«Отмстить неразумным хазарам»

Древнерусский период в истории Тавриды связан с существованием своеобразного славянского заморского анклава — Тмутараканского княжества, которое в период своего расцвета контролировало восточную часть Крыма.

В середине IX века Русь с центром в Киеве настолько окрепла, что могла позволить себе вести длительные войны, открыто соперничать с Византией и оказывать влияние на Болгарское царство на Дунае. Варяжско-русские дружины князей Олега и Игоря регулярно совершали походы через море, держа в страхе столицу империи.

Арабский историк аль-Истахри в своей «Книге путей государств» писал: «Эти русы торгуют с хазарами и торгуют с Румом и великими булгарами, и они граничат с севера с Румом, и они многочисленны, и сила их дошла до того, что они наложили дань на те области Рума, которые примыкают к их стране…».

Обеспокоенный Константинополь вынужден был пойти на тесный союз с печенегами и Хазарским каганатом, побуждая Итиль совершать отвлекающие набеги на Русь.

Но времена изменились. Если ранее разрозненные древнерусские княжества вынуждены были платить дань каганату, то с образованием единого центра русского раннего феодального государства и концентрацией ресурсов уже сама Русь могла «примучивать» к выплате дани целые народы.

Походы князя Святослава на кривичей, вятичей, булгар, буртасов, хазар, ясов и касогов в 965-969 годах привели к развалу каганата и последующей потере хазарами своих владений в Тавриде и Приазовье.

Арабский историк констатирует: «Не существует в наше время Іничего] этого ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме остатка, а именно: русы пришли на всех их и захватили всю их страну, и стала [страна] их, а кто выскользнул из их рук, [те] рассеяны в тех [областях], которые покорились им, предпочитая жить по соседству со своей страной и надеясь, что [русы] заключат с ними (беженцами) договор, и они бы вернулись, покорные им (русам)».

Крупнейший советский историк Борис Рыбаков считал, что походы князя Святослава «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты. Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком».

2024-03-21 at 13.11.09 (1)_.jpg

Таматарха — Тумен-Тархан — Самкерц — Тьмутаракань

Разгром каганата князем Святославом в 969 году парализовал деятельность хазарской администрации в Крыму и Приазовье. А последующий поход в Тавриду и взятие Херсонеса-Корсуни дружиной князя Владимира Святославича в 988 году продемонстрировало, что хазарского суверенитета на этих землях больше не существует.

Но если таврические владения хазар и Византии христианский неофит князь Владимир вернул императору Василию II, то приазовские земли каганата подпали уже под контроль Киева. Это было крайне важно для Руси в плане налаживания торговых связей с империей, Кавказом и мусульманскими странами Среднего Востока. И опорой для этого должен был стать хазарский Самкерц на Таманском полуострове — древняя античная Гермонасса, которую тюрки называли Тумен-Тарханом, византийцы — Таматархой, а русичи — Тьмутараканью или Тмутараканью.

Гермонасса, основанная в VI веке до нашей эры эолийцами, выходцами с острова Лесбос, которыми руководил уроженец города Митилены Семандр, граничила с Синдикой — землей синдов, одним из самых многочисленных племен Северного Причерноморья. Долгое время Гермонасса входила в состав Боспорского государства, а затем попала в состав различных административных образований империи.

Частая смена названий города-полиса лишь подчеркивала временный характер очередного властителя, а в хазарский период Самкерц был включен в состав отдельного тарханата, подчиненного непосредственно столичному Итилю.

После разгрома каганата Тмутаракань-Самкерц в виде эксклава вошла в орбиту Древней Руси как отдельное княжество. При этом восточная ее часть распространялась на Керченский полуостров Тавриды.

Свидетельством этого является самый знаменитый артефакт той эпохи — так называемый Тмутараканский камень, прямоугольная метровая мраморная плита весом 850 кг. Его в апреле 1792 года на Таманском полуострове обнаружил вице-адмирал Павел Пустошкин. Надпись на древнерусском языке гласила: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева десять тысяч и четыре тысячи сажен».

То есть в 1068 году сын великого князя киевского Глеб Святославич проводил топографический замер Боспора Киммерийского между Тмутараканью и Керчью, расстояние между которыми составило 14 тысяч маховых сажен (точное расстояние между тмутараканской церковью Богородицы и керченской церковью Иоанна Предтечи). Отмечено на камне и редкое природное явление — сплошное замерзание пролива. Впрочем, климат в те времена был значительно холоднее нынешнего.

В VI веке до нашей эры Керченский пролив и Азовское море (называемое Меотским болотом) в зимний период замерзало настолько, что, по описаниям Геродота, «скифы… толпами переходят по льду и переезжают в землю синдов».

Но в данном случае интересен сам факт, что тмутараканский князь не проводил бы исследования на чужой земле. Следовательно, область Корчева-Керчи входила во владения Тмутараканского княжества.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» русские владения в Крыму и на Тамани с Тмутараканским камнем упоминаются в таком контексте: «…збися Дивъ, кличетъ вреху древа, велитъ послушати земли незнаеме, Влозе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и Тебе, Тмутараканскый болванъ».

Таким образом, обладание Тмутараканью становилось принципиально важным для Киева с точки зрения полного контроля за обеими берегами Боспора Киммерийского. Следовательно, за торговлей в Приазовье и далее до Хвалынского (Каспийского) моря с выходом к мусульманским странам.

Арабский географ Ибн Хордадбех в свой «Книге путей и стран» подчеркивает: «Что касается купцов русов, а они вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных земель славян к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума. А то идут по Танису, реке славян, входят в Хамлидж, город Хазар, и берет с них десятину их властитель. Затем отправляются к морю Джурджана и выходят на каком-либо облюбованном его берегу, а окружность этого моря — 500 фарсангов. Иногда везут свои товары из Джурджана на верблюдах к Багдаду, и переводят им славянские слуги, и говорят они, что они христиане, и платят джизью».

То есть по «Танису-реке» (Танаису-Дону) и Итилю-Волге товары могли везти в Джурджан (Гурган — северный Иран) по Каспию только из Тмутаракани. Ибо путь «из варяг в греки» предполагал днепровский маршрут и каботаж до Константинополя.

Показательно, что себя язычники-русы выдавали за христиан, чтобы в мусульманских странах платить всего лишь подушную подать-джизью (от 12 до 48 дирхамов — стоимость коровы в халифате), а не десятину-ушр, как полагалось язычникам. То есть снижение издержек и рентабельность бизнеса и в те дремучие века были важнее религиозных убеждений.

Налаживание торговли в этом регионе было крайне необходимо для Древней Руси. Через Приазовье и Крым шел северный маршрут Великого шелкового пути, и контроль над Боспором Киммерийским со взиманием пошлин с купеческих караванов становился ключевым фактором экономического благосостояния Тмутараканского княжества.

Кроме того, его расположение позволяло держать в повиновении местные племена ясов и касогов (предки осетин и черкесов), пришедших на смену синдам.

Более того, тмутараканский князь Мстислав Храбрый, победивший в поединке касожского князя Редедю, в 1024 году помог византийцам вытеснить остатки хазар из Тавриды. Очевидно, тогда же и была проведена своеобразная демаркация между крымскими владениями византийцев и Тмутараканским княжеством. Этот статус-кво сохранялся практически весь XI век, пока само княжество не прекратило свое существование.