Согласно пессимистичным прогнозам, в условиях продолжающегося старения педагогов и их массового выхода на пенсию к 2029 году молодых специалистов останется не более 6%. При этом многие работающие преподаватели жалуются на низкие зарплаты и большие нагрузки. Власти страны и раньше старались решать проблемы учителей, но теперь речь идет о комплексном подходе в рамках объявленного президентом Года педагога и наставника. Специальными мероприятиями будет охвачена огромная армия представителей одной из самых нужных и важных профессий: более 1,25 млн учителей, 625 тыс. воспитателей детсадов, 213 тыс. педагогов допбразования, 156 тыс. работников системы СПО, 180 тыс. преподавателей вузов. 


Упрямая вещь — статистика. Согласно данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в большинстве федеральных округов России существует дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. В целом по стране число вакансий в общеобразовательной сфере выше количества ее работников на 3,1%. Одна из главных причин — низкие зарплаты при большом объеме работы, в том числе бумажной.

Наименьший дефицит специалистов зафиксирован в Северо-Кавказском (1,2%), Центральном (2,1%) и Приволжском (2,5%) федеральных округах, наибольший — в Дальневосточном (3,5%), Сибирском (3,6%), Северо-Западном (4,6%), Уральском (4,4%) и Южном (4,8%) округах. В разрезе специальностей наиболее дефицитны педагоги (численность незакрытых вакансий для них превышает число занятых на 2,9%), учителя и руководители (1,9%).

Povyshenie_kvalifikatsii_pedagogi_thumb1.jpg

Как отмечают эксперты РАНХиГС, такие различия могут объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ. В 2021 году их разброс был существенным и отличался по отдельным регионам в пять раз. Больше всего специалисты сферы образования (без учета доплат в 5 тыс. рублей за классное руководство) могли заработать в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и Москве (свыше 100 тыс. рублей), меньше всего — в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тыс. рублей). Отношение средней зарплаты в отрасли к средней для экономики региона также варьировалось от субъекта к субъекту и составляло от 84,4% в Забайкальском крае до 124,1% в Москве.

«Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу. В деревнях зачастую такого выбора нет, а в Москве и Санкт-Петербурге большинство школ имеет возможность нанимать специалистов на конкурентных условиях, так как оплата труда неплохая. При этом даже если работникам общеобразовательных организаций и удается зарабатывать в соответствии с нормативами майских указов, в большинстве случаев это происходит за счет совместительства. Чтобы в регионе могли платить, например учителю, зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство», — комментирует организационный секретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

1482409683_27_0_2758_2048_1920x0_80_0_0_53d9f97ee99db5e03eaf84508eb24cd3.jpg

Obrazovanie#1_2022_web-33.jpg

Так или иначе, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Алексей Тищенко полагает, что большинству учителей трудно найти достойную работу вне школы. «В условиях экономической нестабильности сменить работу сложнее: есть риск стать безработным, — говорит он. — В связи с высокой педагогической нагрузкой и ожидаемым ростом численности школьников сокращение штата учителей маловероятно. У учителей стабильное положение, что важно в условиях неопределенности на рынке труда».

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Высшей школы экономики Татьяна Мерцалова опасается, что инфляция, рост цен приведут к снижению уровня жизни учителей. «Приведет ли это к их массовому уходу из школ, пока сказать сложно, — замечает эксперт. — Возможно, вмешается еще ряд факторов, например, связанных с повышением уровня безработицы, поскольку закрываются многие рабочие места. Мы и раньше видели, что в регионах с более высоким уровнем молодежной безработицы доля молодых учителей в школах выше. Как это сработает в новых обстоятельствах, трудно сказать».

uchitel-muzyki-osobennosti-professii-i-obuchenie.jpg

Obrazovanie#1_2022_web-34.jpg

Исторический год. В июне 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. Не только учителя, но и общество в целом восприняли такое решение очень позитивно. При этом сразу же был озвучен длинный список вопросов, на которые должны последовать адекватные ответы.

«Решение президента еще раз говорит о высоком статусе педагогов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды. Со своей стороны мы делаем все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Например, поддерживаем важные законодательные инициативы об отказе от формулировки «образовательная услуга», о снижении отчетности. Также даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии», — прокомментировал министр просвещения России Сергей Кравцов.

По мнению заместителя председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Любови Духаниной, предложение объявить 2023 год Годом педагога — «знак того, что это необходимо педагогическому сообществу». «Готовясь к тематическому году, важно услышать учителя и сделать планируемые мероприятия максимально полезными, — уверена она. — Во-первых, до сих пор не решена задача нормализации ежедневного педагогического труда, освобождения времени учителя для самосовершенствования и реализации идей. Подавляющее большинство педагогов (94%) хотят изучать новые технологии и методики, потому что им есть куда расти. При этом 22% отмечают, что больше всего им не хватает возможности прийти в себя, восстановить силы, найти вдохновение. Только 15% учителей не испытывают симптомов эмоционального выгорания».

040.jpg

Obrazovanie#1_2022_web-35.jpg

Среди актуальных вопросов Любовь Духанина также назвала защиту трудовых прав педагога (77% учителей нуждаются для этого в помощи и дополнительной информации), обеспечение преподавателя современным рабочим местом (23% педагогов полностью не удовлетворены, а 33% скорее не удовлетворены оснащением своего кабинета), выстраивание процедуры аттестации учителей, которые соответствовали бы запросу рынка труда (сейчас для многих это трата времени и сил с минимальным результатом).

Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания математической школы № 1 города Грозного Алихан Динаев считает, что Год педагога и наставника «нашей стране просто необходим». «Уверен, что 2023 год может войти в историю российской школы, — признался он. — Очень рассчитываю, что к этому году власти приурочат новые формы поддержки учителей, особенно молодых и сельских, разработают комплексный план повышения престижа педагогической профессии в обществе, завершат ряд крупных проектов и вооружат каждого преподавателя планшетом с набором сервисов и приложений, который значительно упростит нашу работу и позволит вместо рутины заниматься творчеством дома и на уроке».

28_n2127684_big.jpg

Я б в педагоги пошел… Одна из главных задач, которую предстоит решить в рамках Года, — рост престижа профессии педагога. Успех зависит от целого ряда факторов, в том числе от повышения качества педагогического образования. Правительство России утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. В ней зафиксировано, что сегодня подготовка педагогических кадров в стране ведется на базе 229 вузов и 440 колледжей разной ведомственной принадлежности. Но многие выпускники не идут в школы, да и знания, которые получают учителя, зачастую не соответствуют ожиданиям работодателей и родителей учеников. Концепция же предполагает, что требования к обучению педагогов будут едиными для всех учреждений образования.

«Планируется усилить предметную и практическую подготовку педагогов: сделать обязательными такие дисциплины, как русский язык и культура речи, классное руководство, работа с родителями, инклюзия, усовершенствовать систему целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии», — говорится в пояснении к концепции.

Среди мер, которые позволят привлечь в школы большее число выпускников, — целевое обучение. Большее число студентов будет учиться по направлению в вуз из учебного заведения. Студентов будут учить современным цифровым технологиям, причем не менее половины времени учебы в вузе студенты-педагоги посвятят изучению предмета, который планируют преподавать. Эффект от принятой концепции пока только предстоит ощутить. Тем временем другие мероприятия, реализуемые на федеральном уровне, дали основание руководству Минпросвещения заявить о росте популярности педагогических вузов.

«В нынешнем году подведомственным университетам по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» было выделено 36 тыс. бюджетных мест. Это столько же, сколько и в прошлом году, и чуть больше, чем в предыдущем. Но, что важно, по сравнению с 2021 годом количество заявлений, поданных на педагогические направления и специальности, увеличилось в 1,5 раза и составило более 370 тысяч», — сообщила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева.

Приемная кампания 2022/23 учебного года проходила в 33 педагогических университетах и 12 филиалах. Самое востребованное направление — «Педагогическое образование»: конкурс по нему составил 12 человек на место. Чаще всего абитуриенты выбирали профили подготовки «Литература», «Обществоведческое образование», «Русский язык как иностранный». Самый высокий проходной балл по профилю «Английский и французский язык» педагогического образования в МПГУ составил 276, средний балл ЕГЭ по нему — 92. Цифры впечатляют, однако важно, чтобы выпускники педвузов работали по специальности. Пока так происходит далеко не всегда.

«Как ни увеличивай прием в педвузы, это все равно что таскать воду решетом. Вопрос не в том, сколько набирают, а в том, сколько идут в учителя. Если бы все выпускники педвузов шли в учителя, никакого бы кадрового дефицита не было», — уверен академик РАО, бывший глава
Рособрнадзора Виктор Болотов.

По его мнению, нужно не увеличивать прием абитуриентов, а мотивировать тех выпускников, которые идут преподавать. Это невозможно без материальных вложений. Например, льготная ипотека при выходе на работу в школу и ее погашение государством через пять лет.

«Если ориентироваться на приемную кампанию, то есть три момента. Во-первых, некоторые абитуриенты, подавшие заявления в педвузы, в итоге выбирают другие учебные заведения. Во-вторых, не все поступившие доучиваются до выпуска. И в-третьих, лишь часть выпускников идет работать в школы», — обратила внимание директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.

Она согласна с тем, что профессия педагога очень сложная и емкая, поскольку учитель должен поддерживать коммуникацию не только с ребенком, но и с родителями и администрацией, в связи с чем могут возникать свои трудности. Кроме того, многие аспекты педагогического труда оказываются за кадром даже для студентов педвузов. Многие из них готовы сдавать экзамен, но не готовы выполнять действия, требующие, например, заполнения отчетов. Также они не знают, как выстраивать отношения с коллегами.

«Главное для привлечения кадров в образовательные учреждения — четкое соблюдение трудовых прав, отказ от избыточных требований и хорошая материально-техническая база», — полагает Татьяна Половкова.

 |