— Учебный год 2019/2020 завершился в целом успешно. Подавляющее большинство студентов и преподавателей смогли освоить возможности дистанционного обучения и построить учебный процесс таким образом, чтобы не потерять в его качестве. Также в целом получилось продумать процедуры приема экзаменов и промежуточной аттестации с обеспечением качества оценки знаний, надежной идентификации личности, чтобы не допустить профанации.

Инструментарий для такого формата работы появился не вчера. Главное, что он был отточен практикой, начал использоваться массово и стал де-факто стандартом. Дополнительным положительным моментом, сказавшимся не только на образовательном процессе, но и на процессе управления университетом, явилось то, что использование средств дистанционной работы многократно сократило логистические издержки и снизило количество накладок, возникающих при проведении различных мероприятий, совещаний и т.д. 
Конечно, есть и минусы. Резкий переход на онлайн-формат для большинства преподавателей потребовал дополнительного времени на адаптацию. Необходимо было понять, как переформатировать свой образовательный контент таким образом, чтобы он хорошо воспринимался в онлайне. 

Коснулось это и студентов. Если первые их оценки онлайн-практики были по большей части восхищенными — никуда не надо ездить, лекции проходят дома на удобном кресле и т.д., то к концу семестра у многих настроение поменялось — хотелось личного общения как с преподавателями, так и друг с другом.
Существенной проблемой для некоторых молодых людей стало управление собственным временем и расписанием. В ряде случаев возникала необходимость активизации тьюторского сопровождения работы студента, работы куратора группы, студенческого актива, мониторинга ситуации, иногда — вплоть до подключения службы психологической поддержки.
Есть также проблема аппаратного обеспечения. Если преподавателям мы помогли решить проблемы с техникой благодаря целевой выплате на апгрейд компьютера, приобретение веб-камеры и т.п., то некоторые студенты столкнулись с тем, что учиться онлайн на имеющемся оборудовании некомфортно — например, не хватает диагонали экрана. Значительная доля (до 30%) обучающихся системно использовала только мобильный телефон. Четверть от их числа просто не имели другого устройства, с помощью которого могли бы удаленно работать. Были и сложности с ребятами из других регионов, которые в период пандемии уехали домой и столкнулись с тем, что доступных интернет-каналов хорошего качества нет.
Кроме того, мы понимали, что имеющаяся у нас инфраструктура не выдержит роста нагрузки, и сделали ставку на облачные ресурсы партнеров.

Опыт работы в 2020 году, с одной стороны, убедил многих скептиков, которые считали онлайн-технологии в принципе малоприменимыми в образовании, в том что это эффективный инструмент. С другой стороны, и энтузиасты онлайн-формата, прежде видевшие в нем панацею и неизбежное будущее системы образования, в том числе высшего, поняли, что полностью заменить очное общение студента и преподавателя пока невозможно. Впрочем, мне кажется, здесь играл роль еще и фактор самоизоляции, так что в дальнейшем будет происходить более гармоничная интеграция новых форматов работы в вузовскую практику. 
 |