Выдержать серьезное испытание педагогам помогли профессионализм и мобильность, желание и способность овладевать новыми знаниями и технологиями, помощь профильных министерств и институтов развития. Буквально за считанные месяцы роль учителя в современной системе образования многократно выросла. А вместе с этим значительно увеличилась и его ответственность за достижение амбициозных целевых показателей, прописанных в национальном проекте.

Выдержать нагрузку. В период пандемии существенно увеличилась нагрузка на педагогов, многие были вынуждены жертвовать личным временем, чтобы освоить премудрости дистанта.

«Наши учителя находились на связи в режиме 24/7. Консультировать после проведения дистанционных уроков приходилось не только учеников, в первое время возникало много вопросов и у родителей, — вспоминает директор СОШ с. Миловка Уфимского района Башкортостана Александр Кирилов. — А вот педагоги нашей школы достаточно спокойно и квалифицированно перешли на новый формат. Дистанционные курсы для преподавателей, организованные министерством образования республики, помогли нам эффективно организовать занятия. Также мы использовали внутренние резервы, наши учителя-новаторы делились опытом работы в дистанте.

Современные реалии ставят перед учителями новые задачи и серьезные вызовы. Справиться с ними в состоянии те специалисты, которые остаются энтузиастами своего дела, готовыми не только учить, но и учиться, видят и используют дополнительные возможности для обучения подрастающего «цифрового поколения», уверена директор СОШ № 69 г. Екатеринбурга Татьяна Субботина. «Большинство учителей нашей школы приняли вызовы и смогли быстро и эффективно внедрить непривычные методики ведения занятий, работы с классом и проверки знаний учеников, — сказала она. — Во многом это зависело от готовности наших педагогов, которые непрерывно повышают свою квалификацию и занимаются самообразованием. Интересно, что в период пандемии наставниками преподавателей со стажем стали молодые специалисты, которые помогли им адаптироваться к современным условиям и быстро получить цифровые навыки».

По словам директора СШ № 43 г. Нижневартовска Илоны Морозовой, массовый переход на дистанционное обучение хотя и стал неожиданностью, нельзя сказать, что учителя оказались совсем не готовы к такому формату. «На протяжении последних лет мы активно осваивали новые информационные технологии, образовательные сервисы. Но одно дело — организовать работу из школы, где тебе всегда помогут и подскажут коллеги, совсем другое — организовать свое рабочее пространство каждому учителю дома. Конечно, возникли и весьма серьезные проблемы. Например, недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов и отсутствие опыта проведения уроков в режиме онлайн. К тому же появилось такое количество образовательных платформ, что у родителей и  учеников возникла паника: что, когда и где смотреть. Было принято решение ограничить круг ресурсов, создав четкую систему их использования».

Выводы, сделанные в период пандемии учителями-практиками, однозначны: рассматривать онлайн-обучение в качестве основного нельзя. В первую очередь это пагубно сказывается на социализации детей и качестве их успеваемости. «Даже те учащиеся, которые не любили ходить в школу и иногда прогуливали, настолько устали от домашнего обучения, что клятвенно обещали делать уроки и хорошо себя вести, лишь бы им только разрешили вернуться в класс, — отмечает педагог начальных классов Болгарской санаторной школы-интерната (Татарстан) Венера Базырова. — Детям необходим социум, ведь только в обществе ровесников они могут научиться общаться, дружить, делать выбор и принимать решения. Именно те качества личности, которые вырабатываются у ребенка при общении со сверстниками, играют важную роль в его человеческом и профессиональном росте».

Нельзя забывать и о профессиональном росте педагогов. «Да, развиваются информационные технологии, появляется современный образовательный контент. Казалось бы, бери и пользуйся. Но проведя несколько часов за компьютером, учитель чувствует себя опустошенным. Пропадает мотивация на творчество, научно-исследовательскую работу», — констатирует Александр Кирилов.


Всем миром. Практически в каждом регионе школы получили помощь от отраслевых ведомств и институтов переподготовки педагогических кадров. «Учителям были предложены новые дидактические решения с использованием электронной образовательной среды и возможности освоения дополнительных цифровых ресурсов, — рассказала директор Института развития кадрового потенциала Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Ольга Коряковцева. — Научно-методический центр «Новая дидактика» обеспечивал сопровождение учителей по заявительному принципу. Это был один из способов развития у педагогов профессиональных компетенций. Ориентация была направлена не только на освоение предмета, но и на реализацию воспитательной функции, что сегодня особенно важно».

Масштабную работу осуществлял Институт развития образования Краснодарского края. Только в первые две недели вынужденных каникул его специалисты провели более 40 вебинаров для разных категорий учителей и руководящих работников. Реализован проект «Телешкола Кубани», включавший 30 телеконсультаций по подготовке к ЕГЭ для 9-11-х классов и 299 телеуроков для 1-11-х классов. В проекте были задействованы 73 педагога из 34 образовательных организаций. «В период пандемии на дистанционный режим обучения перешли более 75% учителей, а это свыше 12 000 человек. В том числе в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» обучились 3400 преподавателей, для которых была разработана программа в соответствии с федеральными рекомендациями», — уточнила ректор Института развития образования Краснодарского края Татьяна Гайдук.

В Томском государственном педагогическом университете реализован проект «Центр учебной поддержки школьников и семей Томска и Томской области». Основной его целью являлось оказание помощи в освоении учебных предметов, выполнении заданий, преодолении затруднений при самостоятельном обучении. Операторами интернет-связи выступили лучшие студенты вуза, которые не давали готовые ответы, а помогали ученикам и их родителям разобраться в теме или конкретном задании. Сегодня в ТГПУ действует скорая педагогическая помощь: если учитель по какой-либо причине не может проводить занятия, на помощь приходят студенты-старшекурсники педагогических направлений университета. Для получения помощи руководителю общеобразовательного учреждения необходимо отправить заявку, и в течение 48 часов будет подобрана кандидатура для замены преподавателя. Занятия проходят в режиме видеоконференций.


Командная работа. Благополучно пережив период пандемии, школы продолжают решать образовательные задачи, повышают компетенции учителей и, исходя из запросов времени, формируют новые обучающие тренды.

С целью ранней профориентации детей в 2019/2020 учебном году в школе с. Миловка Уфимского района Башкортостана в качестве эксперимента организовали агропромышленный класс. Инициаторами выступили родители учеников, куратором — министерство сельского хозяйства региона. Сегодня в школе уже три агрокласса — свидетельство того, что практика зарекомендовала себя как успешная и требующая дальнейшего развития.

«Для детей была организована спецпрограмма. Например, они выезжали в питомник, смотрели, как выращивают виноград, в Уфимском аграрном университете совершали экскурсии по учебным лабораториям. В прошлом году ученики агрокласса участвовали в конкурсе «Агропоколение», где представляли и защищали свои научно-исследовательские проекты в сфере растениеводства: кто-то выращивал лук, кто-то — клубнику. По итогам конкурса компания «Август» учредила три ученические стипендии: 3 тыс. рублей в месяц за первое место, 2 тыс. — за второе и 1 тыс. — за третье», — рассказал Александр Кирилов.

СОШ № 69 г. Екатеринбурга осуществляет практику бинарных уроков, которая является одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Такой нетрадиционный урок ведут несколько педагогов-предметников. Это может быть, например, окружающий мир, родная литература и русский язык. Команда учителей школы — Екатерина Белоцерковская, Ольга Голенцева и Ольга Соловьева — вошла в число победителей I Всероссийского конкурса «Учитель будущего», проходившего в марте в Санкт-Петербурге в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование».

Конкурс поддерживает и продвигает команды учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе. «Учителя всегда являлись посредниками между настоящим и будущим. Обучая детей, педагоги задают тон тому, каким это будущее окажется, кем станут наши выпускники, какой будет наша страна,  какое место она займет в мире. Школа будущего — это место, где учитель и ученик — партнеры, которые вместе решают образовательные проблемы на пути самореализации и самоопределения ребенка», — прогнозирует Татьяна Субботина.

В учителя — со школьной скамьи. Одна из последних инициатив Министерства просвещения РФ — создание педагогических классов в общеобразовательных организациях. Это должно повысить качество подготовки педкадров в профильных вузах и институтах повышения квалификации.

В 2021 году на базе российских школ появится 5 тыс. педагогических классов. «Чем раньше «спровоцировать» развитие у обучающихся педагогических способностей, тем скорее результат оправдает ожидания, тем более что глубокая профориентационная работа не предполагается в современной школе. Нам важно понимать, кто придет учиться в педуниверситет, насколько мотивирован выбор профессии, насколько соответствует абитуриент по психолого-педагогическим и личностным характеристикам. Понимая, что выпускники педуниверситета будут учить поколение «Альфа», необходимо стараться, чтобы в педвуз шли учиться мотивированные выпускники школ», — уверена Ольга Коряковцева.

Инициатива создания психолого-педагогических профильных классов в базовых школах с участием педвузов позволит сделать работу по выявлению и поддержке детей с талантами в области педагогики и психологии максимально эффективной, поднимет ее на новый уровень, считает директор Института развития педагогического образования Наталия Семенова. «Если мы хотим, чтобы в школу пришли умные молодые педагоги, умеющие вести за собой, то таких педагогов нужно целенаправленно готовить, — сказала она, — а до этого выявлять таланты — школьников, обладающих интересом и способностями к педагогике и психологии. Во многих регионах существовали и существуют различные активности для учащихся, проявляющих способности к педагогической профессии: конкурсы, курсы, программы. Но благодаря созданию педклассов ученики получат дополнительные возможности для самореализации и развития в интересном для них направлении деятельности, школы — новый опыт работы, новые ресурсы для взаимодействия с педагогическими вузами, в будущем — молодых педагогов, а педагогические вузы — «своего» замотивированного абитуриента».

Нижневартовская СШ № 43 полностью укомплектована специалистами, а 30% педсостава составляют молодые преподаватели. Тем не менее руководство учреждения, понимая необходимость воспитания будущих учителей со школьной скамьи, открыло свой педагогический класс. В рамках внеурочной деятельности его ученики изучают специальные курсы: «Основы педагогики», «Основы психологии», «Командообразование и лидерство», «Волонтерская деятельность», «Основы конфликтологии».

«Нам помогает Нижневартовский государственный университет: ученики педкласса участвуют в олимпиадах и конкурсах, организуемых для студентов университета, а преподаватели вуза проводят для наших ребят спецкурсы. Учащимся педкласса предоставлена возможность осознанно подойти к выбору профессии, поближе познакомиться с особенностями работы педагога, попробовать себя в роли помощника классного руководителя, вожатого летнего школьного лагеря или организатора школьных дел», — поделилась Илона Морозова.

Екатеринбургская СОШ № 69 решает кадровую проблему совместно с Уральским педагогическим университетом: реализует проект по организации долгосрочной практики студентов, которые потом приходят в школы. «Я думаю, инициатива создания педклассов поможет ребятам уже в школе почувствовать и понять, что значит работа учителя, каких качеств и компетенций она требует от современного преподавателя, сделать осознанный выбор будущей профессии и стать в ней успешным», — рассуждает Татьяна Субботина.

А вот для системы образования Краснодарского края инициатива Минпросвещения РФ не нова. В рамках реализации профильного обучения с 2012 года в школах региона начали открываться социально-педагогические классы. В 2018 году по предложению губернатора Вениамина Кондратьева они наряду с инженерными, медицинскими и аграрными выделены как актуальные для Кубани. Сегодня в каждой четвертой школе (231 учебное заведение) всех 44 районов края ведется обучение по социально-педагогической профильной направленности.

«Уникальный пример: на базе Новороссийского социально-педагогического колледжа работает педкласс, в который набор осуществляется с 9-го класса. Ежегодно мы набираем туда 25-28 человек. После окончания 9-го класса ребята поступают на первый курс педколледжа, — отмечает Татьяна Гайдук. — Успешный опыт формирования педкласса накоплен в СОШ № 96 города Краснодара, где школьники, являясь активными волонтерами, объединились для обучения в социально-педагогическом классе. В СОШ № 24 поселка Агой Туапсинского района начинает работу распределенный педкласс. Уже подписаны партнерские соглашения с Кубанским госуниверситетом и Армавирским ГПУ». 

 |