Трагические жизненные пути великих творцов недвусмысленно перекликаются в образах их искусства. Так, одной из центральных тем в творчестве Врубеля стала тема Демона, в гордом одиночестве блуждающего по просторам Вселенной… Но обо всем по порядку.

В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание лермонтовской поэмы «Демон». В том же году в Омске в семье штабс-капитана Тенгинского пехотного полка Александра Врубеля родился сын — будущий художник Михаил Врубель. Интересно, что жизненные тропы двух творцов — двух Михаилов — объединяли схожие моменты: оба рано лишились матерей, от которых унаследовали утонченность натуры, оба обладали ненасытным воображением и страстью к искусству — музыке, рисованию, сочинительству. Оба обожали выдумывать игры по мотивам прочитанных книг и увлекать сверстников силой своей фантазии. И также оба любили проводить время в одиночестве: по воспоминаниям современников, маленький Миша Лермонтов убегал в беседку с акациями, а Миша Врубель забирался в дедушкину библиотеку и мог часами ни с кем не говорить.

Живопись — еще одна точка пересечения линий судьбы двух гениев. Буквально в прошлой главе мы рассказывали, что Михаил Юрьевич Лермонтов был не только верным служителем пера, но и весьма одаренным служителем кисти. Умение рисовать обнаружилось у будущего поэта еще в детстве. Также и будущий художник Михаил Александрович Врубель начал рисовать будучи пятилетним ребенком.

Оба Михаила получили основательное образование, увлекались историей, литературой. Для обоих кумирами были Данте, Шекспир, Гёте, Байрон, Пушкин. Но для Врубеля кумиром стал еще и Лермонтов. Художник родился через 15 лет после смерти поэта, не был знаком с его современниками, а единственным источником, откуда черпалось знание творчества Лермонтова, было собрание сочинений последнего в издании 80-х годов XIX века. Но даже этого скудного источника Врубелю хватило, чтобы откликнуться на лермонтовскую поэзию как на что-то творчески родственное.

В 1891 году страна печально отмечала полувековой юбилей гибели Михаила Лермонтова. К мрачной дате издатель Иван Кушнерев решил выпустить полное собрание сочинений поэта, к работе над иллюстрациями в котором привлек 18 известных художников. В их числе были Илья Репин, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Аполлинарий Васнецов. Лишь одно имя было неизвестно публике в этой компании мастеров — Михаил Врубель. Первоначально выполнить рисунки к поэме «Демон» предложили Валентину Серову. Однако маститый творец посоветовал обратиться к малоизвестному Врубелю, поскольку тот уже долго работал над своим «Сидящим Демоном». И, конечно, нельзя отрицать того факта, что именно врубелевские рисунки к «Демону» как нельзя лучше подошли к самой сути поэмы.

Всего Врубель выполнил для кушнаревского издания 36 рисунков, из которых в книгу попали 20. В их числе 11 иллюстраций к «Демону», 4 — к «Герою нашего времени», 3 — к «Измаил-бею» и рисунки к лирике: «Русалка», «Еврейская мелодия», «Журналист, читатель и писатель». Из иллюстраций к «Демону» в издание не вошли «Пляска Тамары» и «Демон, смотрящий в долину». Еще шесть рисунков, не вошедших в собрание сочинений, дошли до наших дней в вариантах «Несется конь быстрее лани», «Не плачь, дитя», «Демон у обители», «Я дам тебе все, все земное» (в двух вариантах), «Тамара в гробу» и «Голова Демона». Из рисунков к «Герою нашего времени» до нас не дошел «Казбич, мчащийся на коне». В двух вариантах (каждого рисунка) известны «Печорин (на диване)» и «Казбич и Азамат».

По окончании работы над рисунками к кушнаревскому изданию Врубель долго не возвращался к демонической теме… Чтобы вернуться позже — и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни художника эта тема стала занимать центральное место в его живописи. Он написал три огромные картины на эту тему — «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Причем, последнюю Врубель продолжал доводить до совершенства даже тогда, когда она была выставлена в галерее, что, конечно, приводило публику в изумление. Это время омрачено ухудшением физического и психического состояния художника, что рождало сплетни и даже легенду о том, что творец продал душу дьяволу. Сам Михаил Александрович отзывался об этом так: «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а «демон», значит, «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Эти слова находят подтверждение и в монументальных трудах лермонтоведов. Так, в исследовании Ираклия Андроникова «Михаил Врубель: Демон и другие образы» сказано, что тема Демона как центральный образ творчества Врубеля стала для художника символом и метафорой внутренней борьбы, трагедии и философских размышлений. По мнению Андроникова, экспрессивность и сложность эмоционального наполнения демонического триптиха отражают попытку живописца выразить свое отношение к человеческой душе и борьбе с судьбой.

Кроме того, Андроников прослеживает эволюцию образа Демона в творчестве Врубеля. Образ этот менялся в зависимости от психологического состояния художника. И если в ранних работах Демон представлен как мощная и сильная фигура, символизирующая вызов и протест, то позже, в картинах «Демон поверженный» и «Демон летящий», образ приобретает черты трагедии, утраты и подавленности. То есть, образ Демона использован Врубелем как отражение собственных переживаний о своих одиночестве и непонимании.

Мы видим еще одно соприкосновение великих: все новые встречи с внутренними демонами в самих себе да и в окружающих заставляли обоих Михаилов вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения и пронося эти чувства едва ли не через всю жизнь… Потому и невозможно говорить об основных темах и приемах Врубеля, не припоминая путей и перепутий творчества Лермонтова.

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.