В интервью нашему журналу член Комитета Госдумы РФ по просвещению, руководитель ВОО «Воспитатели России» Лариса Тутова рассказала о приоритетах нового проекта: если раньше акцент делался на профподдержку педагогов дошкольного образования, то сейчас — на родительскую общественность.

— Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» реализует уже третий проект, который поддерживает Фонд президентских грантов. Во всех наших мероприятиях приняли участие более 350 тысяч педагогов дошкольного образования из всех регионов страны.

С начала 2022 года стартовал новый проект — «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей».

2022-08-29_09-35-17.jpg

Все мероприятия ВОО «Воспитатели России» направлены на профессиональную поддержку специалистов дошкольного образования и просвещение родительского сообщества в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Темы проектов, цели и задачи продиктованы национальными проектами «Образование» и «Демография».

В чем же отличие нашего нового проекта? Проекты, ранее реализованные ВОО «Воспитатели России», прежде всего были направлены на профессиональную поддержку педагогов дошкольного образования, в новом проекте акценты перенесены на родительскую общественность и детей дошкольного возраста.

Именно дошкольные работники хорошо понимают, что в семье ребенок получает первое представление о том, как надо жить и вести себя в обществе. Общение в семье задает детям определенные модели поведения. Стиль общения в семье влияет на дальнейшее формирование личности ребенка. Семейное воспитание вносит эмоциональность в детско-родительские отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родителям необходимо помочь в освоении основных педагогических знаний.

К сожалению, исследования социологов показали, что те, кому сейчас 14-30 лет, реже упоминают о нехватке игрушек, одежды и карманных денег и чаще отмечают, что им не хватало общения с родителями. А примеры из современной педагогической практики показывают: родители, перегружающие своих детей, точно так же наносят вред ребенку, как и родители, не занимающиеся своими детьми. В связи с этим роль детского сада заметно возрастает, потому что воспитание будущего гражданина — это область национальных интересов государства.

Российская система дошкольного образования — это более 670 тысяч дошкольных педагогов, почти 50 тысяч детских садов, которые посещают около 7,5 миллиона детей. Даже по самым скромным подсчетам, около 20 миллионов жителей нашей страны так или иначе взаимодействуют с детским садом. А это родители, дедушки, бабушки, братья и сестры.

В решении многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, важная роль отводится взаимоотношениям с семьей воспитанников. На повестке дня встают вопросы не только количественного, но и качественного взаимодействия воспитателей и родителей, продуктивного взаимопонимания двух субъектов взаимоотношений ради третьего субъекта — ребенка, будущего не только конкретной семьи, но страны в целом.

Основное направление проекта «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей» — поддержка проектов в области науки, образования и просвещения. В новом проекте запланировано проведение форумов «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей» во всех федеральных округах. Мы уже провели форумы в Москве и Санкт-Петербурге, третий состоялся в Ростове-на-Дону. Продолжает работу известный всем Навигатор воспитателя, и появится Навигатор для родителей.

Традиционно в конце сентября прошел Всероссийский прием родителей по вопросам дошкольного образования. Очень важное мероприятие, в котором принимают участие муниципальные и региональные депутаты, представители органов управления и наши региональные организации. Это хороший срез проблем, с которыми сталкиваются прежде всего родители и педагоги. С каждым годом растет количество положительных обращений со словами благодарности дошкольным работникам.

Появились новые номинации во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатели России». Благодаря активному участию наших коллег с каждым годом конкурс становится авторитетнее и  масштабнее.

Завершился первый конкурс «Развивающие игры и пособия. Стартап». Стартап призван выявить новые находки педагогов дошкольного образования и объединить усилия педагогов и производителей игр, игрушек и пособий. На первый конкурс мы приняли более 5 тысяч заявок.

В новом проекте запланировано проведение Всероссийского марафона «Воспитатели России» для детей дошкольного возраста «ТаланТы». Этот марафон для малышей, нам очень хочется, чтобы воспитанники детских садов могли показать свои таланты, которые развили у них наши педагоги и родители. В рамках марафона пройдут музыкальный фестиваль, всероссийский конкурс семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон», творческий конкурс и спортивный фестиваль.

Продолжают работу и наши инновационные площадки НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Темы направлений инновационной деятельности будут расширены — 20 инновационных площадок ведут свою работу, и 20 интерактивных пособий будет создано в помощь педагогам и родителям.

На сайте ВОО «Воспитатели России» были опубликованы результаты Всероссийского родительского педагогического теста, проведенного в 2020 году. К опросу подключились 354 дошкольные образовательные организации из 53 регионов, более 31 тысячи родителей. Исследование помогло получить цифры, позволяющие сделать вывод о необходимости построения правильного взаимодействия детского сада и семьи. От нас, педагогов и родителей, зависит, какими будут наши дети, каким будет наше будущее. 

 |