Про строительство новых школ и детских садов

— В соответствии с поручением президента до 2024 года мы должны построить 1300 новых школ, тем самым ликвидировав третью смену и не допустив роста второй. С 2019 года открыто 699 школ, в 2022 году откроется еще 292. Набранные темпы позволяют уложиться в график.

Особое внимание мы обращаем на регионы, где все еще сохраняется третья смена. Это Тыва, Бурятия, Дагестан, Чеченская Республика. В целом доля школ с третьей сменой за последние два года сократилась вдвое. Но этот вопрос еще на контроле, и в следующем году он будет полностью закрыт.

Успешно завершается программа по строительству детских садов. На сегодня мы можем говорить о 100-процентной доступности дошкольного образования. Да, в определенных регионах еще остаются проблемы, которые мы решаем. К концу 2023 года выйдем в этих регионах на 100-процентную доступность.

02.09.2019_1ЕЛ_2.jpg

Про мультипликативный эффект программы капремонта школ

— Масштабная программа, инициированная президентом на съезде партии «Единая Россия», — капитальный ремонт школ. В течение пяти лет будет отремонтировано 7300 общеобразовательных организаций, из них не менее 3000 — уже в 2022-2023 годах. В текущем году ремонт начался в 1653 школьных зданиях — это более чем в 2,5 раза превышает первоначальные планы. Все работы будут завершены вовремя, мы этот вопрос ежедневно контролируем в онлайн-режиме.

Важно, что помимо ремонта каждая школа получит порядка 6,5 млн рублей на новое учебное оборудование. Учителя, директора совместно с учащимися будут сами решать, на что потратить эти средства: закупить мебель, обновить компьютеры и т.д.


Про поддержку учебных заведений на селе

— В 22 тыс. сельских школ России работают 467 тыс. учителей. Труд каждого из них крайне важен для повышения качества образования в стране. Минпросвещения старается своевременно оказывать поддержку сельским педагогам, решая проблемы на деле, а не на словах. Во все регионы, даже самые удаленные, поставляется высокотехнологичное оборудование, чтобы у каждого из почти 4 млн ребят, обучающихся в сельских школах, была возможность освоить современные технологии и новейшие образовательные программы не хуже, а может, даже и лучше, чем это делают ребята из школ больших городов. Реализуется программа «Земский учитель», помогающая решить проблему дефицита педагогических кадров.

В России запущена масштабная программа капитального ремонта школ. 70% школьных зданий в ней — здания сельских школ. Деньги выделяются также и на закупку необходимого учебным заведениям на селе оборудования — 10 млрд рублей ежегодно. Из 3 тыс. зданий, которые должны быть отремонтированы в текущем году, 2 тыс. — здания сельских школ.

Говорящие цифры

1300 новых школ будет построено в России до конца 2024 года.

7300 школ запланировано капитально отремонтировать в стране за пять лет.

6,5 млн рублей получит каждая школа РФ на закупку нового оборудования.

467 тыс. учителей работают в 22 тыс. сельских школ России.

100-процентная доступность дошкольного образования будет обеспечена во всех регионах страны к концу 2023 года.

15 регионов РФ стали в 2021 году участниками эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.

70 учреждений СПО отобраны в 2022 году для участия в федеральном проекте «Профессионалитет».

10-15 человек на место — конкурс на отдельные направления обучения в  СПО.

5 тыс. педагогических классов создадут в российских школах до 2024 года.

2021 год год старта масштабного обновления педагогических университетов РФ.


Про цифровизацию образовательной среды

— В последнее время Россия столкнулась с беспрецедентным внешним давлением: многочисленными санкциями, кибератаками, провокациями, запретом и ограничением на поставки оборудования, использованием программного обеспечения, цифровых сервисов. Но отечественная сфера образования заранее начала готовиться к полноценному и независимому от зарубежных стран, качественному и безопасному функционированию своих сервисов.

В 2021 году в 15 регионах запущен эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Он подразумевает создание платформы ФГИС «Моя школа» и сервиса видеокоммуникаций «Сферум». Так, «Сферум» позволяет проводить групповые видеоконференции, в нем есть чаты для учебы и общения с возможностью делиться видео, фотопрезентациями и другими материалами, а также закрытые сообщества школ, в которые можно приглашать учителей, родителей и учеников. Среди возможностей ФГИС «Моя школа» — облачное хранение файлов и совместная работа с документами, наличие версии для использования на устройствах Smart TV с собственным видеохостингом «Мое просвещение». По поручению президента к 1 января 2023 года работу государственных систем в сфере образования распространят на все учебные заведения страны.

Кроме того, создана Библиотека цифровых образовательных материалов, предоставляющая возможность учителям и школам проводить интересные уроки, добавляя в них интерактивные материалы и используя самые современные технологии, а родителям и ученикам — находить актуальный и интересный контент.

5f4e507082682c223dacd96c.jpg

Про значение бесплатного дополнительного образования

— В России существует система бесплатного дополнительного образования, позволяющая учитывать сильные стороны детей, их интересы. И это наше большое достижение, которое, несомненно, нужно укреплять и развивать. Но здесь важно заботиться не только о тех школьниках, которые хотят учиться и проявляют определенные способности, но и о тех, кто испытывает трудности в обучении. Эти дети тоже могут быть успешными в жизни, демонстрировать активность, развивать экономику, быть руководителями. Именно поэтому необходима своевременная диагностика пробелов в знаниях ребенка для оказания ему адресной помощи. Кроме того, важно, чтобы семья, родители общались с ребенком, настраивали его на обучение и развитие.

Сегодня задача заключается в оказании помощи практически каждому ребенку. Задача сложная, потому что в России 18 млн обучающихся, 39 тыс. школ. Но мы шаг за шагом идем к ее достижению. В стране хорошо развита система поддержки одаренных детей в таких образовательных центрах, как «Сириус», в региональных центрах по модели «Сириуса», «Кванториумах», «Точках роста», «IT-кубах».


Про новые акценты в системе СПО

— Для среднего профессионального образования мы реализуем проект «Профессионалитет», позволяющий школьникам получать знания по одной из восьми отраслей. Это передовые отрасли, для которых сегодня нужны кадры: сельское хозяйство, фармацевтика, легкая промышленность, машино-, авиа- и судостроение. Готовить специалистов сразу на предприятиях будут в течение двух с половиной лет, сокращены сроки обучения, и процесс сделан максимально практико-ориентированным с привлечением отрасли в развитие колледжа.

Отобрано 70 учреждений СПО. При этом обязательно отрасль инвестирует, вкладывает в ссуз оборудование, смотрит программы, дает практику для подготовки и говорит, какой специалист нужен, чтобы по завершении обучения было максимально гарантированное трудо-
устройство на хорошую зарплату.

поднятие флага.jpg

Про роль учителя

— Может быть очень современная школа с потрясающим дизайном, в которой все есть. Но если в школе нет учителя, это не школа. Очень многое, если не все в школе, зависит от учителя. И моя мечта, чтобы учителя нашей страны были счастливы, чтобы они получали достойную зарплату. Престиж работы учителя, уважение к учителю — самая главная моя мечта.


Про возрождение педклассов

— До 2024 года в российских школах должно быть создано 5 тыс. педагогических классов — это обеспечит единое образовательное пространство. Мы подготовили рабочие программы по всем учебным предметам. Определили список организаций, которые могут работать со школой. Утвердили единое ядро педагогического образования — высшего и среднего профессионального, чтобы учителя в вузах готовились по единым образовательным программам и были готовы к преподаванию в школах.


Про масштабное обновление педуниверситетов

— В 2021 году мы начали масштабное обновление педагогических университетов. В каждом из них уже открыты технопарки универсальных педагогических компетенций, в том числе с использованием того оборудования, которым оснащаются школы. Уверен, что принятые меры позитивно скажутся и на дальнейшем росте качества приема в педвузы. Тенденции хорошие: только за два года проходной балл увеличился на 4,5 пункта, а значит, к нам станут приходить все больше молодых талантливых ребят, для которых быть учителем — призвание и дело всей жизни.

Роль и место учителя в жизни россиян

25% опрошенных: слово «учитель» ассоциируется с педагогом, преподавателем.

10%: учитель — хороший, добрый человек.

10%: учитель — человек, который находится в почете, ему доверяют и уважают.

8%: учитель — наставник для детей.

8%: со словом «учитель» связаны положительные ассоциации.

68%: в школьные годы был учитель, которого можно назвать учителем жизни.

25% поддерживают контакты со своими учителями после окончания школы.

85% убеждены, что учителям нужно дарить цветы.


Про тандем образования и науки

— Экономика неразрывно связана с системой образования. И то, какое будущее ждет страну, во многом зависит от образования. Важно, чтобы человек имел прочные базовые знания и умел использовать их на практике. Чтобы, окончив школу, молодой человек был подготовлен к жизни в этом развивающемся непростом мире. И, на мой взгляд, важным ориентиром должны являться нравственные ценности. Кроме того, очень важно, чтобы система образования была ориентирована на развитие талантов, поддержку каждого школьника. Но здесь важен баланс.

Мы сами провели анализ, взяли разные страны, которые участвуют в исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS, и посмотрели динамику с 2016-го по 2020 год. В развитых странах многое делается для профессионального развития учителя, директора школы, есть продуманная система профессионального роста педагога. Другой тренд — упор на развитие функциональной грамотности, постоянная диагностика знаний, развитие методических служб, единое образовательное пространство, что повышает качество образования. Очень важно найти этот баланс.


Про ценностные ориентиры для школьников

— В 2020 году президент принял решение вернуть систему воспитания в школы. Мы долго обсуждали с учителями и пришли к мнению, что нужны советники директора по воспитательной работе, те, кто сможет организовать внеурочную деятельность: поход ребят в театр, кино, различные секции, кружки. До конца 2024 года мы создадим в каждом учебном заведении школьный театр и спортивную секцию. Дадим школьникам общение, позитивную повестку и понимание, что хорошо, а что плохо.

Наша задача — ценностные ориентиры для учащихся. Поднятие флага, исполнение гимна — это то, что неразрывно связано с историей страны. Кроме того, с сентября по понедельникам во всех школах будут введены уроки «Разговоры о важном». Не формальные уроки, а разговоры на те темы, которые интересуют молодежь. И если мы не будем такие разговоры вести, ребята уйдут в социальные сети, и с ними будут вести разговоры другие, кто не всегда настроен позитивно и зачастую преследует корыстные интересы.

 |