Его главные задачи — привлечь работодателей, чтобы они инвестировали в учреждения среднего профобразования, привносили свои технологии, компетенции в процесс обучения, а также внедряли отраслевой подход в подготовку студентов. В нынешнем году в проекте участвуют 150 тыс. молодых людей, а к 2024-му их количество достигнет 600 тыс. Как прогнозируют федеральные кураторы, в перспективе новой инициативой будет охвачено около 50% ссузов страны. На ее осуществление из бюджета РФ выделяется 30 млрд рублей — впервые с 2005 года государство поддерживает систему СПО в таком объеме.

Акцент на практическом обучении. «Глобальная цель проекта «Профессионалитет» — обеспечить успешное экономическое развитие России. Именно квалифицированные рабочие кадры, которые готовит система среднего профессионального образования, являются основой и гарантом развития всех отраслей экономики и социальной сферы. Это теперь не просто колледж, это научно-образовательное производственное объединение», — заявила вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова.

По информации Минпросвещения России, на конкурс по отбору образовательно-производственных центров (кластеров) поступило 100 заявок из 54 регионов. В нем приняли участие 369 учреждений среднего профессионального образования, а также более 300 предприятий реального сектора экономики. В результате отбор прошли 250 ссузов и 200 компаний-партнеров из 42 субъектов, расположенных во всех федеральных округах страны. Набрано 150 тыс. студентов.

металлургический завод1.jpg

Создано 70 кластеров по восьми направлениям: сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, легкая промышленность, фармацевтическая, химическая и атомная отрасли, железнодорожный транспорт. Согласно оценке экспертов, это те отрасли, которые сегодня особенно нуждаются в квалифицированных кадрах.

«Профессионалитет» — новый этап развития системы СПО в России. Мы делаем акцент именно на практическом обучении, на самых востребованных и перспективных направлениях. При этом будем максимально помогать с трудоустройством ребят. Сами работодатели будут заинтересованы в квалифицированных специалистах и начнут помогать колледжам выстроить оптимальные образовательные траектории для молодых людей. 1 сентября 2022 года стартовал набор, а уже через два — два с половиной года первые специалисты, отучившиеся по программам «Профессионалитета», смогут выйти на производство и продемонстрировать свои навыки на практике», — прокомментировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Прогнозируется, что к 2024 году число образовательно-производственных кластеров в рамках «Профессионалитета» увеличится до 210, а количество студентов — до 600 тыс. человек. К проекту присоединится еще ряд отраслей: строительство, топливно-энергетический комплекс, IT-индустрия и космическая сфера.

промышленный кластер.jpg

Основа новой модели управления — команда. Важная составляющая проекта — повышение квалификации педагогических работников учреждений СПО. В результате должны появиться команды управленцев, которые смогут изнутри, в регионе, изменять саму систему подготовки кадров рабочих профессий, сделают их престижными, почетными.

К 1 сентября Институт развития профессионального образования (ИРПО) обучил 4500 мастеров, преподавателей, методистов колледжей и техникумов, победителей и призеров чемпионатов профмастерства. Специфика обучения заключалась в приобретении практических навыков на базе стажировочных площадок лидеров отрасли, индустриальных партнеров и учебных мастерских. Механизмы внедрения «Профессионалитета» были разработаны с привлечением представителей рынка труда, применялись также автоматизированные методы конструирования образовательных программ.

«Формат кластера позволяет объединить в управленческие команды директоров колледжей и руководителей предприятий. Именно команда является основой новой модели управления, когда работодатели могут непосредственно влиять на процессы образования и содержание подготовки специалистов», — отметила ректор ИРПО Наталия Золотарева.

Практико-ориентированная программа, разработанная Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей», проходила в смешанном формате — очно и онлайн. Она включала в себя встречи с признанными экспертами в производственных отраслях, стажировки в учебно-производственных кластерах.

Как рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина, в программе учтены все пожелания и запросы участников «Профессионалитета». Первый блок запросов касался методологии реализации проекта. Это разработка нормативно-правовой базы, статуса и преференций для опорных работодателей и подготовка мастеров, готовых обучать молодежь в новой парадигме. Второй блок ориентирован на развитие лидерских и управленческих компетенций, эффективных коммуникаций, мотивации, личностного роста и развития у управленца «мягких навыков». Третий блок — о психологии управления людьми, новых формах взаимоотношений между членами команды и мотивации на достижение общей цели.

«Профессионалитет» — это не просто реорганизация сферы образования, это проект про бизнес, про инвестиции, про экономику в целом, который поможет настроить систему подготовки кадров для работы с запросами экономики и рынка труда. Для успеха его реализации только взаимодействия бизнеса и системы образования недостаточно. Нужно изменить мышление управленческих команд, настроить их на эффективность в достижении общей цели», — подчеркнула заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Маргарита Скворцова.

студент машиностроение.jpg

Регионы дают «добро». Регионы активно включаются в новый проект и связывают с его реализацией большие надежды.

На базе Камчатского политехнического техникума открылся кластер горнодобывающей отрасли. Камчатка — единственный субъект РФ, где в рамках «Профессионалитета» будут готовить специалистов для горнодобывающей промышленности. Опорный работодатель — Быстринская горная компания — намерен принимать непосредственное участие в подготовке специалистов, которые будут трудоустроены как в самой компании, так и на предприятиях-партнерах.

«Бизнесу и государству важно работать в синергии, создавать образовательные экосистемы нового формата, привлекать и обучать педагогов по-новому, давать студентам те навыки и компетенции, которые будут актуальны и через пять, и через десять лет. Только работодатель знает, какие ему необходимы специалисты, сколько времени надо их готовить, какие нужны экзамены, по каким квалификациям. Адресная подготовка кадров в рамках «Профессионалитета» легла в основу проекта «Кумроч». Это взаимовыгодное партнерство: компания получает высококвалифицированных рабочих, молодые люди — доступ к востребованным на Камчатке профессиям, практике на современном оборудовании, к высокооплачиваемым рабочим местам и карьерному развитию», — поделился акционер Быстринской горной компании Андрей Комаров.

В Челябинской области формируются образовательные кластеры по атомной, металлургической и машиностроительной отраслям. Как сообщил министр образования и науки региона Александр Кузнецов, базовыми образовательными организациями проекта стали Челябинский механико-технологический техникум, Озерский технический колледж, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, и Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ.

лаборатория.jpg

В Московской области для участия в «Профессионалитете» выбрано две отрасли — металлургия и машиностроение. По информации вице-губернатора региона Ирины Каклюгиной, в проекте будут задействованы 20 колледжей, 24 предприятия-партнера.

На базе Дальневосточного технического колледжа в 2023 году создадут кластер по строительной отрасли. Производственными партнерами выступят ООО «Стройкомплекс» и ООО «ФС-Груп». Планируется, что к работе привлекут ведущие предприятия стройкомплекса, в том числе откроют учебные группы под кадровый запрос ПАО «ПИК — Специализированный застройщик».

В Калужской области появится федеральный технопарк профессионального образования. Он разместится на территории индустриального парка «Калуга-Юг», под проект будут задействованы помещения площадью более 50 тыс. кв. метров. Предполагается оборудовать 37 мастерских для обучения по 26 специальностям СПО. Ежегодно центр сможет готовить около 5 тыс. квалифицированных специалистов.

«Рассчитываем, что технопарк возьмет на себя сразу несколько важных функций. Во-первых, это будет ядро практической поддержки, единое образовательное пространство мастерских и производственных площадок. Во-вторых, технопарк станет центром повышения квалификации педагогов СПО, опорной точкой для наставников, которые смогут получить актуальные теоретические знания и новейшие практические навыки. В-третьих, центр займется повышением квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин в колледжах и даст навыки их ускоренного преподавания без потери качества», — перечислил преимущества губернатор Калужской области Владислав Шапша.

В Оренбургской области в следующем году планируется создать пять учебно-производственных кластеров в сферах металлургии, машиностроения, информтехнологий и горнодобывающей промышленности. Соответствующие соглашения подписали Минобр региона, Орский машиностроительный колледж, Медногорский и Орский индустриальные колледжи, Оренбургский колледж экономики и информатики, Гуманитарно-технический техникум, Орский механический завод, Медногорский медно-серный комбинат, Гайский ГОК, Завод бурового оборудования, компания «Айтим» и ПО «Стрела». По информации облправительства, студентами кластеров станут более 3,9 тыс. человек.

AKV_0889.jpg

Дальше — больше. Согласно результатам опросов, проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей, недостаток квалифицированных кадров по-прежнему наиболее острая проблема для промотраслей. «Отечественный бизнес не может полностью укомплектовать штат по ряду профессиональных групп независимо от конъюнктуры рынка — и в кризисы, и в периоды подъема экономики. Сегодня более 56% опрошенных компаний — членов Союза испытывают потребность в профессиональных рабочих, — подтвердил президент РСПП Александр Шохин. — За прошедший в год в стране стартовало несколько значимых для развития национальной системы квалификаций проектов, в том числе «Профессионалитет». На мой взгляд, их реализация способна качественно поменять (и уже меняет) ситуацию на рынке труда, ситуацию с подготовкой кадров».

Первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов согласен с тем, что «Профессионалитет» — очень важный проект. «Эта программа позволяет студентам получать трудоустройство без переподготовки, изначально учиться под задачи производства и получать ту самую самореализацию, о которой мы много говорим», — заметил эксперт.

По оценке Минпросвещения РФ, в перспективе в проекте смогут участвовать около 50% колледжей России. «Я бы предостерег от того, чтобы рассматривать «Профессионалитет» как волшебную таблетку и панацею для всей системы СПО. Это было бы неправильно, потому что данная система очень многогранна. Существуют художественные и медицинские училища, силовые органы тоже имеют свои колледжи и техникумы. Вот здесь подходы к образованию должны быть где-то более классическими, где-то приземленными под местную специфику. Но те подходы, которые мы отработали на первых 70 кластерах, очень четко показывают, что самый главный принцип — ориентированность на экономические потребности конкретного субъекта», — резюмировал первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев.

«Профессионалитет»: цели и задачи 

Согласно комментарию Министерства просвещения России, среди ключевых инициатив федерального проекта «Профессионалитет» — создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.

В рамках проекта будут внедрены новые образовательные программы — интенсивные, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».

Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) — педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд — пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта. Они получат педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

Разработан новый механизм формирования и оценки общего объема региональных контрольных цифр приема. Отраслевые предприятия принимают непосредственное участие в их утверждении, что позволит управлять развитием отрасли в части подготовки кадров.

Представители Минпросвещения РФ подчеркивают, что «Профессионалитет» станет локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Основная задача проекта, учитывая растущий интерес молодежи к обучению в колледжах, — широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям.

Это обуславливает приоритет развития системы, необходимость сохранения ведущей роли государства в ее финансировании.


Система СПО России в цифрах 

3,6 тыс. государственных учебных заведений, в том числе

400 тыс. федеральных учебных заведений.

300 тыс. негосударственных колледжей и техникумов.

500 тыс. отделений и факультетов, реализующих программы СПО.

23 отрасли экономики, для которых готовятся кадры.

5 млн студентов обучается в ссузах.

60% выпускников 9-х классов школ продолжают обучение в организациях СПО.

10-15 человек на место — конкурс на отдельные направления обучения в СПО.

В 2021 году прием поступающих в ссузы впервые превысил число абитуриентов вузов.

60% выпускников учреждений СПО трудоустраиваются по профилю.

60-70% занятых в реальном секторе экономики — выпускники программ СПО.

600 тыс. педагогов и сотрудников работают в системе СПО.

5 тыс. мастеров производственного обучения СПО ежегодно проходят повышение квалификации.

2,5 тыс. преподавателей СПО стали в 2022 году участниками Всероссийского конкурса «Мастер года».

 |