Соответствующий закон президент РФ Владимир Путин подписал еще в феврале. Наш обозреватель выяснил, насколько успешно образовательные учреждения новых субъектов осваиваются в России. 

Чем быстрее, тем лучше. Еще в конце 2022 года Владимир Путин на встрече с участниками II Конгресса молодых ученых подчеркнул, что процесс интеграции присоединенных территорий в научно-образовательную систему РФ должен идти ускоренными темпами. «Что касается периода завершения интеграции, он будет во многом зависеть от темпов, которыми мы будем двигаться. Чем быстрее, тем лучше», — сказал тогда президент.

Так, уже 17 февраля 2023 года был подписан закон, направленный на интеграцию систем образования и научной деятельности ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в федеральную правовую систему. Отныне, согласно закону, в России признают образование, ученые степени и звания, полученные жителями новых территорий до их присоединения. Также в новых субъектах устанавливаются российские нормы об образовании, в том числе требования к деятельности образовательных и научных организаций и квалификационные уровни сотрудников сферы. Кроме того, научных сотрудников и преподавателей, работающих в этих регионах, освободили от аттестации до 1 сентября 2024 года. «Поддержка системы образования в новых субъектах чрезвычайно важна. Мы уделяем и, безусловно, будем уделять ей особое внимание. Нужно помочь коллегам наверстать упущенное», — подчеркнул после принятия закона Владимир Путин.

выпускники ЛДНР.jpg

Впрочем, многое было сделано и до принятия закона. Уже в октябре нынешнего года министр просвещения РФ Сергей Кравцов констатировал, что новые регионы «фактически влились в единую систему образования страны». «Донецкая и Луганская народные республики шли к интеграции в российскую систему образования восемь лет, Запорожская и Херсонская области прошли этот путь намного быстрее. Но фактически с сентября 2022 года все новые регионы влились в единую систему образования», — рассказал министр.

По его мнению, одним из важных показателей успешной интеграции является тот факт, что по итогам прошедшего учебного года около 11 тыс. одиннадцатиклассников из присоединенных субъектов попробовали сдать ЕГЭ, несмотря на имеющееся у них право поступить в университет по итогам внутренних вступительных испытаний. Кравцов также назвал настоящими героями учителей из новых регионов. Он уточнил, что в данный момент в образовательных учреждениях Запорожской и Херсонской областей, ЛНР и ДНР работают свыше 46 тыс. педагогических работников, действуют более 2600 образовательных организаций: детских садов, школ, учреждений СПО, педагогических вузов. «Постоянно говорю о том, что педагоги в новых регионах — настоящие герои. Несмотря на сложную ситуацию, моральное давление, угрозы со стороны киевского режима, они достойно выполняют свой профессиональный долг — учат и воспитывают детей!» — заявил Сергей Кравцов.

Показательно, что в учебные заведения присоединенных территорий поступают студенты из других регионов России — не только из соседних, но и из отдаленных. Так, министр образования ЛНР Иван Кусов на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ поделился с коллегами, что медицинский и педагогический вузы республики пользуются особой популярностью у студентов со всей страны. Большинство из них приезжают из Ростова-на-Дону, но есть студенты из Москвы и даже с Камчатки. «У нас было две с половиной тысячи заявок от абитуриентов, поступили несколько сотен человек», — рассказал Кусов.

повышение квалификации педагогов с Донбасса в ЮФУ.jpg

Популярностью у местных абитуриентов и среди поступающих из соседних областей юга России пользуются и учреждения СПО Запорожской области. Сергей Кравцов отметил, что экономический потенциал новых территорий значителен, а это значит, что в перспективе местные предприятия можно подключить к федеральному проекту «Профессионалитет». «Мы запустили процесс перезагрузки системы СПО и работаем над тем, чтобы закрыть кадровые потребности местных предприятий, внедрить инновационные технологии и, как следствие, вывести экономику на новый уровень. Проделана огромная работа по обеспечению перехода на российские образовательные стандарты: приведены в соответствие программы, учебные планы, представители новых регионов участвуют в чемпионатном движении («Чемпионат высоких технологий», «Абилимпикс», «Профессионалы»), а также во Всероссийском конкурсе «Мастер года», — прокомментировал министр.

Как сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, нынешним летом жителям новых регионов выдано более 3,5 тыс. российских дипломов. «Труднее всего оказалось летом прошлого года, когда в одночасье тысячи сейчас уже граждан Российской Федерации были брошены фактически на произвол украинским режимом, были уничтожены все базы данных, журналы всех учащихся в вузах, техникумах или школах», — рассказал Музаев на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. По его словам, в июле сотрудники Рособрнадзора экстренно выезжали в присоединенные территории. Правительство оказало большую поддержку.

поступление университет ДНР.jpg

Научить ученых. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков тоже констатировал, что в присоединенных субъектах уже фактически сложилась система образования, соответствующая российским стандартам. «Интеграция в научно-образовательное пространство страны новых территорий была успешно проведена. Мы не просто помогли провести приемную кампанию, а выстроили отношения между университетами, которые расположены в традиционных и новых субъектах», — сказал Фальков в мае на заседании коллегии Минобрнауки. Действительно, еще в 2022 году ведомство разработало план первоочередных мер для ускоренной адаптации вузов. В адаптации преподавателей и студентов новых территорий помогали 47 российских университетов. До конца года их коллеги из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей получили более 100 тыс. методичек и учебников по естественным и техническим наукам, инженерному делу, сельскому хозяйству, истории, педагогике, искусству и культуре, медицине и другим областям знаний. Преподавателей приглашали пройти в университетах РФ курсы повышения квалификации, а студентов — принять участие в экспедициях, интеллектуальных соревнованиях и летних тематических школах.

В октябре Минобрнауки сообщило, что ученые звания «профессор» и «доцент» присвоены первым 35 преподавателям вузов Запорожской области, Донецкой и Луганской народных республик. «Интеграция новых регионов в единую систему образования страны — важнейшая задача. В приоритете правительства — безопасность студентов и педагогов, обеспечение учебного процесса, оснащение вузов и научных организаций новых регионов», — прокомментировал эту новость вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

поступление в вузы на Донбассе.jpg

Валерий Фальков отметил, что присвоение ученых званий — важный шаг, благодаря которому совместная работа по интеграции вузов присоединенных территорий в российское научно-образовательное пространство пойдет еще быстрее. «Каждый из преподавателей, которым присуждены звания, отличается профессионализмом. Это подтверждает, что исключительное качество советской высшей школы не утеряно и преподаватели смогут воспитать достойные кадры для экономик новых регионов», — подчеркнул министр.

А в ноябре в университетах ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей началась реализация проекта Минобрнауки РФ по внедрению типового облачного решения: образовательные организации стали подключать к разработанной «Ростелекомом» единой электронной образовательной платформе, через которую студенты смогут смотреть расписание и данные зачетной книжки, редактировать документы и слушать видеолекции.

На 2023/2024 учебный год вузам новых регионов выделено более 36 тыс. бюджетных мест. Валерий Фальков уточнил, что при поступлении в высшие учебные заведения абитуриенты из присоединенных субъектов имеют право сделать это как по результатам единого государственного экзамена, так и по результатам вступительных испытаний, установленных вузами самостоятельно.

В 2023 году в вузы РФ по результатам ЕГЭ поступил 391 выпускник из новых регионов. И хотя в нынешнем году единый госэкзамен для них не был обязателен, воспользоваться такой возможностью оказалось проще: все документы можно было подать дистанционно, не приезжая в учебное заведение для сдачи вступительных испытаний. Согласно данным Рособрнадзора, большинство выпускников школ присоединенных территорий — 364 человека — выбрали для поступления по результатам ЕГЭ вузы в других субъектах Федерации, прежде всего в Ростовской области, Москве и Санкт-Петербурге. В частности, молодые люди из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей поступили в Санкт-Петербургский государственный университет, МФТИ, НИТУ МИСиС, Первый МГМУ им. Сеченова и другие престижные вузы. В текущем и следующем учебных годах выпускники из новых регионов будут иметь возможность выбирать между сдачей ЕГЭ и государственным выпускным экзаменом по русскому языку и математике. Также все школьники смогут сдать ЕГЭ по предметам на свой выбор, для чего следует обратиться в региональный орган управления образованием до 1 февраля 2024 года.

университеты Донбасса.jpg

Безопасность и комфорт — в приоритете. Сергей Кравцов отмечает, что хотя основные задачи по интеграции уже выполнены, предстоит еще много работы для создания безопасной и комфортной образовательной среды. В первую очередь, считает министр, необходимо решить проблемы в сфере инфраструктуры, так как при украинских властях школы в новых регионах России годами, часто с момента постройки, не ремонтировались. «Но и эту проблему мы постепенно решаем. Только в нынешнем году в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будет отремонтирована 521 образовательная организация, в том числе 312 школ. Это высокие темпы, и, надеюсь, в следующие годы их удастся сохранить», — отметил Сергей Кравцов.

Ремонт уже имеющихся объектов образования и строительство новых — одна из важных задач стройкомплекса России. И в данном направлении работа тоже ведется быстрыми темпами. Так, в марте 2023 года министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин сообщил, что за девять месяцев восстановлено 425 школ и детских садов на присоединенных территориях. Например, возобновили работу мариупольская школа № 27 в ДНР, не функционировавшая два года, учебно-воспитательный комплекс имени летчика-космонавта Георгия Берегового и крупнейшая в регионе школа искусств в городе Перевальске ЛНР. Впервые за 50 лет отремонтирована Зимогорьевская гимназия имени Воинов-интернационалистов в ЛНР.

«По поручению президента в новых регионах активно строят и восстанавливают образовательные объекты. С начала 2023 года там восстановили и построили 177 учреждений образования, в 125 из них работы проходили при координации регионов-шефов. Всего с 1 сентября на четырех присоединенных территориях начали работу более 1250 школ», — рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин при посещении восстановленной мариупольской школы № 15. В июне он поручил сформировать программу строительства и ремонта школ в новых регионах до 2026 года.

Как и в других субъектах РФ, в новых территориях остро стоит вопрос подготовки педагогических кадров. «По количеству учителей дефицита нет. Есть дефицит по предметам, в частности по русскому языку, истории», — уточнил Сергей Кравцов. На сегодня большинство учителей, которые работают в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, прошли переобучение в России, они изучали отечественные образовательные стандарты, содержание и программы предметов по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и географии.

Глава Минпросвещения поделился, что в новых регионах для привлечения дополнительных педагогических кадров планируется внедрение федеральной программы «Земский учитель». «Проект «Земский учитель», в рамках которого педагоги приезжают работать в сельские школы, в России успешно реализуется, он востребован. Количество учителей, переехавших на работу в сельскую местность за время его реализации, составило более пяти тысяч человек. Пока планируем распространить программу еще на три региона — Луганскую и Донецкую народные республики, Запорожскую область. Обо всех подробностях дополнительно расскажем», — пообещал в октябре Сергей Кравцов. 

 |