Почему именно школа? Почему именно начальные классы? Что подтолкнуло вас к такому выбору профессии, ведь молодежь, как ни печально, все реже идет работать учителем?
Моя мама тоже была учителем, и с самого детства дома постоянно обсуждалась школа, истории ее учеников, да и вообще царила атмосфера, которая позволила мне увидеть эту профессию изнутри. Поэтому, наверное, можно сказать, что выбор моей профессии был предопределен с самого детства.
Это стало понятно еще в те годы, когда я малышкой играла с куклами и с подружками: уже тогда я обожала заводить журналы, давать домашние задания, ставить оценки. А во втором классе, когда учительница спросила нас о том, кем мы хотим стать, когда вырастим, я с полной серьезностью ответила, что хочу стать учителем. Правда, тогда я еще не знала, что не расстанусь с этим желанием и во взрослой жизни, ведь каждый человек взрослеет, начинает интересоваться другими вещами, да и просто меняется. Но я осталась верна тому выбору, который сделала в самом детстве. На это повлияла и моя первая учительница — ее вклад просто неоценим.
Что касается работы с малышами, то мне всегда было интересно с маленькими детьми, я умела находить к ним подход. Даже, например, в средней школе, когда в день школьного самоуправления я на несколько часов стала учителем второго класса и вела у них уроки, мне было так интересно, я настолько вошла в эту роль! А еще учитель начальных классов, мне кажется, никогда не стареет, только взрослеет и делает это вместе с учениками день ото дня. И поскольку дети меняются очень быстро, у него появляется стимул постоянно идти в ногу со временем.
А молодежь — вы правы — идет в школу очень неохотно. Я объясняю для себя это тем, что учителем может стать далеко не каждый, и многие это понимают. Эту профессию нужно безумно любить и отдаваться ей всецело. Иначе ничего не выйдет. Да, это тяжелый труд, ведь каждый ребенок хочет от вас внимания. Это и большая ответственность. Не каждый может взять ее на себя. А молодежь сейчас ищет легкие пути. Даже я, когда пошла учиться в колледж на педагога, частенько слышала от знакомых: «Даяна, как так? Это же тяжело, зачем?» А я уверена, что у каждого есть свое место в этом мире. Поэтому если молодежь не будет чувствовать свое предназначение и не будет заинтересованной в том, чтобы справиться со всеми сложностями и стать хорошим учителем, если не осознает всю важность профессии, то ничего хорошего не получится.
А как, вы считаете, можно заинтересовать в этом молодых людей? Замотивировать их получать профессию учителя?
Сейчас ведется большая работа в этом направлении — проводится профориентация. Я и сама была ее участницей, когда училась в колледже: мы с одногруппниками ездили по школам и рассказывали ученикам 9-х и 11-х классов про профессию учителя, показывали им фотографии и видео со своих практик, делились запоминающимися историями, разбирали ситуации, с которыми может столкнуться педагог. И ребятам это было интересно. Из тех групп, в которых я проводила такие занятия, даже 3-4 человека поступили в мой колледж и теперь учатся с удовольствием. Мне это было очень приятно.
Выходит, вы смогли найти правильные слова…
Да, видимо, смогла. Я рада, что мне удалось показать, насколько работа учителя может быть интересной и разносторонней. Поэтому, я считаю, профориентационную работу с будущими выпускниками должны проводить те учителя, которые по-настоящему горят своим делом, которым это важно и интересно. Тогда это настроение будет моментально передаваться молодежи, и проблемы с отсутствием у них желания быть учителем удастся хотя бы частично решить.
Каким был ваш первый урок в новом статусе учителя? Чем он запомнился и все ли прошло так, как вы планировали?
Нет, урок прошел не так, как я планировала. Даже лучше. Это был классный час 1 сентября. Ребята вели себя очень активно, ответы были самыми разными, и, конечно, все пошло совсем не по плану, потому что и не могло по нему пойти. Невозможно до мелочей спланировать, что ответит тебе ребенок, о чем захочет у тебя спросить и о чем попросит рассказать. Меня очень порадовало, что у моих учеников такой широкий кругозор и такое интересное представление обо всем. Они ведь, по сути, маленькие психологи и чувствуют все гораздо лучше, чем мы, взрослые. От этого общаться с ними еще интереснее.
Перед первой встречей с учениками сильно волновались?
Странно, но волнения почему-то не было. Нет, конечно, с утра был небольшой мандраж: я несколько раз прокрутила в голове варианты того, как построить урок так, чтобы сразу заинтересовать ребят, представляла, как они себя поведут. Но только урок начался, и волнение улетучилось. Эмоции, ответы учеников — они сразу приводят тебя в тонус. Тем более мне повезло, что раньше, во время учебы в колледже, я часто давала уроки в статусе практикантки. Плюс еще целый год я проходила практику в нашей гимназии, а потому чувствовала себя очень комфортно.
Выходит, вы и с коллегами были знакомы до этого?
Да, и могу сказать, что мне очень повезло с коллективом: коллеги всегда меня поддерживают, могут дать дельный совет и помочь в любом деле. Чаще называют меня своей младшей дочкой. Слышу от них: «Вот наша доченька», «Давай вперед, наша Аленушка». И так тепло на душе сразу! Эта поддержка очень ощущается и помогает мне двигаться вперед.
Сейчас, когда несколько недель вашего дебюта позади, вы уже успели подружиться с учениками?
Да, мы уже стали с ними друзьями. И даже до момента нашей первой встречи, видимо, возникла какая-то заочная симпатия. Помню, когда один из моих учеников только поступил в школу, его мама решила познакомить его со мной. Когда я вышла встретить их в коридор, он побежал ко мне навстречу с криками «Даяна Мировна, я так по вам скучал!». Хотя до этого он меня еще ни разу не видел, даже голоса моего не знал. Ничего, кроме имени. Вот и остальные ученики каждый день удивляют меня и погружают в атмосферу непосредственности, теплоты и искренности. Дарят открытки, сердечки с надписями, я все собираю в папку, которая уже сейчас заполнена. Представляю, что будет к концу четвертого класса.
Вы вскользь заметили, что, только просыпаясь утром, сразу вспоминаете про работу. Это была просто шутка или в ней, как и положено, есть только доля шутки?
Так и есть на самом деле. И я уже привыкла к этому. Могу даже ночью проснуться и что-то записать, если родилась идея. Моя профессия предполагает постоянное включение в процесс. Мне было трудно мириться с этим только первую неделю, а потом я полностью влилась в такой ритм. Кстати, что касается одной из «полуночных» идей: я реализовала ее незадолго до того дня, когда мои ученики пришли на свой первый урок. На установочное родительское собрание принесла письма для каждого ученика. Я потом уже узнала, что дети, которым родители прочитали их, помнили каждое слово этого послания, что было мне безумно приятно.
Эти письма — что-то вроде напутствия для ребят?
Да. Я написала им, что всегда буду рада видеть их озорные, веселые глаза и улыбку. И что, если они заблудятся в большом здании нашей гимназии, чтобы не переживали, ведь всегда найдется кто-то, кто поможет им. Да и я всегда буду рядом. Также для каждого я подготовила стихотворение.
А как вовлекаете ребят в учебный процесс? Как удается удерживать внимание маленьких непосед?
При помощи игр и различных заданий. Очень понравилась моим ребятам парная работа — я решила попробовать ее именно сейчас, когда у них проходит адаптационный период и они учатся взаимодействовать друг с другом, учатся дружить. Пары собрала таким образом, чтобы вместе стали работать те, кто прежде почти не общался. Дала им задания и пообещала, что тех, у кого получится справиться лучше всего, награжу медалями. И настолько это замотивировало ребят, что они все до одного справились с работой на отлично, в соответствии с правилами парной работы, решая все задачи сообща. А у меня как раз были ленточки, я распечатала медали и вручила их. И ребята с такой радостью и гордостью ходили с ними по коридору, всем показывали свою награду. И от родителей я тоже получила много положительных откликов.
Есть ли у вас любимая дисциплина, которую особенно приятно преподавать детям?
Да, мне очень нравится окружающий мир. И тем больше мне нравится преподавать его ребятам, чем я больше понимаю, что и они очень увлечены этим уроком и сами развивают тему. У них бывают такие интересные ответы, они демонстрируют такие знания! Ведь в процессе этого урока мы обсуждаем то, что окружает их каждый день, на что они обращают внимание и что их удивляет. А еще я очень люблю русский язык и литературное чтение, но мы с ребятами пока не дошли до их изучения и только знакомимся с алфавитом, звуками и буквами, а потому я искренне наслаждаюсь нашей работой на уроке азбуки.
Сейчас, в начале пути, возможно, это сложно, но давайте попробуем заглянуть в будущее — какие у вас ожидания от профессии? Каким учителем вы видите себя через 10 лет, чему хотели бы научиться?
В этом году, когда набирали ребят для обучения в моем классе, я очень переживала, захотят ли родители доверить своих детей учительнице, которая только окончила учебу и впервые пробует свои силы. Все ведь обычно мечтают об опытном педагоге. Но мне повезло: родители моих учеников, наоборот, мечтали, чтобы первым учителем их детей стала та, кто только начинает путь и еще не успела влиться в систему. Это было очень приятно для меня, но тогда же меня посетила мысль: когда-нибудь я обязательно стану педагогом, к которому будут мечтать отдать своего ребенка очень многие родители. Они будут настаивать на том, что хотят отдать своего малыша именно в мой класс. Педагогом, который будет видеть своих выпускников, счастливых оттого, что именно я была их первой учительницей, и с теплотой вспоминающих об этом времени.
Я хочу постоянно развиваться, стать по-настоящему сильным учителем, который твердо знает, как нужно работать с тем или иным ребенком. Хочу воспитать в себе качества психолога и уже сейчас заочно обучаюсь этому в университете, получая образование педагога-психолога.
Да, совершенно точно через 10 лет я вижу себя успешным учителем начальных классов, который очень любит свою работу и находит в сердце место для каждого ребенка.