— С выбором профессии я определилась года четыре назад. Мне помогла родственница — учитель с многолетним стажем. Я была у нее в школе во время каникул, наблюдала за ее работой с детьми и поняла, что это то, чем я хочу заниматься в жизни.

Я собираюсь преподавать в начальных классах. Понимаю, что мне нужно будет погружаться в теорию и практику не одного, а многих предметов, которые изучают дети в младшей школе. Поэтому сейчас стараюсь одинаково ответственно относиться ко всем дисциплинам.

На подготовку к поступлению в вуз трачу довольно много времени. Пришлось отказаться от длительных прогулок и некоторых увлечений, сократить общение с друзьями и близкими.

Друзья и близкие от этого, наверное, не в восторге...

— Родители довольно быстро и спокойно приняли мой выбор профессии, так же, как бабушка и дедушка. Я слышала в их словах поддержку и понимание, для меня это было очень важно.

Друзья же начали шутить, что, когда я стану учителем, они приведут ко мне в класс своих детей. Были и такие знакомые, которые пытались переубедить меня. Я понимаю, что они не хотели обидеть меня, а лишь пытались донести до меня мысль о том, что учитель — очень сложная профессия.

А педагоги вашей школы?

— Они поддержали меня, но посвятили в некоторые нюансы профессии, которые остаются за «кадром». Однако, несмотря на разные мнения, я не отступаю от своей цели.

Опыт ведения уроков у вас уже есть? Например, на День дублера…

— Моим первым опытом ведения урока был День космонавтики в школе. Нас с одноклассницей пригласили провести занятие у младших классов на эту тему. Нам попался хороший класс, дети оказались послушные и готовые к новым знаниям.

Сначала я переживала, что подготовленный нами материал ребятам будет неинтересен, но вышло все наоборот. Они очень внимательно слушали нас и постоянно задавали вопросы, что очень радовало. А на перемене окружили нас и расспрашивали, угощая конфетами.

На следующий день объявили результаты нашей работы. Оказывается, детям и их классному руководителю наш открытый урок очень понравился.

Я считаю, что такие уроки полезны не только для ребят, но и для нас. При подготовке к ним мы находим факты, о которых не знали ранее. Также это помогает побороть страх перед публикой и развивает ораторское искусство.

Значит, в дальнейшем, придя работать в школу, волноваться уже не будете?

— Как раз наоборот. Буду жутко волноваться, но постараюсь справиться с волнением, чтобы дети почувствовали, что на уроке может быть комфортно и весело.

Думаю, я не буду очень строгим учителем, скорее требовательным. Не хочу относиться к категории тех преподавателей, которые считают, что навести порядок в классе можно только криком. Мое мнение: учителей не должны бояться, но должны уважать. Надеюсь, я буду таким учителем, с которым можно пошутить, поговорить и получить при этом хорошие знания.

В вашем представлении учитель должен обладать какими-то особыми качествами?

— По моему мнению, учитель должен обладать многими личностными качествами. Одно из важных умений — найти подход к ребенку, войти в его положение, стать на его сторону, проявить эмпатию. Без этого педагог просто не сможет работать. Также должно быть огромное желание работать с детьми, ведь придется постоянно проявлять творческий подход, понадобятся большое терпение, открытость, умение адаптироваться к разным нештатным ситуациям.

Эталоном настоящего учителя я считаю своего классного руководителя Галину Николаевну Кутенкову. Она требовательна к себе и к своим ученикам, тактична, коммуникабельна, всегда готова оказать поддержку любому ребенку.

Считается, что российская педагогическая школа всегда была очень сильна. Кого из ее представителей вы знаете?

— Я знаю, что российские педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории образования и воспитания до сих пор остаются в числе используемых и уважаемых. Это Лев Семенович Выготский, Антон Семенович Макаренко, Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский. Из ныне живущих слышала о Евгении Александровиче Ямбурге — заслуженном учителе России, докторе педагогических наук, академике Российской академии образования. Более 40 лет он возглавляет одну из лучших школ страны — Центр образования № 109 в Москве.

Прославленные российские педагоги не боялись трудностей, которые встречались на их профессиональном пути. А вы?

— Не боюсь. Я уже утвердилась в своих намерениях стать учителем и обязательно им стану.

Я хочу состояться в профессии, стать хорошим учителем — это программа минимум. И мне очень хочется, чтобы мои ученики сохранили в своей памяти мои уроки как самое светлое воспоминание из детства — это программа максимум.

По моему мнению, профессионально необходимыми качествами педагога являются выдержка и самообладание, справедливость. А душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

За событиями, которые происходят в отечественном образовании, вы следите? Например, за реализацией национального проекта, принятого в интересах отрасли…

— Слежу. В национальный проект «Образование» входят федеральные проекты, названия которых говорят сами за себя. Так, федеральный проект «Учитель будущего» призван поднять престиж профессии педагога, избавить его от лишней бумажной работы, позволит больше времени уделять ученикам. От себя добавлю: чтобы труд учителя был в почете, необходимо запретить трансляцию негативного педагогического опыта в СМИ, чаще рассказывать о лучших преподавателях и их практиках, показывать фильмы, демонстрирующие ценность знаний.

У вас есть любимые фильмы про педагогов?

— Мой любимый фильм про учителей — «Большая перемена» и, конечно же, его главный герой Нестор Петрович Северов. В этом фильме меня восхищает как раз ценность знаний, которую демонстрируют ученики 9 «А» класса вечерней школы, уже взрослые люди. А какие там показаны педагоги! Каждый из них — эталон для подражания.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.