В последнее время каждый новый учебный год ознаменовывается целым рядом важных, знаковых для системы образования России событий, нововведений. Наверняка учебный год 2024/2025 не стал исключением? На ваш взгляд, какие нововведения заслуживают особого внимания и почему?

2024 год принес немало изменений как в структуре школьной учебной программы, так и в содержании образовательных курсов. Прежде всего, меня как историка-предметника не может не радовать тот факт, что с нынешнего учебного года была расширена школьная программа по истории. Это позволило уделить больше времени изучению важных исторических событий и процессов. Например, школьники более подробно изучают периоды Великой Отечественной войны, реформ Петра I и других ключевых событий, которые формировали современную Россию. Кроме того, в рамках новых учебных модулей рассматриваются такие темы, как борьба с фейками и дезинформацией, что помогает учащимся развивать критическое мышление и умение анализировать информацию.

Дополнил историю и новый курс «История нашего края», который учит детей понимать ценность многообразия. Он заменит предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В настоящий момент сформированы единые учебники по истории России для школ и средних специальных заведений, созданы отдельные линейки по региональной истории и краеведению, преподавание истории России в вузах основывается на единой концепции и методических рекомендациях.

Еще одно крупное изменение коснулось уроков обществознания — их перенесли в старшие классы. Такое перераспределение позволит более концентрировано подойти к подготовке учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ).

В школы вернулся предмет «Труд». Главным отличием труда от технологии станут расширения, связанные с черчением и изучением технологий беспилотных летательных аппаратов.

Вместо привычного ОБЖ появился новый предмет «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Школьная программа должна отвечать вызовам времени, регулярно обновляться, чтобы у ребят были самые актуальные знания. Этот процесс затрагивает и блок начальной военной подготовки, который стал частью ОБЗР.

Наконец, для старшеклассников появились уроки семьеведения в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы, но это пока не обязательно. Главная цель предмета — подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей, а также формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности.

Ученикам запретили пользоваться телефоном во время уроков, а педагогам — делать замечания детям...

Все эти изменения в образовательной системе значительно повлияли на учебный процесс. Обновленные учебные программы позволили сделать образование более современным и соответствующим требованиям времени.

В январе в России стартовало большое количество новых национальных проектов. Как минимум, в трех из них активное участие будут принимать учреждения образования всех уровней. По вашему мнению, в чем значимость нацпроектов «Кадры», «Молодежь и дети», «Семья»? Каковы ожидания от их реализации?

Новые нацпроекты «Семья», «Кадры», «Молодежь и дети», безусловно, коснутся сферы образования. В проект «Семья» войдет программа модернизации детских садов, проект «Кадры» посвящен подготовке высококвалифицированных специалистов в системах среднего профессионального и высшего образования, а проект «Молодежь и дети» соединит проблемы обучения и инфраструктуры, а также включит воспитание гармоничной личности, патриота, человека, который уважает свою малую и большую Родину, знает историю и культуру, с уважением относится к близким.

урок труда 3.jpg

Ведется масштабная работа над Стратегией развития образования России на период до 2036-го с перспективой до 2040 года. В ней участвуют представители всех 89 регионов: эксперты из сферы образования, бизнес-сообщества, институтов развития и органов власти, ученых, общественных деятелей, родителей. Как вы считаете, для чего нужна новая стратегия? Каковы ее задачи минимум и максимум?    

Ключевые проблемы и разработку новой Стратегии российского образования до 2036 года мы недавно обсуждали на правительственном часе в Госдуме. Затронули с коллегами большинство болевых точек: повышение авторитета педагога, подготовка и переквалификация кадров, внедрение новых государственных учебников, воспитание молодежи.

Вот те важные задачи, которые нам сообща предстоит решать: выработка единых подходов в системе воспитания, внимание к проблеме деструктивного контента в Сети, создание отечественного контента, отражающего наши традиционные ценности, вовлечение родительского сообщества в воспитательную деятельность, развитие наставничества с участием наших героев, в том числе участников СВО. Эти меры помогут воспитать молодое поколение, которое ценит традиционные российские духовно-нравственные ценности и стремится приносить пользу стране.

Отдельного внимания заслуживает вопрос повышения конкурентоспособности системы, создания новой модели высшего образования, где мы возвращаемся к проверенной практике подготовки специалистов. Также разрабатывается новый перечень востребованных специальностей. Это тема, которую мы постоянно поднимаем на различных площадках, — образование должно идти за экономикой. Нужно готовить тех специалистов, которые будут востребованы сегодня, завтра и через много лет. В том числе это касается и подготовки самих педагогов — сейчас не более 60% выпускников педвузов идут в школы.

Убеждена, что новая Стратегия развития образования станет особым инструментом стратегического государственного планирования с опорой на лучшие отечественные традиции и приоритеты страны.

По итогам приемной кампании-2024 педагогические специальности вновь оказались в числе лидеров по популярности у абитуриентов. Чем вы это объясняете? Оправдано ли будет сказать, что усилия государства и отраслевого сообщества, направленные на популяризацию профессии педагога, повышение престижности его труда, достигли цели? Эффективна ли федеральная программа «Земский учитель», другие документы, принятые на федеральном и региональном уровнях?

Да, педагогическое образование вновь входит в число приоритетных для абитуриентов. Повышенный спрос на него можно объяснить тем, что в прошлом учебном году проводилась активная работа по развитию педклассов. Получается, что интерес детей к профессии педагога, возможно, был и раньше, но действия по стимулированию этого интереса были непродуктивными либо отсутствовали совсем.

Особая ситуация — в сельских школах в труднодоступной местности. Такие учреждения испытывают острую проблему с педагогическими кадрами. Выпускников педвузов не устраивают низкая транспортная доступность, неразвитость инфраструктуры, невысокая зарплата, неблагоустроенность жилья. Программа «Земский учитель» не до конца решает проблему, поскольку квот выделяется очень мало. Считаю, что в таких условиях школам необходимо решать кадровый вопрос за счет своих выпускников. То есть нужно вести среди них целенаправленную профориентацию на педагогические специальности, при необходимости — помогать с заключением договора о целевом обучении и трудоустроить молодого специалиста.

Интерес выпускников к профессии педагога зависит от самого учителя и отношения к нему общества. Если общество будет ценить труд учителя и достойно его оплачивать, а учитель при этом на деле показывать увлеченность процессом преподавания, с вдохновением рассказывать о своей профессии, интерес к ней будет только возрастать.

По поводу программы «Земский учитель». Мнения экспертов достаточно противоречивы. Некоторые отмечают, что она не доработана и имеет ряд проблем. Например, льготы предоставляются только в первые годы работы и не способствуют закреплению специалиста на одном месте. Кроме того, недостаточно развитые культурная и бытовая инфраструктура в отдельных муниципалитетах отталкивают многих потенциальных участников программы. 

Могу сказать о Ростовской области. С 2025 года студент, обучающийся в педвузе в регионе, может стать участником программы «Земский учитель». При условии обучения в вузе на заочном или очно-заочном отделении 4-го курса и одновременного осуществления педагогической деятельности по основным общеобразовательным программам. Считаю, замечательная идея.

Кроме того, в Ростовской области педагоги — участники программы «Земский учитель» — теперь будут получать до 2 млн рублей. С апреля нынешнего года произошло увеличение единовременной выплаты. «Земским» учителям будут выплачивать 1 млн рублей из средств федерального бюджета, еще 1 млн — из бюджета региона. Уверена, дополнительная поддержка станет хорошим подспорьем, чтобы привлекать еще больше учителей в сельские территории, где мы видим дефицит высококвалифицированных специалистов.

студент и пожилой наставник 2.jpg

В нынешнем году отечественная система среднего профессионального образования отмечает 85-летний юбилей. Учреждения СПО играли важную роль всегда, а сегодня особенно. Согласны? По вашей оценке, насколько успешно колледжи и техникумы справляются с задачей по подготовке высококвалифицированных кадров для экономики? Какую помощь в этом оказывают федеральный проект «Профессионалитет», Всероссийское чемпионатное движение по профмастерству, профориентационная работа в школах? Достаточно ли предпринимаемых мер для выполнения количественных и качественных показателей либо необходимы дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных сторон?

За 85 лет подготовлены тысячи специалистов, которые являются опорой наших регионов. Российское среднее профессиональное образование сегодня — одна из самых крупных систем в мире, и она успешно адаптируется к быстро меняющимся условиям.

Успешно действует флагманский проект в сфере СПО «Профессионалитет». Он направлен на создание кластеров, которые объединяют колледжи и предприятия для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики. Благодаря проекту усиливается взаимодействие с бизнесом, реализуется успешное трудоустройство выпускников. Сегодня в 79 регионах страны функционируют 370 кластеров «Профессионалитета» по 24 отраслям. К 2026 году их число должно достичь 560.

Мы, депутаты Госдумы, обеспечиваем законодательную поддержку системы среднего профессионального образования, постоянно ее донастраивая. В начале весны нижняя палата парламента поддержала эксперимент об упрощении сдачи ОГЭ для поступающих в колледжи.

Мы понимаем, что необходимо обеспечивать условия для поступления в учреждения СПО. Получение профессии должно быть бесплатным, иначе мы не сформируем профессиональные кадры, не создадим экономику. Поэтому мы выступали за то, чтобы разрешить выпускникам 9-го класса сдавать при поступлении в СПО два экзамена вместо четырех.

По всей России запущена государственная программа капитального ремонта зданий средних профессиональных учреждений, а также общежитий, в которых проживают студенты. Также профильный Комитет Госдумы по просвещению поддержал законопроект, согласно которому обладатели дипломов СПО, чей профиль соответствует выбранной программе в вузе, смогут поступить на бакалавриат или специалитет на основании прохождения вступительных испытаний. Меньше препятствий — больше результата.

Мы расширили список категорий лиц, имеющих преимущественное право поступления в СПО. Это касается инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы. А также снизили бюрократическую нагрузку на педагогов СПО.

Отдельный вопрос, постоянно обсуждаемый нами, — подготовка преподавателей колледжей. В части среднего профессионального образования правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения. Речь идет о выплатах за кураторство, премиях лучшим педагогам, стимулирующих надбавках и повышении квалификации в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Такая работа ведется в соответствии с нашими рекомендациями органам исполнительной власти по итогам прошлогоднего правительственного часа, посвященного СПО.

Среднее профессиональное образование — в приоритете, и это абсолютно правильно: мы реализуем масштабные проекты по подготовке специалистов и работаем на опережение, используя прорывные решения, опираясь на весь 85-летний опыт СПО нашей страны.

Нынешний год в России — Год 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества. В масштабах страны проходят десятки тысяч мероприятий, в том числе по линии системы образования. Ваша точка зрения: почему важно участие в таких мероприятиях детей и молодежи? Какие из акций вы считаете особенно важными?

В преддверии святого праздника Победы в Ростовской области состоялась масштабная патриотическая акция «Дон помнит». Ее цель — приведение в порядок памятных мест, связанных с Великой Оте-
чественной войной. Также реализуется проект «Улица Героя», устанавливаются памятные доски в честь героев-земляков, которые станут не только напоминанием о подвигах во время ВОВ, но и наглядным живым уроком истории для подрастающего поколения.

Очень важны для воспитания у молодежи любви к Родине и понимания необходимости ее защиты. Уроки мужества, которые проходят в школах и школьных музеях и посвящены темам стойкости, долга, чести.

Бессмертный полк, даже виртуальный, не утратил своей значимости, полон всенародной любви и признания. Каждая семья может поучаствовать в этой акции. «Диктант Победы» ежегодно позволяет всем желающим проверить свои знания о событиях и героях священных для каждого россиянина времен.

Но самая мощная, на мой взгляд, акция — «Минута молчания». В 19 часов 9 Мая россияне выходят на балконы или во дворы и после минуты молчания вместе исполняют песню «День Победы» композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова. В нынешнем году организаторы сделали так, чтобы главная песня праздника, символизирующая мир и единство, звучала во всех уголках нашей страны.

Все эти акции направлены на то, чтобы еще крепче объединить нас, рассказать о наших героях и сохранить историческую память о Великой Отечественной войне. И давайте помнить, что образование — самое мощное оружие, которое можно использовать, чтобы изменить мир.

 |