей силой развития в ХХI веке. И потому очень важно, чтобы во всех странах люди имели равные возможности для реализации своих талантов, для получения образования, а государства гарантировали его доступность, активнее внедряли современные стандарты, которые бы не только давали добротный багаж знаний и навыков, но и прививали молодому поколению ценности, основанные на традициях и культуре своих стран и народов. 

Россия имеет мощный образовательный потенциал, сильные педагогические и научные школы. За последние 20 лет в нашей стране проведена модернизация всей системы образования. И такая работа, донастройка образовательных программ продолжается с учетом растущих запросов молодежи, стремительных общественных, экономических, технологических изменений в мире и, конечно, тех новых масштабных задач, которые мы решаем в рамках национальной повестки развития.

Сегодня в России все дети имеют равный доступ к бесплатному качественному дошкольному, общему и дополнительному образованию. Создана современная модель управления и оценки качества образования на основе объективных данных. У нас действует одна из самых результативных в мире систем выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Об этом убедительно свидетельствуют и международные исследования, и блестящие победы наших ребят на международных олимпиадах школьников.

Россия открыта для самого широкого сотрудничества в сфере образования. Мы готовы делиться опытом реализации лучших практик в этой области, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оказывать помощь в создании инфраструктуры образования по российским стандартам. Наша страна имеет уникальный опыт внедрения цифровых и дистанционных образовательных технологий. Мы многое делаем для поддержки и развития образования в других государствах. Из года в год растет число педагогов — участников программы «Российский учитель за рубежом». Сейчас в рамках проектов проходящего в России Года педагога и наставника наши учителя преподают в зарубежных общеобразовательных организациях. В ближайшие годы такая работа обязательно будет расширена.

И, конечно, продолжим поддерживать профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров в сфере образования из всех дружественных стран. На это уже давно ориентированы многие ведущие российские вузы.

Россия готова щедро делиться достижениями отечественной педагогики, которые предопределили научное и технологическое развитие нашей страны. Такой живой, честный обмен идеями, оригинальными подходами очень важен. При этом считаем недопустимым, когда суверенным государствам порой грубо и бесцеремонно навязывают, пытаются навязывать чужие шаблоны, в том числе в сфере образования и воспитания.

Напротив, поддерживаем права каждого народа, каждой страны, каждой уникальной цивилизации на всех континентах на сохранение своей самобытности, обеспечение преемственности поколений, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. 

 |