— То, что хочу стать учителем, я осознала не сразу. В День самоуправления мне с моими одноклассниками выпала возможность провести уроки в младших классах. И тогда я поняла, какая сложная у педагога работа — уметь одновременно следить за дисциплиной и объяснять материал. Мне это показалось трудным, но очень интересным.

А летом в нашей школе был организован оздоровительный лагерь, и я решила попробовать себя в роли вожатой. Эта работа вдохновила меня, я поняла, что мне очень нравится проводить время с ребятами, учить их чему-то новому, передавать опыт. Мой отряд состоял из учеников 3-4-х классов. Это еще маленькие дети, но каждый со своими особенностями и характером. Конечно, возникали сложности, но я старалась быстро находить пути их решения.

Общение с учителями, работавшими в лагере и ставшими ненадолго моими коллегами, тоже не прошло даром. Они незаметно передавали свой бесценный опыт, рассказывали о плюсах и минусах профессии, отвечали на все интересующие меня вопросы.

Насколько я понимаю, учителя одобрили ваш выбор. А родители?

— По поводу моего выбора в семье было много разговоров, споров и размышлений. Сначала я сама пребывала в глубоких сомнениях: «Смогу ли?», ведь никогда раньше не задумывалась о профессии именно учителя. А родители, узнав о моем решении и поняв, что оно вполне обдуманное, все же одобрили и приняли его. Я почувствовала, что в меня верят, и окончательно убедилась в правильности своего выбора.

К преподаванию какого предмета у вас больше всего лежит душа?

— Английского языка. Я с детства изучаю его и хочу совершенствоваться дальше. Английский наиболее востребован в наше время во всех отраслях. Это международный язык. Его знание помогает свободно путешествовать, работать с иностранными партнерами, знакомиться с новыми людьми...

Много прикладываете усилий для того, чтобы осуществить свою мечту?

— Да. Школа, дополнительные занятия, репетиторы, самостоятельная подготовка занимают много времени, но они необходимы для успешной сдачи экзаменов. Приходится отказываться от сна, прогулок с друзьями, чтения любимых книг или поездок с родителями. Но я считаю, что поступление и учеба в вузе того стоят.

Как вы представляете себе идеального учителя?

— Во-первых, это человек, который любит детей, как бы банально ни звучало. Это главное качество, ведь без него педагог не сможет наслаждаться своим делом и долго пробыть в профессии.

Во-вторых, это отзывчивый, внимательный, а самое главное, неравнодушный человек. Работая с детьми, преподаватель должен не только научить их своему предмету, но и быть наставником в жизни, а именно помочь принимать правильные решения, достойно вести себя в обществе и общаться с ровесниками, а также просто стать честным человеком.

В-третьих, это стрессоустойчивый и рассудительный человек. Учителю необходимо уметь владеть собой, особенно в современном обществе детей.

В-четвертых, педагогу нужно быть на одной волне с учениками. Среди подростков наибольшее уважение вызывают преподаватели, которые хотят быть ближе к своим подопечным, общаются почти на равных, поддерживают их интересы и поэтому воспринимаются ребятами как старшие товарищи.

И, конечно, самое важное качество учителя — профессионализм. Умение интересно, емко и понятно передавать материал аудитории дано не каждому человеку. Педагог, хорошо справляющийся с этим, имеет все шансы привить любовь к своему предмету и научить учеников очень многому.

Одним из таких преподавателей является мой учитель обществознания Максим Сергеевич Назаров. Он вызывает у меня большое уважение и огромную благодарность. Максим Сергеевич — еще молодой специалист, но уже обладает всеми перечисленными качествами. Он является для меня примером идеального педагога, каким бы я хотела стать в будущем.

Для того чтобы разговаривать с сегодняшними школьниками на одном языке, учитель должен быть максимально современным. Согласны?

— Конечно. Причем современным во всех смыслах, в том числе и во внешнем облике. Также важными элементами являются непосредственное общение, умение поддержать разговор на актуальные для молодого поколения темы. Учитель, легкий на подъем, обязательно будет любимым. Педагоги, которые ходят с детьми в театр, на каток, на тренинги и мастер-классы, добьются больших успехов и в учебной деятельности.

А в вопросах воспитания? Есть мнение, что в последние годы педагогам все сложнее выполнять эту функцию, поскольку параллельно ребят «воспитывают» и интернет, и социальные сети...

— Размышляя о воспитании, я невольно задумываюсь о своем опыте. Часто случаются ситуации, в которых, как тебе кажется, педагог не прав. Из-за этого и происходит большинство конфликтов между учителем и учеником.

Мы, дети XXI века, думаем несколько иначе, чем наши родители, преподаватели и в принципе старшее поколение. Если честно, мне трудно представить, как с этим бороться, как это изменить, ведь с каждым годом мировоззрение и мышление молодежи будут меняться, а значит, проблема будет сохраняться. Но, учитывая возраст и принадлежность к новому поколению, думаю, я смогу сломать стереотипы.

Многие молодые преподаватели, желая продемонстрировать свои способности, участвуют в профессиональных конкурсах. В ваши планы это входит?

— Очень хорошо, что сегодня существует много конкурсов среди педагогов. Они стимулируют к развитию и совершенствованию в профессии. Для меня было бы очень почетным даже просто участие в конкурсе «Учитель года». Это возможность познакомиться, пообщаться, подружиться, перенять опыт у лучших преподавателей страны.

Существует еще федеральный проект «Учитель будущего», реализуемый в рамках национального проекта «Образование». По вашему мнению, кто и что должен предпринять для того, чтобы профессия педагога котировалась максимально высоко?

— Материальный фактор — важный (учителя, без сомнения, достойны высоких зарплат за их нелегкий труд), но не единственный. Педагоги должны сами стараться заработать уважение учеников и их родителей. А родители должны хорошо воспитывать своих детей и прививать уважение к преподавателям на личном примере.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.