Совет помогает вчерашним выпускникам профильных вузов и ссузов закрепиться в учебных заведениях, чувствовать себя в них комфортно и целиком отдаваться работе с детьми. 

— За последние пять лет количество вакансий, то есть незамещенных должностей, учителей в общеобразовательных организациях России выросло более чем в два раза. По педагогическим работникам дошкольных учреждений на 1 января 2023 года общая кадровая потребность составила более 50 тыс. человек.

Кадровый дефицит по-прежнему характеризуется слабым притоком молодых специалистов, сокращением доли учителей, находящихся в активном трудовом возрасте, увеличением доли педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, растущей учебной нагрузкой педработников, существенной разницей между фактическим количеством ставок, занятых работниками списочного состава, и численностью преподавателей, приводящей к увеличению нагрузки на часть учителей свыше одной ставки.

Волгоградская область 1.jpg

За последние годы практически не произошло положительных изменений в тенденциях и решении системных проблем, сложившихся на протяжении достаточно длительного периода времени в сфере кадрового обеспечения образовательных организаций страны. Одним из инструментов, которые могут помочь в повышении престижа профессии, а также закреплении молодежи в ней, является развитие системы наставничества. Благодаря объявленному президентом Году педагога и наставника эта работа значительно продвинулась в регионах.

В 2014 году Общероссийский профсоюз образования, понимая важность работы с молодыми кадрами, создал Совет молодых педагогов (СМП). После этого аналогичные советы стали создаваться и расти в регионах. Сегодня они существуют и активно действуют в 80 субъектах Федерации. На мероприятиях сообщества как на уровне страны, так и на уровне регионов в процессе становления обсуждались актуальные проблемы молодежи в сфере образования, а также рассматривались пути их решения. Одна из важных проблем, которую выделяли сами молодые педагоги, — отсутствие системной наставнической работы в большинстве субъектов. Когда стало понятно, что проблема носит общий характер, Общероссийский профсоюз образования обратил на нее пристальное внимание.

Марий Эл 1.jpg

В 2018 году при Центральном совете профсоюза был создан клуб «Наставник», ставший логическим продолжением и частью экосистемы молодежного педагогического движения профсоюза. Главная его цель — помочь молодым кадрам закрепиться на местах, показать разностороннюю жизнь педагогического сообщества, в которое должны влиться вчерашние выпускники профильных вузов и ссузов. На сегодняшний день в большей части регионов созданы свои отделения клуба «Наставник». Они реализуют разнообразные проекты, раскрывающие суть наставничества с самых разных сторон.

В Ленинградской области существует практика оказания помощи ветеранам педагогического труда в освоении цифровых систем и приложений.

В Алтайском крае помогают учителям русскоязычных школ за рубежом, в том числе в правовых вопросах в сфере труда.

В Республике Марий Эл активно используют практику обмена опытом в формате «Молодые — молодым», когда наставник может быть примерно одного возраста с наставляемым. Интересен и проект «Вторник с наставником». Раз в неделю выходит онлайн-трансляция, во время которой с гостем обсуждают важные вопросы наставничества в регионе.

Совет молодых педагогов Калининградской области оказывает наставническую помощь в сопровождении ребят из детских домов.

Фестиваль педагогического мастерства «Профдуэт».jpg

В Волгоградской области в экосистему наставничества входят четыре субъекта: педагоги-наставники, молодые педагоги, студенты педагогических направлений подготовки и учащиеся педагогических классов. Все они взаимодействуют, вместе участвуют в мероприятиях, передавая свой опыт друг другу. Это позволяет включить в работу и тех, кто еще не начал трудиться педагогом, что способствует более успешной их адаптации на местах в будущем. Также такой подход помогает осуществлять наставничество на всех последующих этапах профессионального развития вплоть до момента, когда педагог станет ветераном.

В Кировской области состоялся Фестиваль педагогического мастерства «Профдуэт». В нем участвовали команды «Молодой педагог + наставник». Заочный этап прошел в сентябре. Пара должна была написать педагогическое эссе, в котором требовалось рассказать о себе как об успешном профдуэте. Десять команд прошли в следующий тур. Очный этап состоялся в октябре и включал в себя три конкурсных испытания: визитную карточку, правовой конкурс и мастер-класс.

Калининградская область 3.jpg

Еще один пример из Кировской области — проект «10 из 10», получивший грантовую поддержку. Его суть заключается в серии интервью с представителями разных возрастов — от совсем малышей до людей старше 90 лет. Всем задавали 10 одинаковых вопросов о том, как они понимают наставничество. Участники были разбиты на 10 возрастных групп: до 10 лет, от 11 до 20 лет, от 21 до 30 лет, от 31 до 40 лет и так далее. После последнего видеовыпуска мы выделили основные варианты ответов и запустили в сети масштабный опрос, чтобы выяснить, какого мнения придерживаются другие педагоги нашего и прочих регионов. Тем самым будет сформулировано универсальное для системы образования понятие наставничества.

Текст: Анжела Балог, заместитель председателя Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования, кандидат социологических наук