Успех в немалой степени зависит от института наставничества, который переживает сегодня второе рождение. В этом уверены участники онлайн-конференции, состоявшейся на площадке нашего журнала.


Лариса Тутова, член Комитета Государственной думы России по просвещению:

— Еще в 2018 году президент России в качестве одной из значимых задач обозначил развитие движения наставничества. Педагогическая общественность приняла посыл и активно продвинула эту задачу в разряд общественных и профессиональных. Уверена, что сегодня есть прекрасная возможность транслировать наработанный опыт реализации проектов по развитию наставничества, чтобы он прекрасно распространялся на всю страну. Например, через профессио-
нальные конкурсы. В том числе через «Педагогический дебют». Уже два года как в конкурсе появилась номинация «Педагог-наставник».

Считаю важным в ближайшем будущем детально проработать такой аспект деятельности, как организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя. На законодательном уровне в том числе. И не потому, что сейчас знаковый год. Это та задача, которая стала в образовательной отрасли одной из главных.

Безусловно, в тематическом году, связанном с наставничеством, мы уделяем особое внимание выпускникам педвузов, которые придут в школу. И если это будет ситуация встречного выбора, то есть если наставничество станет взаимодействием сторон, одинаково заинтересованных в повышении уровня своего профессионализма, разочарований у молодых учителей будет намного меньше.

Я думаю, каждый человек встречал в юности неравнодушного и увлеченного педагога, который ему помог, подсказал, направил в нужное русло. Хорошо бы таких преданных профессии педагогов, которых все еще много в системе образования, отметили на уровне государства. Более того, этот процесс в образовании давно требует нормативного и законодательного регулирования. И Комитет Госдумы по просвещению уже занимается данным вопросом.

В настоящее время нормативное регулирование наставничества содержится в указах президента, нормативных правовых актах отдельных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Я надеюсь, что будут сделаны грамотные рекомендации, которые разработают ученые, учителя, психологи. Адресованные наставникам и написанные понятным человеческом языком, они очень помогут людям выполнять нелегкую и благородную задачу.

Наставничество — это не прагматизм, это от сердца. Наставничество всегда было благородным делом. И эта тема всегда будет актуальной и приоритетной. Это мощный инструмент личностного развития, расширения прав и возможностей как для наставника, так и для подопечного.


Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС при президенте России, член Общественной палаты РФ:

— На мой взгляд, тема выстраивания работы наставников и самого института наставничества сейчас очень злободневная. Без подобного института нам очень сложно формировать профессиональное будущее и профессиональное сообщество, а также вовлекать молодых людей в построение своей профессиональной траектории.

Наставничество берет начало в 90-х годах прошлого столетия, когда педагоги и наставники МГТУ им. Баумана запустили всероссийский проект «Шаг в будущее» — состязания для школьников по направлениям «Инженерное дело», «Программирование», «Математика», «Физика», «Компьютерное моделирование и графика» и другим. Этот проект стал ответом на проблему инженерной профессионализации молодежи.

Через такую модель привлечения молодых людей в совместную исследовательскую работу с участием ученых, региональных вузов и колледжей, с помощью практического профессионального решения изобретательских задач наставничество и набирало силы. Молодой человек мог попробовать определенное направление и увлечься исследовательской деятельностью. Потому работа с профессиональным мастером, который берет на себя миссию наставничества, позволяет молодому человеку узнать тонкости будущей профессии или сферы деятельности и в этот самый период широты познания нащупать то направление, которое будет его вдохновлять.

Именно в Год педагога и наставника профессиональному сообществу необходимо подумать, какие из механизмов могут позволить наставникам более эффективно применять свои знания, делиться ими и вдохновлять подрастающее поколение. Безусловно, без системной работы на всех уровнях образования невозможно дать молодому человеку возможность сделать осознанный выбор. Как мне кажется, смотреть на то, как профессионал делится какими-то секретами, давая молодому человеку возможность поверить в собственные силы, является не только залогом правильного дальнейшего осознанного выбора, но и умения погружаться в исследовательскую деятельность, нарабатывать собственное мастерство. Поэтому мне представляется, что подобные модели, которые построены по принципу конкурсов, форматов совместной работы — исследовательской или прикладной, как раз и позволяют молодому человеку выбирать будущее направление своей деятельности.


Тамара Эльбуздукаева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Чеченского государственного педагогического университета:

— Наставничество — образовательный ресурс, значение которого в настоящее время недооценивается. В начале педагогической деятельности молодой учитель испытывает трудности в профессиональном становлении. В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.

Ретроспективный взгляд на становление наставничества как социально-педагогического явления показывает, что наибольшего расцвета в нашей стране оно достигло в 70-80-е годы прошлого века: приобрело массовый характер и получило высокую оценку со стороны государства. С 90-х годов постепенно утрачивались традиции наставничества как неформального метода воспитания и обучения, особенно молодых специалистов и детей, нуждающихся в особой заботе. Безусловно, ситуация в образовательной среде и в стране в целом за этот период кардинально изменилась, изменились и все участники образовательного процесса, но потребность в эффективной передаче знаний опытными педагогами своим коллегам и опеке над учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, не исчезла, а наоборот, стала более востребованной.

В Год педагога и наставника Министерство просвещения России готовит проект федерального закона о наставничестве. Стоит важная задача — создать условия для системного развития этого института в нашей стране. Назрела необходимость разработать нормативную правовую базу, которая будет, с одной стороны, регламентировать наставническую деятельность, с другой — определит стандарты качества работы наставников.

Мы видим, что педагогу сегодня недостаточно только профессиональных знаний и опыта в виде предметных знаний, если они не подкреплены универсальными навыками. Все вокруг стремительно меняется: усложнился рынок труда, произошла цифровизация образования — это уже реальность, привычные подходы к работе и общению между коллегами и даже обучающимися заменяются на дистанционные, виртуальные. В связи с этим возникает большое количество задач, которые педагогу надо решать здесь и сейчас.

Поэтому роль педагога-наставника и наставничества как неформального вида обучения на рабочем месте, то есть в привычной образовательной среде, без отрыва от практической деятельности, повышается. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.

Современные технологии (модели) наставничества чрезвычайно вариативны: интернет- и флеш-наставничество, скоростное, виртуальное, саморегулируемое и реверсивное, тьютерство, коучинг, сторрителлинг, балдинг и многие другие позволяют достигать необходимых результатов даже при отсутствии нужного объема ресурсов и недостаточной мотивации наставляемых, квалификацию которых по различным причинам необходимо изменить.


Элона Толгурова, заместитель министра образования Ставропольского края:

— Система наставничества Ставропольского края логично вписана в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Сейчас банк наставников насчитывает свыше 1700 педработников. Но мы не планируем останавливаться на данных показателях. Предполагается, что в каждой образовательной организации должны присутствовать наставники.

Мы стремимся, чтобы наравне с традиционной формой «молодой педагог — опытный педагог» активное развитие получили модели «педагог — педагог», «руководитель образовательной организации — педагог», «работодатель — студент», «педагог вуза/колледжа — молодой педагог образовательной организации» и другие.

Сегодня в региональной модели наставничества задействованы организации всех уровней образования. Это слаженная работа Министерства образования Ставропольского края, РУМО, сетевых сообществ педагогов региона, регионального методического актива, регионального отделения «Учитель года» и пр.

С целью создания площадки для обмена и трансляции профессионального опыта, реализации эффективных методик и технологий обучения и наставничества в 2022 году при комитете краевой организации Общероссийского профсоюза образования создана Ассоциации педагогов-наставников Ставрополья.

В настоящее время происходит значительная смена поколений в педагогической среде. С одной стороны, требуется ускоренное обучение молодых специалистов по целому ряду ключевых вопросов. С другой, опытные педагоги должны быстро включаться в процесс освоения и внедрения нового оборудования, поставляемого в школы. Таким образом, идет работа школьной команды по обмену навыками как для наставников, так и для наставляемых. Система наставничества позволяет упорядочить работу по ключевым направлениям в условиях трансформации системы образования и формирования единого образовательного пространства.

Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества дает возможность администрации школы и управлению образования добиться следующих эффектов: повышения профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в наставничество, включая самого наставника; снижения текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса; снижения риска профессионального выгорания наиболее опытных педагогов — носителей знаний и навыков; предоставления опытным учителям возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении; укрепления профессионального сотрудничества.


Ирина Соловьева, ректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования:

— Создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педработников, ее регионального сегмента способствует не только повышению профессионального уровня педагогов, но и обеспечению условий для их непрерывного профессионального развития. Особую актуальность это приобрело в Год педагога и наставника.

Для педагогического сообщества как всей России, так и Ставрополья нынешний год насыщен мероприятиями разного формата и уровня. Наш институт принимает активное участие в их реализации. Всероссийские профессиональные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года» и другие важны не только для педработников как эффективная школа их профессионального и личностного роста. Они также становятся механизмами популяризации профессии и повышения статуса учителя/воспитателя, показывают всей стране/региону достижения системы образования и перспективы ее развития.

В тематический год нами запланированы научно-практические конференции, съезды c целью обмена опытом, о практике и тенденциях развития образования, активизации и стимулирования творческой инициативы педагогов, распространения инновационной практики педработников и руководящих кадров образовательных организаций, муниципальных органов управления образования и муниципальных методических служб.

Подготовлен выпуск журнала «Вестник СКИРО ПК и ПРО», посвященный учительским династиям Ставрополья. Цель — познакомить с представителями династий, деятельность которых неразрывно связана с образованием, показать уникальность каждой семьи и рассказать о невероятном педагогическом опыте, который зачастую приобретался несколькими поколениями на протяжении многих десятилетий. В номер вошло 29 очерков о наиболее ярких учительских династиях муниципальных и городских округов края со стажем от 60 до 400 лет. Общий стаж вошедших в «Вестник» династий — 4949 лет.

Одним из важных элементов региональной системы научно-методического сопровождения выступает целевая модель наставничества. На Ставрополье разработаны меры морального и материального стимулирования наставников. Сейчас оформляется страница на официальном сайте наставничества, где можно будет выстроить обратную связь с наставником, познакомиться с действующими методиками, получить профессиональную помощь и поддержку. Реализуется инновационный проект «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества», в результате которого планируется создание эффективной экосистемы наставничества.


Анастасия Мингачева, заместитель директора Губернаторского лицея № 100 г. Ульяновска, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017:

— В 2017 году, вернувшись к работе после конкурса «Учитель года России», я даже не думала о том, что мой опыт подготовки может кому-то пригодиться. Но, как показало время, я ошибалась. Многим коллегам было важно услышать от меня, как правильно подготовиться именно к конкурсному уроку, как понятно, но вместе с тем научно представить методический опыт, как грамотно провести мастер-класс, как в конце концов побороть страх сцены и где взять силы, когда их уже совсем не осталось.

За время работы в лицее моим коллегам удалось выиграть все конкурсы профессионального мастерства на муниципальном и региональном уровнях, стать финалистами всероссийских этапов. Отдельно хотелось бы сказать о Юлии Александровне Серебряковой — учительнице технологии, преподавателе внеурочной деятельности по чувашскому языку, которая стала участницей заключительного этапа всероссийского конкурса «Лучший учитель чувашского языка» и вошла в число 15 лучших учителей страны. Примечательно, что в своей видеовизитке, отправленной на конкурс, Юлия Александровна сказала, как и я однажды, что работать в школе она и не собиралась.

В Ульяновской области принято положение «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность». Согласно этому документу педагог с опытом работы не менее 5 лет и с высшей квалификационной категорией может претендовать на присвоение статуса «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагог-исследователь». Конечно, как и положено в любом конкурсе, учитель собирает портфолио, подкрепляет свои достижения научными статьями, разработками, приказами, грамотами и дипломами. Статус педагогу присваивается сроком на 3 года, ежемесячно педагог получает доплату из регионального бюджета в размере от 6 до 13 тысяч рублей.

Юлия Александровна Серебрякова 4 года назад приобрела статус педагога-методиста и на протяжении 3 лет являлась амбассадором региональных методических советов, городских форумов, участвовала в разработке документов регионального значения, проводила методические встречи с педагогами города и региона. По истечении статуса она не остановилась на достигнутом и собрала новый пакет документов, получив в сентябре статус «педагог-наставник». Теперь абсолютно официально за ней закреплены три молодых педагога лицея — учителя разных предметных областей: русского языка, физической культуры, технологии. Уверена, что пройдет совсем немного времени, и Юлия Александровна станет уже обладателем статуса «педагог-исследователь», претендовать на который могут исключительно кандидаты наук.

ужахова.jpg

Мадина Ужахова, заместитель директора СОШ № 3 г. Карабулака Республики Ингушетия:

— Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была актуальна, а в современном мире она особенно значима. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Очень нелегки первые шаги на пути к педагогическому росту. Начинающему учителю нужна помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество заслуживает сегодня самого пристального внимания: в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В нашей школе помочь молодым учителям рады коллеги: руководство (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста, обеспечить необходимыми умениями, навыками, методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом, поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагоги-наставники (совместно планировать карьеру, приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).

Вот уже несколько лет у нас успешно действует система наставничества, с каждым годом охватывая все большее количество наставнических пар. Как результат — молодые учителя добились максимальных профессиональных показателей, владеют глубокими знаниями по своим предметам и чувствуют себя в коллективе уверенно. Лучше всего про успешность наставника могут сказать успех и признательность его подопечных. Можно отнести к триумфу громкие победы и школы в целом, и результативное участие молодых учителей в региональных этапах профессиональных конкурсов, в других конкурсных программах, движениях, проектах.

То, что молодые коллеги достойно выступили в конкурсах, говорит и об их смелости, и о том, что они талантливы, глубоко изучили свой предмет. Но успехом молодые дарования во многом обязаны руководству учебного заведения и наставникам. Администрация обеспечивает соответствующие условия для профессионального роста начинающих и требует от наставляемых активного и результативного участия в ярких событиях школы, города, региона и страны. Наставники создают атмосферу успеха, учат педагогической культуре, корректному общению, профессиональной коммуникации, нестандартно, творчески организовывают процесс наставнической поддержки, предоставляют наставляемым простор для самостоятельной деятельности, своим примером учат добиваться максимально высокого уровня реализации программы тематического года.


Анна Шатагина, директор детского центра Bambika-Club г. Нижний Новгород:

— Говоря о Годе педагога и наставника, необходимо выделить воспитателя, играющего огромную роль в формировании личности. Уже в раннем возрасте закладывается фундамент, поэтому нужно заниматься всесторонним развитием ребенка, поддерживать и приумножать его любознательность, проявлять творческий подход к организации процесса развития, отмечать и принимать индивидуальность личности.

Воспитатель дает условия для всестороннего развития детей, делится знаниями, формирует навыки социального взаимодействия, помогает адаптироваться. В нашем центре мы проводим более 25 развивающих занятий, ориентированных на возрастные особенности ребят и предоставляем выбор направлений для гармоничного развития личности.

В стенах дошкольных учреждений воспитатель является главным человеком для ребенка, безусловным авторитетом, наставником. Благодаря ему маленькая личность учится принимать решения, брать на себя ответственность, ставить и достигать цели, а также преодолевать страхи и препятствия. Малыши крайне познавательны — очень важно сохранить и приумножить их уровень познавательной активности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать и вовлечь ребенка. Наши педагоги, например, планируют процесс развития по индивидуальной психологической модели, включающей занятия, актуальные и интересные конкретной личности.

Воспитатель обладает широким набором качеств, таких как тактичность, эмпатия, терпеливость. Важно принимать ребенка, поддерживать его, поскольку воспитатель является посредником между малышом и окружающим миром.

Очень важно создать благоприятную атмосферу для общения и взаимодействия между детьми, помогать им учиться решать конфликты и находить компромиссы. В свою программу мы включаем занятия по развитию коммуникативных навыков, воспитанию лидерских качеств и умению работать в команде.

Сложно переоценить роль воспитателя в формировании личности и общества в целом. От того, какие навыки и ценности малыши усвоят в детстве, зависит их будущее личностное развитие. Вклад воспитателя — вклад в будущее, это огромнейшая ответственность перед детьми, родителями, обществом и государством.

 |