По вашим данным, какова ситуация с нехваткой воспитателей в России? С чем это связано?
Вопрос об обеспечении ДОУ воспитателями стоит на государственном уровне — их не хватает по всей стране. Где-то больше, где-то меньше. Воспитатели стали дефицитными кадрами.
Причины ухода из профессии — низкие зарплаты, переполненные группы, вмешательство администрации и родителей в частную жизнь, наличие альтернатив для трудоустройства и многое другое. А еще удручают педагогов несоответствие зарплаты объему обязанностей и низкий престиж профессии. Общество до сих пор недооценивает труд воспитателей, считая его менее значимым, чем работа школьных учителей или вузовских преподавателей. Тем не менее, помимо педагогического образования, воспитатель должен постоянно проходить курсы повышения квалификации, сдавать нормативы, проходить проверки.
На ваш взгляд, повышение заработной платы поможет решить проблему дефицита кадров и повысить привлекательность профессии педагога дошкольного образования? Как система баллов для поощрения работы воспитателей влияет на ситуацию?
Зарплата воспитателя складывается из должностного оклада, различных надбавок, коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Тем не менее, если у воспитателя нет категории, то получает он копейки. Оклады маленькие, особенно у помощников воспитателя, нянечек. Заработная плата воспитателей в регионах составляет 30-40 тысяч рублей, а в некоторых — и вовсе 20 тысяч. Из-за дефицита кадров рабочий день воспитателя часто продолжается до 12 часов в день, при этом в его зоне ответственности находится до тридцати детей. Это приводит к массовым увольнениям педагогов из детских садов, так как они вынуждены искать для себя более высокий заработок и более комфортные условия работы.
Да, система баллов для поощрения работы воспитателей влияет на размер зарплаты, так как на основе набранных баллов рассчитываются стимулирующие выплаты. Критерии стимулирующих выплат учреждение формирует самостоятельно, исходя из рекомендаций вышестоящих органов.
И все же, стабильная и достойная заработная плата является одним из главных факторов мотивации для работы и развития в профессии. Повышение окладов педагогам дошкольных учреждений может привлечь в эту сферу образования опытных педагогов, имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы с детьми.
Сейчас в некоторых регионах тестируют новую систему оплаты труда, результаты которой станут основой для изменений по всей стране в 2027 году.
Депутаты Госдумы неоднократно обращались к министру просвещения России Сергею Кравцову с просьбой рассмотреть возможность запуска программы «Земский воспитатель». Обсуждается ли она сейчас?
Безусловно. Еще пару лет назад мы с коллегами нашего Комитета Госдумы по просвещению обсуждали возможность распространения опыта программы «Земский учитель» на аналогичные возможности для программы «Земский воспитатель». Всероссийская общественная организация «Воспитатели России», руководителем которой я являюсь, в том числе занималась проработкой этого проекта.
Программа Земский воспитатель» пока не принята, к тому же она в любом случае не рассчитана на большие города. Такое нововведение должно решить проблему нехватки воспитателей в детских садах сел и небольших городов. Хочется верить, что в ближайшем будущем мы совместными с Министерством просвещения усилиями доработаем этот момент и восполним нехватку педагогических кадров в сельской местности.
Как вы оцениваете опыт Москвы, где детские сады входят в состав крупных образовательных комплексов? В чем преимущества и сложности?
Такие образовательные комплексы решают задачу преемственности детского сада и школы, позволяют лучше организовать и совместную работу педагогов школы и сада, и общие проекты дошкольников с учениками школ. Для родителей дополнительное преимущество такого объединения в том, что ребенок, посещающий детский сад, автоматически переводится в школу этого же комплекса.
Чтобы родители стали опорой или партнерами, одобрившими процесс создания комплексов, надо давать полную информации, обсуждать возможные риски и минимизировать их. Родителей интересует контингент вокруг их ребенка, его безопасность, и чтобы педагоги не менялись.
Немаловажным является финансовые инструмент в управлении такими образовательными комплексами. Для небольших детских садов, имеющих финансовые затруднения, объединение со школами и другими садами является единственным способом получать достаточное финансирование. Но для крупных благополучных садов объединение не несет ощутимой финансовой выгоды. Чаще происходит наоборот.
Один из значимых плюсов: при объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель — директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность — заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ.
Какие меры предпринимаются для повышения престижа профессии педагога дошкольного образования? Можно ли с их помощью «омолодить» профессию?
Преимущества работы воспитателя есть — это удлиненный оплачиваемый отпуск. У воспитателей детского сада и логопедов — 42 дня. Но воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ или находящимися на длительном лечении, получают 56 дней отпуска. Раз в 10 лет российские педагоги могут взять отпуск до одного года с сохранением рабочего места. Но это неоплачиваемый отдых, поэтому не каждый воспитатель может позволить себе воспользоваться таким правом.
Помимо федеральных льгот субъекты могут разрабатывать собственные меры поддержки. Найти региональные льготы можно, в частности, в правовых документах на сайте администрации муниципалитета.
А пока большая часть воспитателей в детских садах — люди предпенсионного возраста, которым нужно выработать стаж. Молодежь неохотно идет в профессию. В первые три года у молодых специалистов есть доплаты. Потом они исчезают, а у педагогов еще нет высшей категории, и зарплата резко падает. Поэтому, спустя три года многие уходят.
Также важно понимать, что повышение окладов воспитателей — это инструмент не только для решения «кадрового голода», еще он напрямую способствует повышению качества образовательного процесса в детском саду. Ведь детство — важнейший период формирования личности ребенка. Именно детство во многом определяет его дальнейшее благополучие каждого человека. Каждому родителю важно, чтобы с его ребенком занимался высококвалифицированный специалист.
Поэтому мы, депутаты, вместе с Правительством будем продолжать работу в данном направлении и постараемся найти эффективные решения для повышения статуса работы воспитателя и достойной оплаты его труда.