— Как бы ни относились к дистанционному обучению, согласно результатам социологических исследований, которые мы проводили, 74% детей позитивно отнеслись к такому формату, и он для них комфортен, поскольку соответствует их образу жизни. Также, по признанию ребят, они смогли работать с учителем по фактически индивидуальному запросу, что не всегда получалось в классе. Экран снимает напряжение, вызванное давлением коллектива, и ученик может и хочет задавать вопросы преподавателю. Поэтому элементы дистанта крайне важны в рамках формирования индивидуальных образовательных траекторий, к чему нас призывает ФГОС.
Мы выделили три мифа, возникших при дистанционном обучении. Первый — «Верните моего умного ребенка» — возник, когда родители вместе со своими любимыми и самыми умными детьми пережили образовательный процесс и на них легла часть работы по доведению знаний до своего ребенка. Второй миф, с которым столкнулись и дети, и родители, — время учебы. Он связан с тем, что время, которое ребята проводят в школе, не находится в поле зрения пап и мам, следовательно, они не понимают, какой большой труд проделывают их чада в образовательном процессе. Третий миф, или даже скорее сложность, — самоконтроль и самоорганизация. Это то, над чем нам надо работать. Нужно снова поднять советский плакат с лозунгом «Учись учиться».
Сейчас основная задача — сформировать такую площадку, чтобы и родитель, и ребенок, и учитель всегда могли найти друг друга, задать вопросы и получить консультации в индивидуальном формате.
Игорь Иваненко, директор гимназии № 39 г. Орла:
— Мы живем не только в эпоху цифровой экономики, но и в эпоху цифрового образования. Сейчас мы переживаем период трансформации методов обучения. В национальном проекте «Образование» четко говорится о том, что будущее — за дистанционным образованием, поэтому хотим мы этого или не хотим, нужно быть морально и технически готовыми к нему.
Наша гимназия с 2007 года является активным участником Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России», в рамках которой мы проводим дистанционные интерактивные уроки, конференции, семинары, круглые столы. То есть вводим элементы дистанционного образования уже на протяжении 13 лет. Соответственно, для нас переход на такой формат обучения не стал шоком вселенского масштаба.
Нельзя сказать, что готов был каждый учитель, но большинство педагогов не увидели в этом ничего страшного, поскольку привыкли работать перед экраном одновременно с 7-10 классами в разных регионах не только нашей страны, но еще и Казахстана, Армении, Китая.
Гурият Ахмедова, заместитель директора гимназии № 13 г. Махачкалы Республики Дагестан:
— В первую очередь мы столкнулись с материальными проблемами. Многодетность — одна из особенностей Дагестана. От одного до пяти и даже шести детей одновременно должны были слушать объяснения учителей и выполнять задания. Трудно назвать семьи, где каждый ребенок был бы обеспечен отдельным средством связи.
Учителей мы сразу смогли обеспечить всеми необходимыми средствами, так как в гимназии есть достаточное количество планшетов, компьютеров. Особо нуждающимся ученикам тоже выдали технику во временное пользование.
В период пандемии проводился еженедельный мониторинг организации дистанционного обучения, включая подачу сведений о тех, кто все еще нуждается в технике. Я очень надеюсь, что если мы снова окажемся в такой ситуации, министерство образования республики примет все необходимые меры.
Из положительного отмечу то, что даже самые слабые учащиеся смогли продемонстрировать свои способности: они выразительно читали, делали записи собственных выступлений, старались проявить себя. Вместе с тем учитель получал возможность работать с каждым учеником индивидуально. И эта работа определенно дала результат.
Мария Черникова, начальник Управления образования администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода:
— Когда началась пандемия, мы в первую очередь занялись приведением в порядок нормативно-правовой базы. Всем было понятно, что статья 16 федерального закона «Об образовании» существует, но как она работает реально, не знал почти никто. Пришлось узнать в максимально сжатые сроки. Разработали для себя технологию, как должны действовать в условиях дистанта, у кого какие функции и кто чем должен заниматься. Резко поменялась структура нашего сайта — на уровне города придумали систему «единого окна»: на сайте размещено расписание, внутри него можно найти ссылки на видеоуроки и все домашние задания.
Из существенных минусов дистанта могу отметить отсутствие очного взаимодействия между учителями и учениками, что сильно меняет эмоциональную окраску процесса обучения. Также мне сложно представить, как реализовывать практическую часть таких предметов, как физика, химия, физкультура. Пока мы в поиске решений этого вопроса.
Оксана Калинина, директор СОШ № 1 Багаевского района Ростовской области:
— Я считаю, что вводить дистант нужно дозированно. Во-первых, при подобном формате обучения нет той теплой и живой коммуникации ученика и учителя, той поддержки, которая так нужна многим детям. Во-вторых, учитель не имеет возможности корректировать свой урок в зависимости от потребностей класса, когда он запишет урок, а обратную связь можно будет получить намного позже. Коллеги говорят также о проблеме оснащенности техническими средствами. У нас же, даже если выдадим ребенку компьютер, не у всех родителей есть возможность обеспечить подключение к интернету.
Да, от дистанционного образования никуда не деться. Мы и раньше его использовали, например для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но если у учителей имелся опыт, хоть и не такой масштабный, то с детьми и тем более с их родителями возникли проблемы. Было много возмущений. Ведь раньше взрослые только контролировали выполнение домашних заданий, а теперь они увидели весь процесс обучения своих чад и объем их реальной работы.
Зинаида Хаутиева, директор СОШ г. Малгобека Республики Ингушетия:
— По моему мнению, в дистанционном обучении больше минусов. Когда дети постоянно сидят перед экраном, это очень влияет на их здоровье. Кроме того, ребята лишены общения в коллективе. И, конечно, живое общение учителя с учеником ничего не заменит.
Это как раз то, что по-настоящему важно и дорогого стоит. Многим моим коллегам было тяжело адаптироваться к дистанту именно с психологической точки зрения. Я, руководитель школы, — не исключение. Пандемия настигла нас внезапно, но я считаю, что мы подошли к вопросу координации действий в новых условиях очень организованно. Если все же придется столкнуться со второй волной коронавируса, надо быть максимально готовыми к ней.
Ирина Бельмехова, директор гимназии № 1 с. Красногвардейского Красногвардейского района Республики Адыгея:
— Нашей гимназии было не очень сложно перейти на дистант, поскольку еще в 2015 году мы реализовали для соседних образовательных учреждений обучение в таком формате. Например, учитель физики демонстрировал уроки для малокомплектных школ, а учитель астрономии вел занятия даже для учащихся из Майкопа.
Кроме того, в гимназии была разработана и запущена комплексная целевая программа «Внедрение информационных технологий в образовательную среду сельских школ». Следовательно, большинство наших педагогов уже знали методику преподавания в дистанционном режиме. Единственное, что оставалось в начале пандемии, — освоить платформу «ЯКласс».
Да и здесь все упиралось в то, что сама программа не была готова работать в нужном объеме. Это вызывало негодование и раздражение как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Выручали утренние часы: педагоги просыпались в шесть часов и уже к восьми отзванивались с отчетами о том, что выложили задание и выставляют оценки.
Светлана Григорян, заместитель директора Самарской школы № 1 Азовского района Ростовской области:
— Я считаю, что если в школах будет введено дистанционное обучение, оно убьет образование. Социализация ребенка, встречи детей, учителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Да, дистант имеет свои плюсы, но только если использовать его по определенному назначению. Например, есть одаренные ребята, которые хотят участвовать в каких-либо конференциях, лекциях в других учебных заведениях, в том же «Сириусе» и т.д. Однако не стоит забывать, что в любом классе есть и не мотивированные к учебе подростки, и при дистанте они будут выпадать из образовательного процесса.
При переходе на дистанционное обучение в первую очередь были разработаны механизмы взаимодействия «учитель — родитель — ученик». В Ростовской области используется «Электронный дневник», и именно через этот ресурс мы размещали домашние задания и ссылки на видеоуроки. С его помощью можно собирать и работы учащихся, и оценки, и комментарии, которые доступны ученикам и их родителям.
Мы работали строго по расписанию: каждый педагог занимался со своим классом в четко отведенное время. А значит, и дети получали дозированную нагрузку.