Педагог признается, что вся ее жизнь и есть школа: улыбки учеников, их первые неуверенные шаги и первые успехи, которые она с радостью разделяет с ребятами.

Алла Александровна, вы работаете в школе уже больше полувека. А как все начиналось? Почему решили стать учителем? Вас на это кто-то вдохновил или решение пришло само собой?

В моем детстве отношение к учителю было совсем другим — мы считали его идеалом, на который нужно равняться. Для меня таким идеалом стала моя первая учительница. Уже немолодая, она была в моих глазах настоящим кладезем мудрости. Я прониклась к ней большим уважением, и у меня появилась мечта: решила, что хочу вырасти и непременно стать похожей на нее, учить ребят и быть для них наставником и другом.

Окончив школу, я поступила в педучилище г. Азова, где осталась работать по распределению после его окончания в 1969 году. За прошедшие годы мне довелось преподавать в разных школах города: в третьей, четырнадцатой и седьмой. А после того как открыли школу № 15, я перешла сюда и работаю здесь уже более 30 лет.

Было ли такое, что вы пожалели о решении стать учителем? Ведь нередко случается, что, воплотив в жизнь свою мечту, мы понимаем, что это совсем не то, что нам было нужно. С вами не произошло подобного?

Признаюсь, в первые годы работать было очень трудно: мне не хватало опыта, многое не получалось, я расстраивалась, доходило даже до слез. Случалось, что иногда времени, которое отводится на урок, мне было слишком много: я быстро рассказывала ребятам тему, а потом ломала голову над тем, чем заполнить оставшиеся минуты. К слову, теперь, спустя 52 года, все происходит с точностью до наоборот: 40 минут оказывается очень-очень мало, ведь так многое хочется рассказать, поделиться всем-всем, что знаешь по той или иной теме!

Но одно могу сказать точно: несмотря на все сложности, я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя. Даже мысли такой не было, настолько я срослась с профессией. Мои друзья и родные даже шутят, что все разговоры я постоянно перевожу на школу и своих учеников. Спрашивают: у тебя вообще жизнь другая есть или только школа, школа и школа? А я понимаю, что это и есть моя жизнь, так получилось, что другой мечты у меня даже и не было.

Почему вы решили учить именно малышей, а не ребят средней или старшей школы? Начальная школа — это ведь очень ответственно, а потому вдвойне сложно…

В старших классах для меня что-то не то, я очень люблю малышей. На этом этапе еще можно повлиять на то, чтобы из каждого ребенка вырос хороший человек. Дети в этом возрасте более податливые, что ли, они раскрываются, учатся быть собой и впитывают все, как губка. Особенно когда говоришь с ними о патриотическом воспитании: эта тема лично мне очень близка, и порой, когда затрагиваю ее, на глазах наворачиваются слезы. Ребята смотрят с удивлением и, вижу, начинают все понимать, когда с ними так говоришь, искренне и честно. А для меня это самое главное — чтобы ученики меня понимали и чтобы я благодаря этому смогла дать им как можно больше знаний.

И вообще для меня очень важно видеть, как дети растут и меняются на моих глазах, даже после их выпуска из начальной школы. Все последующие годы они ведь крутятся здесь, рядышком, в стенах учебного заведения. Вместе с ними радуешься их успехам в олимпиадах и конкурсах, тому, что они поступили в престижные вузы. Узнаю, например, что один поступил в Высшую школу экономики, другой будет инженером космических систем, а третий — лингвистом, и душа радуется. Их успехи убеждают меня в том, что я живу не зря, я вижу итог своей работы, когда птенцы уже вылетели из гнезда и в свободном полете нашли свое место в жизни. Для меня это и есть главное счастье.

1664435740569-7b804539-36ac-45ec-8e72-d73a8e9ef450.jpg

А какие они — ваши уроки? Есть ли какие-то ритуалы или традиции, к которым вы приучаете младшеклассников?

Да. Например, во многих классах нет помощников учителя — учеников, которые на перемене подготовили бы доску, раздавали печатные материалы. А у нас есть. Другая традиция — утром в класс не заходит никто до тех пор, пока туда первой не войду я и не скажу, что можно проходить. Есть даже традиция, которую дети соблюдают перед уходом, — никто не уходит домой до тех пор, пока не проверит, чтобы в кабинете не осталось разбросанных ими бумажек. И так приятно бывает услышать от служащих, что наш кабинет — самый чистый во всей школе и убирать его почти не нужно.

Еще для меня очень важно сразу приучить учеников к активной работе на уроке. И в этом смысле первый класс — самый трудный, потому что бегаешь между рядами парт и заставляешь всех до одного ответить за урок хотя бы по одному разу. Иногда даже устаешь от беготни по кабинету. Но этот момент ни в коем случае нельзя упустить, ведь если приучишь малышей в первом классе к тому, что на уроке каждого обязательно спросят, то они будут готовиться к каждому занятию.

Не так давно я на личном опыте убедилась в том, насколько это действительно важно: ко мне в класс из другой школы пришел новый ученик. По словам его мамы, весь первый год мальчика почти не спрашивали на уроке, и он просидел молча. А в конце второго класса учительница пообещала оставить его на второй год. В этот момент его перевели в мой класс, и очень скоро он включился в активную работу, начал отвечать на уроках и стал учиться на твердые четверки.

Да, традиции и ритуалы — это, я считаю, хорошо. Хотя никогда нельзя забывать о том, что все дети разные и к каждому из них нужен свой подход.

Есть и мой личный ритуал: я до сих пор пишу план для каждого урока. Иногда думаю: ужас, проработала в школе больше 50 лет, а по-прежнему планирую каждое занятие. И коллеги удивляются этому. А потом я вдруг понимаю: а как не писать планы, если нужно все учесть, каждую мелочь, ничего нельзя забыть. И ведь так легче анализировать после уроков, что сегодня удалось, а что нет, кто не усвоил материал и над чем нужно поработать в следующий раз, когда вернемся к этой теме.

Все дети разные, как вы справедливо заметили: есть очень активные, а есть, напротив, стеснительные. Как помогаете ребятам раскрыть свой потенциал, поверить в себя и включиться в работу?

Я считаю, что каждому ребенку нужно давать как можно больше заданий: и активным, и стеснительным. Только задания должны быть разными: ребята, которые стесняются, если уделить им немного больше внимания, вскоре раскроются и обязательно приятно удивят педагога. А задания непоседам должны быть направлены на то, чтобы приучить их к организованности и дисциплине.

1664435672447-53574b4f-6d50-4a2e-8249-bdd029110a23.jpg

Вас смело можно назвать учителем-ветераном: вы успели поработать и при советской образовательной системе, и при нынешней российской. Поэтому хочу спросить, что было хорошо раньше и что хорошо сейчас? Возможно, есть что-то, что стоило бы перенести из прошлого в современность?

В советском образовании была системность, а сегодня ее нет. В программу начальной школы перенесли многие темы из средней школы, а на основополагающие вещи времени на уроках не остается. Например, фразеологизмы, которые мы теперь должны проходить с ребятами в начальной школе. Малыши плохо их понимают, им нужны основы орфографии — парные согласные, безударные гласные, а им времени как раз в программе уделяется очень мало. Еще добавили новый предмет — русский родной язык. Мне кажется, это лишнее: зачем смешивать русский язык с литературой? Кроме того, мало уроков отведено на повторение и закрепление пройденного материала, что всегда было сильной стороной советской системы образования. Теперь, если ребенок что-то пропустил, недопонял или просто плохо запомнил материал, нам некогда останавливаться и ликвидировать этот пробел в его знаниях. Что касается, например, окружающего мира — ребятам предлагают очень большие, совсем взрослые тексты. Им тяжело усваивать такой объем материала. А для ребенка очень важно все осмыслить и обдумать. Хотя в современной системе образования очень хорошим дополнением стали печатные материалы и рабочие тетради, которые позволяют лучше усвоить материал. В прошлом такого не было.

Я с огромной радостью прочитала сообщение об усовершенствовании образовательных программ и о введении единых программ во всех школах России. Ведь сколько было трудностей и нестыковок в требованиях авторов! Плюс сейчас большой упор делается на проектную работу — уже со второго класса. Но здесь спорный момент: заниматься ею на уроке мы не очень успеваем, а потому основную работу дети делают во время выполнения домашнего задания.

Детям в начальной школе интересно работать с проектами или скорее сложно?

Интересно не всем. Сложно. Дети чаще не очень понимают, что от них требуется, обращаются за помощью к родителям и тратят очень много времени на подготовку проектов. Да и в целом выбор проектов в этом возрасте довольно ограничен — чаще ребята готовят альбомы или стенгазеты по разным предметам.

А что вы думаете о всероссийских проверочных работах? Они довольно активно обсуждаются профессиональным сообществом, мнения противоречивые…

Я против. По итогам этих работ даже не выставляются оценки. Все знания ребят отлично показывают итоговые контрольные работы, а ВПР становятся поводом для больших волнений и учащихся, и их родителей.

Многие учителя отмечают, что дети относятся к учебе с меньшим интересом. На ваш взгляд, почему такое происходит и как с этим бороться?

Мне кажется, потому, что сейчас ребята, приходя в школу, знают уже гораздо больше, чем в прежние времена. Приведу пример. Раньше в первом классе мы использовали на занятиях сказку про Репку: инсценировали ее, делали аппликации. Детям очень нравилось. А сегодня они смотрят на это со смехом. Времена изменились, и новая реальность требует от нас современных подходов и обучающих материалов.

Выходит, цифровизация образования в начальной школе — необходимость?

В определенной степени. На уроке цифровые технологии необходимо использовать очень активно, особенно на литературе: словарную работу ребята не понимают, потому что знают пока не очень много слов. Так лучше я объясню их при помощи картинок и слайдов. А вот сами дети работать с цифровыми технологиями не умеют, приходится привлекать родителей, которым иногда бывает некогда этим заниматься, у кого-то дома нет компьютеров, а потому использовать эти методы в домашней работе, я считаю, в начальной школе не нужно.

Хочется закончить нашу беседу немного философским вопросом: по-вашему, кем должен быть учитель для ученика? В чем его главное призвание?

Учитель должен быть для ученика родным человеком. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал, что ты не просто учитель, который пришел и дал урок, а что с тобой можно поговорить на любую тему, поделиться тем, что тебя волнует. Без этого никак. Между учеником и учителем должно быть тесное, искреннее общение. Казенщина детям не нужна, им нужен рядом родной человек.

 |