Дистант мотивированным выпускникам — не помеха 
— Сравнительный анализ результатов Единого государственного экзамена за 2019 и 2020 годы показал сокращение фактического количества его участников примерно на 10%. Это в том числе связано с принятым решением о выдаче аттестатов без сдачи ЕГЭ. Количество участников этого года по всем предметам, кроме информатики и английского языка, было меньше, чем в прошлом году.
В текущем году зафиксировано 8494 стобалльных результата, а в прошлом году таких результатов было 6729. По 100 баллов по двум предметам получили 533 участника, по трем — 26, по четырем — 2 (из Костромской области и Москвы). 
Больше всего стобалльников отмечено на ЕГЭ по русскому языку и литературе; лидерами здесь стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Краснодарский край. 
По числу двухсотбалльников лидирует Москва. Увеличение количества высокобалльников свидетельствует о том, что переход на дистанционное обучение в последней четверти 2019/2020 учебного года не стал препятствием для наиболее мотивированных выпускников в успешной подготовке к сдаче экзаменов. 
Отдельно следует прокомментировать итоги ЕГЭ-2020 по химии, вокруг которой разгорелась полемика по вопросу сложности заданий. В целом они мало отличаются от итогов-2019: средний тестовый балл изменился несущественно и составил 54,4. 
Незначительно увеличилась доля участников ЕГЭ по химии с низким уровнем подготовки. В то же время доля высокобалльников возросла по сравнению с прошлым годом на 2,5%. 

Технология машинного зрения
— На 30% сократилось количество нарушителей порядка проведения ЕГЭ и, соответственно, удаленных с экзаменов. В прошлом году их было 1208 человек, в этом — 850. Основные причины — использование мобильных телефонов, микронаушников и шпаргалок.
Много нарушений выявлено с помощью технологии машинного зрения, работающей на основе искусственной нейронной сети. В нынешнем году мы применили данную технологию впервые. Она позволяет на первоначальном этапе «просматривать» видеозаписи проведения ЕГЭ без участия онлайн-наблюдателей. Плюс такой технологии в том, что ее можно использовать круглосуточно, в том числе «просматривая» проведенные экзамены или видеозаписи из ППЭ, онлайн-трансляция из которых по объективным причинам осуществляться не могла.

Как и год назад, проводился сравнительный анализ почерков участников ЕГЭ. В ряд субъектов РФ были направлены результаты анализа 16 экзаменационных работ по русскому языку и литературе.
В июле-августе во всех регионах шли процедуры дистанционного рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами. В таком формате и в таком масштабе они проводились по всей стране впервые. В 52 регионах работа конфликтных комиссий переведена на подобную форму рассмотрения апелляции полностью, в 22 регионах — частично. В 11 регионах апелляции рассматривались очно.

 

Коронавирус не прошел
— В 2020 году сдача ЕГЭ находилась под более пристальным вниманием как со стороны общества, так и со стороны руководства страны. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции экзамены проходили в непростых условиях. Приоритетом для нас являлось сохранение здоровья всех участников и организаторов ЕГЭ. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора был разработан комплекс мер эпидемиологической безопасности для ППЭ. Результаты мониторинга подтвердили, что все они выполнялись.
Несмотря на дополнительную работу, связанную с обеспечением соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, анализ итогов проведения Единого госэкзамена в текущем году показал положительную динамику по сравнению с прошлым годом. Количество зафиксированных незначительных организационно-технологических сбоев существенно уменьшилось. При этом они не оказали влияния на проведение ЕГЭ в соответствии с утвержденными требованиями.


Второй шанс
— В дополнительный период (с 3 по 8 февраля) Единый госэкзамен сдавали более 3,5 тыс. человек: участники ЕГЭ, не явившиеся по уважительным причинам на экзамены в основной период; участники ЕГЭ, отстраненные от экзаменов из-за наличия контактов с заразившимися коронавирусом во время основного периода; участники ЕГЭ, не завершившие экзамен в основной период по уважительным причинам. 

Дополнительный период состоялся во всех субъектах РФ, за исключением Севастополя, Ненецкого и Чукотского автономных округов. Наибольшее количество участников экзаменов зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Самыми популярными предметами у них оказались русский язык (1247 человек), профильная математика (1002), обществознание (646) и биология (517).


Нелегкая ноша
— Хочется поблагодарить все федеральные и региональные органы власти, которые помогли на высоком уровне организовать и провести Единый государственный экзамен в сложных условиях 2020 года. Отдельное спасибо — учителям, на которых выпала нелегкая ноша: рост нагрузки в связи с переходом на дистанционное обучение и прерванные отпуска для 280 тысяч человек. Учителя, как и врачи, достойно прошли это непростое время и сделали все, чтобы дать возможность выпускникам сдать ЕГЭ и реализовать свои дальнейшие жизненные планы. 

Доверяй, но проверяй

14 сентября школы приступили к написанию всероссийских проверочных работ. Сделать это именно осенью, а не весной, как обычно, Минпросвещения и Рособрнадзор решили с одной важной и прозрачной целью — получить четкую картину того, как события последних месяцев, вызванные пандемией коронавируса, повлияли на подготовку учащихся. 

«Мы понимаем, что среди учителей и родителей есть разное отношение к проведению всероссийских проверочных работ, — признал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. — И весной, и сейчас мы слышим много вопросов о целесообразности ВПР в нынешних условиях. Есть мнение, что в напряженной эпидемиологической ситуации стоило бы поступиться плановыми проверочными работами, что в начале учебного года это большой стресс для учащихся… 

Однако в нынешнем году ВПР отличаются от тех, к которым все привыкли за прошедшие годы. В новом учебном году школьники пишут ВПР по программам прошлого года обучения. Мы проводим не обычный мониторинг усвоения знаний и тем по ряду важных школьных дисциплин. Нам и, в первую очередь самим учителям, нужно понять, что произошло со знаниями учеников за время дистанционного обучения и каникул. 

Рособрнадзор всегда настаивал на том, что оценка за ВПР ни в коем случае не должна влиять на перевод ученика в следующий класс и на итоговую оценку в аттестате. Не нужно нагнетать вокруг этих работ напряженную обстановку и провоцировать учеников, родителей и учителей на попытку искусственно улучшить результат. 

Мы уже много лет ведем мониторинг необъективных школ и не скрываем, какие входят в этот список. Каждый год он меняется. Результаты ВПР в необъективных школах, как правило, значительно выше, чем результаты ЕГЭ по соответствующим предметам. Можно смело сказать, что сотрудники этих школ вместо ВПР проводят бесполезную работу, а ученикам взрослые дают понять, что можно списать, обмануть, получить незаслуженную оценку.

В нынешнем году мы рекомендуем школам не выставлять оценки учеников в журнал и никак не учитывать их при итоговой оценке за четверть. Наша с Министерством просвещения основная задача по результатам ВПР — подготовить  методическую помощь школам в построении плана обучения. 

Всего с 14 сентября по 12 октября ВПР напишут школьники из всех 85 регионов России. Знания по основным предметам проверят учащиеся с пятых по девятые классы. Это около 170 тысяч учащихся из примерно 40 тысяч школ. Ученики пятых классов примут участие в мониторинге по трем предметам, шестиклассники — по четырем, семиклассники — по шести, восьмиклассники — по десяти и девятиклассники — по восьми».

 |