Сегодня необходимость перезагрузки системы актуальна как никогда. Скоро в России начнется реализация Стратегии развития образования на период до 2036-го с перспективой до 2040 года. Работа над документом практически завершена.
Внедрение новой Стратегии развития образования — логичный шаг в условиях нынешних реалий, когда запросы экономики, работодателей и общества к уровню компетенций специалиста зашкаливают. Плюс у грядущей реформы весьма долгосрочные перспективы, что наводит на мысль: работа предстоит масштабная.
Инициатива о разработке стратегии принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. Еще в 2023 году он дал поручение правительству разработать долгосрочный документ. «Россия должна быть конкурентоспособной по всем ключевым направлениям, в том числе по технологическому развитию, — подчеркнул лидер государства на февральском заседании Совета по науке и образованию. — Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только что формирующихся индустрий. Рабочие профессии в промышленности и других отраслях также требуют знания сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие кадры — одна из важнейших задач для всех уровней образования. Ситуация в экономике, в глобальной конкуренции быстро меняется. С учетом острого дефицита кадров нужно уже сейчас предпринимать нестандартные шаги, формировать задел в компетенциях на годы вперед, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, как и школы, колледжи, вузы и через 15-20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование нужно обязательно закладывать в логику наших действий и ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года».
Основные аспекты. Главным координатором стратегии выступает Министерство просвещения совместно с Министерством науки и высшего образования России. Ведомства отвечают за разработку основных направлений и положений. Первые обсуждения документа начались еще в декабре 2024 года.
«В разработку стратегии включились представители всех 89 субъектов, — сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. — Над документом работают более 650 экспертов: представители сферы образования, бизнеса, институтов развития и органов власти, ученые, общественники и даже родители. Это беспрецедентная по масштабу работа в новейшей истории России. Наша цель — создать современную и гибкую образовательную систему, которая будет соответствовать потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства».
В подготовке документа участвуют 14 рабочих групп, созданных Минпросвещения и Минобрнауки. В них входят региональные руководители, ученые, представители высшей школы, научных сообществ, общественных организаций и другие. Они работают в тесном взаимодействии. Это обеспечивает широкий спектр взглядов и учет разных точек зрения в процессе формулирования целей и приоритетов образовательной политики России на ближайшие два десятилетия.
Основная работа над документом уже завершена. Пилотный текст был представлен в январе 2025 года на стратегической сессии «Развитие образования в Российской Федерации до 2040 года».
«Сегодня уже многое сделано, — сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. — Продолжается формирование единого образовательного пространства, в школах реализуется единая программа воспитания. Важно эти тенденции закрепить, чтобы выпускники любили свою Родину, придерживались традиционных духовно-нравственных ценностей. В рамках работы над стратегией начинаем формулировать образ будущей системы образования к 2040 году. Этот процесс включает определение долгосрочных целей и ключевых ориентиров развития, которые позволят системе образования эффективно отвечать на вызовы времени и запросы общества. В результате обсуждений уже сделаны выводы о необходимости усиления междисциплинарного подхода, развития кадрового потенциала, создания условий для формирования у учащихся компетенций, необходимых в будущем. Также затронуты вопросы бесшовности образования, воспитательной работы, снижения бюрократической отчетности учителей, совершенствования программ и учебников, повышения мотивации учеников и учителей».
Разработка стратегии ведется поэтапно и включает широкие общественные обсуждения и консультации с целью учета мнений различных групп населения. «Особое значение для нас имеет вовлечение в обсуждение стратегии семейного сообщества и работодателей, — подчеркивает руководитель Росмолодежи Григорий Гуров. — Только вместе мы можем реализовать общегосударственные цели, которые стоят перед нами. Говоря о качестве образования, мы всегда должны помнить, что его неотъемлемой частью является система воспитательной работы. Именно она определяет вектор, куда будут приложены полученные знания. Это, безусловно, суверенные интересы нашего государства, отвечающие запросам общества и каждого гражданина».
Оценка качества. Одна из ключевых целей стратегии — повышение уровня образования. И здесь встает вопрос о контроле качества обучения. Этим вопросом рабочие группы начали заниматься с прошлого года.
«Наша рабочая группа уже выявила вызовы и риски, которые существуют в системе образования, в том числе в условиях санкционного давления и демографических процессов, — поделился заместитель директора Федерального института оценки качества образования, участник рабочей группы «Качество образования» Илья Денисенко. — Мы определили проблемы, которые предстоит решить системе образования для того, чтобы добиться технологического лидерства, обеспечить технологический суверенитет. Важнейшим результатом работы группы является определение того инструмента, который будет использоваться для оценки качества образования в рамках реализации стратегии. Это должен быть объективный и надежный инструмент, от которого напрямую зависит реализация всей стратегии».
Ключевые изменения. Целевые маркеры стратегии распространяются на все уровни образования. Для общего среднего образования — это обеспечение качества школьного образования, где запланировано усиление педагогической и воспитательной работы, внедрение современных образовательных технологий, инновационных методик, практикума, формирование конкурентоспособных компетенций у выпускников школ. Особый акцент делается на программы поддержки одаренных детей. Такая работа ведется с 2019 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Теперь это один из основных пунктов стратегии.
Второе направление — средние специальные учебные заведения. Здесь упор сделан на современные компетенции, уровень знаний, практические навыки, что позволит выпускать конкурентоспособные, квалифицированные рабочие кадры, в которых очень нуждается рынок труда. Ключевым аспектом в подготовке таких специалистов станет организация стажировок студентов, их практическая работа, а также анализ кадровых запросов предприятий.
Третья важная задача — укрепление позиций высших учебных заведений России в международном пространстве, рост потенциала отечественного высшего образования, особенно технической направленности, повышение качества подготовки специалистов высшего звена, обладающих глубокими знаниями, инновационным мышлением, способных взять на себя решение общегосударственных задач.
В рамках стратегии будут существенно проработаны такие направления, как развитие цифровой грамотности, практический компонент обучения, создание инклюзивной среды, укрепление научно-исследовательской базы, пересмотр содержания и методов обучения.
Новая стратегия предусматривает ряд принципиально новых подходов, существенно отличающихся от традиционного советского и постсоветского периода, впрочем, и последнего десятилетия тоже. Это индивидуализированное обучение, основанное на развитии индивидуального маршрута каждого ученика, учитывающего его интересы, способности и возможности. Это интеграция наук, когда образование строится вокруг взаимосвязанных дисциплин, позволяющих формировать целостное представление о мире и понимание сложных явлений природы и общества.
Также основной ориентир будет на практический компонент. Важнейшую роль играют практические задания, проекты, позволяющие применять полученные теоретические знания в реальной жизни. Особое внимание — творческому развитию личности ребенка, креативности, нестандартному мышлению. Появятся новые методики, позволяющие раскрыть творческий потенциал, самостоятельность, инициативу, лидерские способности учащегося.
Большая глава посвящена нравственному воспитанию, социальной ответственности, морали, формированию правильной гражданской позиции. Образовательные программы будут нацелены на духовно-нравственное развитие учеников, воспитание культуры и уважения к людям.
И еще один важный аспект — самообразование и постоянное обновление знаний и компетенций. Решить эту задачу позволят инновационные непрерывные и адаптивные программы. Каждый сможет самостоятельно получать новые знания, обновлять профессиональные компетенции на протяжении всей жизни, повышая раз за разом свою конкурентоспособность.
Технический базис. Новая стратегия даст возможность значительно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. Этот вопрос активно решался в последние годы в рамках национального проекта «Образование», федеральной программы «Успех каждого ребенка», региональных программ и проектов. Многие школы, ссузы, вузы смогли не только сделать ремонт, но и обновить техническую базу, внедрить передовые образовательные методики, построить практические мастерские, открыть дополнительно технические классы, закупить оборудование.
Однако время идет, и через пару-тройку лет возникнет необходимость в очередном апгрейде, который также запланирован в стратегии. Это модернизация школьных зданий и помещений, переоснащение лабораторий и мастерских, технических кабинетов и специализированных классов, компьютеризация и интернетизация, создание электронных библиотек и виртуальных музеев и многое другое.
Контрольный вопрос. Наиболее обсуждаемым в последнее время является вопрос Единого государственного экзамена. Эта форма контроля знаний для многих экспертов, преподавателей, родителей остается спорной: будет или не будет отменен ЕГЭ, введенный в России с начала 2000-х годов? Скорее, нет — полного отказа от тестирования в виде ЕГЭ пока не предполагается, однако процесс реформирования идет постоянно.
Официальная позиция Минпросвещения и Минобрнауки остается неизменной: тестирование в форме ЕГЭ сохранится как основной инструмент оценки знаний на протяжении ближайших десятилетий. Однако Стратегия развития образования рассчитана до 2036 года с перспективой продления еще на пять лет, и, возможно, появятся новые идеи о формате контроля знаний учеников. Кроме того, рассматривается возможность дифференцированной сдачи экзаменов, предоставляя учащимся выбор профиля специализации и способов демонстрации своего уровня подготовки.
Кадровый апгрейд. Конечно, новые подходы к образованию потребуют новых компетенций от преподавателей школ, колледжей, вузов. И здесь вопрос конкуренции также никто не отменял. Чем лучше подготовлен учитель, обладающий глубокими знаниями, всей необходимой компетенцией, тем качественнее будет обучение школьников и студентов.
В стратегии определены новые требования к качеству и уровню подготовки преподавателя в зависимости от типа образовательного учреждения. Это творческий подход к процессу обучения в детском саду. Это глубокая предметная компетенция, инновационный подход к преподаванию и воспитанию в школе.
Если речь идет о ссузе, то здесь для преподавателя важны практическая ориентированность, кооперация с производственными партнерами, осведомленность о новейших тенденциях и технологиях в отрасли, для которой ведется подготовка кадров.
Преподаватель высшего учебного заведения должен обладать массой качеств, таких как фундаментальные научные знания, активное участие в научных мероприятиях, конференциях, погружение в научные исследования, вовлечение в них студентов, навыки проектной работы.
«Один из ключевых вызовов для всей системы образования связан с качеством и объемом подготовки соответствующих квалифицированных кадров, — отметил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. — Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы зазор между системой высшего образования и рынком труда был минимальным. Это предполагает достаточно серьезные корректировки по портфелю образовательных программ вузов, по работе всей инфраструктуры, связанной с государственными образовательными стандартами и необходимостью внесения оперативных изменений. Все эти вопросы мы планируем должным образом учесть в стратегии».
«Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог самореализовываться, повышать квалификацию в проверенных учреждениях и в современной, безопасной среде передавать эти знания школьникам и студентам», — добавил Сергей Кравцов.
В пилотном режиме. Сегодня работа по внедрению основных концепций стратегии уже идет на региональном уровне. В число пилотных территорий, задействованных в предварительной апробации документа, входят Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Томская область. Они станут базой для дальнейшей отработки модели развития образовательного пространства, накопления опыта и проверки эффективности предлагаемых решений перед масштабированием практики на всю страну.