— С малых лет меня интересовала школа и то, каково это —быть ученицей. Мои приятные ожидания были оправданы с первого дня учебы в гимназии. Коллектив, окружающий меня по сей день, — самый лучший в мире! Именно это и помогало мне отлично учиться, ведь окружение является важной составляющей в учебном процессе.

С каждым годом учеба становилась сложнее, но это не влияло на мои оценки — они всегда оставались отличными. В средней школе я поняла, что такие предметы, как русский язык, литература, словесность, английский язык, история, даются мне довольно легко, и изучать их — сплошное удовольствие.

С 4-го класса я участвую в предметных олимпиадах. Считаю, что они очень хорошо развивают мышление и логику. В 7-м классе я одержала победу на городском этапе олимпиады по литературе, запомнила этот приятный шок на всю жизнь. Конечно, я могла предположить, что такое случится, но эффект неожиданности однозначно присутствовал. Эта олимпиада дала мне понять, что я могу куда больше, чем просто побеждать и быть первой.

Помимо олимпиад, я много раз участвовала в вокальных конкурсах. Чувство того, как ты стоишь за кулисами и дрожишь в страхе забыть текст или не попасть в ноту, сводило с ума, особенно за минуту до выхода. Но как только я начинила петь, пела и моя душа.

Я всегда являлась активным участником школьной жизни. На всех праздниках пою, читаю стихи, люблю различные конкурсы. Однажды в нашу гимназию приехали немцы. Для них организовали концерт, на котором я исполнила две песни. Судя по искренним аплодисментам, гостям все понравилось.

Вы — очень разносторонняя натура, но в длинном списке ваших увлечений нет педагогики. Когда решили, что хотите стать учителем? Кто или что повлияло на выбор?

— Желание стать учителем пробудилось во мне не так давно. Сейчас я и мои одноклассники выбираем для себя профессию. Для меня это было довольно трудно. Я решила составить список подходящих для меня профессий и список своих увлечений. В него входили такие профессии, как переводчик, журналист, психолог, юрист и учитель.

Проведя анализ, я поняла, что профессия учителя подходит больше всего: мне хочется внести вклад в развитие страны, а учитель может это сделать, как никто другой. Профессии юриста и психолога отпали первыми, поскольку для поступления на данные направления нужно сдавать немного другие предметы. Журналист — профессия интересная, но я не очень подхожу по темпераменту. Переводчик же — не самая востребованная профессия как минимум в моем городе.

Какой оказалась реакция ваших родителей, друзей, учителей? Все ли одобрили ваш профессиональный выбор? Какие слова поддержки либо, напротив, попытки переубедить запомнились вам больше всего?

— Родители всегда и во всем поддерживают меня, и выбор профессии не является исключением. Педагоги, узнав о моем решении, предложили хорошо подумать, объяснив все плюсы и минусы учительской работы. Но меня их рассказы не напугали: плюсов набралось куда больше. Преподаватели пожелали мне терпения и стойкости, что очень важно для учителя. А друзья обрадовались, потому что знали, как трудно мне было определиться с профессией. За это я им очень благодарна.

Какой предмет вы хотите преподавать? Почему именно его?

— Я хочу быть учителем английского языка. Этот предмет я изучаю с 4 лет, он всегда привлекал мое внимание. Считаю, что в наше время незнание английского является барьером для карьерного роста в любой профессии, ведь на нем разговаривают в очень многих странах.

Однако в школьном возрасте так считают не все...

— Да, многие ученики полагают, что английский язык никогда не пригодится им в жизни, но я придерживаюсь другого мнения. Сегодня с Россией сотрудничает большое количество зарубежных компаний, переговоры, документы — все на английском. Также если человек захочет повысить свой профессиональный уровень, он сможет сделать это за границей. Однако без базовых знаний языка и с онлайн-переводчиком у него ничего не получится.

Вы уже решили, в какой педагогический вуз будете поступать?

— В Орловский государственный университет имени Тургенева. Я знаю нескольких преподавателей оттуда, и мне нравится то, как они обучают студентов. Также я уверена, что подача знаний в ОГУ будет на высоком уровне. Многие выпускники, с которыми я общалась лично, довольны полученным образованием. Сейчас они работают по профессии, и во многих успехах им помог именно ОГУ.

На подготовку к поступлению в университет тратите много времени? Приходится ли отказываться от каких-то «слабостей», свойственных старшекласснику?

— Я читаю литературу, посвященную педагогике, и углубленно изучаю английский язык. На самом деле я — человек, который научился грамотно планировать свое время без ущерба для образования. Я очень быстро пропускаю через свой мозг информацию и обрабатываю ее, поэтому ни в коем случае не забываю о свободном времени. Я против того, чтобы сутками сидеть за учебниками. Нашему организму как минимум нужен свежий воздух, и небольшая прогулка еще никому не навредила.

Какие качества в учителе вы считаете самыми главными?

— Умение поставить цель и избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, стремление постоянно повышать качество своего труда. Также учитель должен быть терпеливым и вежливым.

Существует ли для вас эталон педагога?

— Эталоном хорошего учителя, имеющего все перечисленные качества, для меня является моя учительница по русскому языку и литературе Наталья Валентиновна Соловьева. Она очень объективный преподаватель. Если кто-то из нас не понимает тему, Наталья Валентиновна всегда объяснит заново. На уроках литературы я читаю все заданные произведения, так как вести дискуссию с Натальей Валентиновной крайне интересно. Также мы смотрим фильмы, снятые по произведениям, конечно, заостряя внимание и на тексте. Став профессиональным педагогом, я хочу равняться на Наталью Валентиновну. Уроки с ней мы ждем каждый день. Она умеет сочетать в себе серьезность и веселье, что также очень важно для учителя.

К вопросу о фильмах. У вас есть любимые ленты, посвященные учителям? Какую ценную информацию вы из них почерпнули?

— Мне очень хорошо запомнился фильм «Выстоять и добиться». В нем показано то, как новый учитель информатики приходит работать в школу, расположенную в бедном районе. Из-за нехватки оборудования учитель вынужден преподавать математику, но его это не расстраивает, ведь он видит потенциал в своих учениках и сам обладает желанием передать все свои знания им. Я считаю, что каждому учителю стоит посмотреть этот фильм и вдохновиться главным героем, поскольку он несет в себе очень хорошие человеческие и педагогические качества.

У многих старшеклассников, даже у тех, кто не собирается становиться учителем, есть опыт ведения уроков. А у вас?

— Дни самоуправления — лучшее, что придумало человечество. Я пробовала себя в роли учителя английского языка в 10-м и 11-м классах. В первый раз я очень волновалась, проглатывала слова и боялась, что дети из начальной школы начнут себя плохо вести. Если честно, они даже не запомнили меня. Но в следующий раз я подготовилась лучше и серьезнее. Ребята до сих пор машут мне рукой, когда видят, и спрашивают, не приду ли я снова. А все потому, что я углубилась в психологию детей и придумала новую подачу материала.

А каким вы представляете свой первый урок уже в качестве дипломированного педагога? Тоже будете к нему много готовиться и переживать?

— Как и к любому своему уроку, я буду готовиться с особым трепетом. Конечно, в первый раз это будет по-особому волнительно, но волнение не должно взять верх, иначе ничего не получится. Урок должен вызывать как у учителя, так и у учеников позитив.

Вы видите себя строгим учителем или не очень?

— Я не хочу относиться к тем учителям, которые наводят, как они думают, порядок криком. У младшеклассников крик вызывает страх, а у старшеклассников — раздражение. Я буду скорее требовательным педагогом, который может понять детей и посмеяться с ними, при этом не позволять им расслабиться, ведь дать учащимся знания — моя первая цель.

Я буду любить своих учеников и относиться к ним одинаково. Метод кнута и пряника идеально работает, если одно не уходит в противовес другому. Школа не только обучает детей, но и воспитывает их, закладывает в них человеческое начало, чему способствуют педагоги. Я не боюсь брать на себя такую ответственность, потому что понимаю всю серьезность ситуации. Не спорю: социальные сети сейчас заменили и родителей, и учителей, но это не значит, что нужно опускать руки и пускать воспитание подрастающего поколения на самотек. Например, по окончании урока надо давать детям высказаться, чтобы они могли отстаивать свою позицию и имели собственное мнение.

По вашему мнению, какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать учитель? Особенно в современном обществе, которое за последние годы сильно трансформировалось.

— Учитель должен быть развитым не только в своем предмете, но и в технике, без которой в наши дни невозможен образовательный процесс. Также он должен быть креативным, в меру нестандартным, понимающим молодежный сленг, который стремительно развивается, внимательным и заботливым. Именно к такому учителю, по моему мнению, будут тянуться дети.

Насколько велики ваши учительские амбиции?

— Мои учительские амбиции очень высокие. Они проявляются в том, что я серьезно отнеслась к выбору профессии, знаю, что бы изменила в методике преподавания и образования в принципе. Например, считаю, что нужно давать ученикам немного больше свободы при выражении мыслей о том или ином предмете, его важности в их жизни и, исходя из этого, делать выводы. Также было бы интересным предложением сделать субботу (в тех городах, где в этот день учатся) днем свободной формы, конечно, допустимой и уместной в школе.

Моей главной целью является полное вовлечение учеников в учебный процесс и изучение своего предмета. Я хочу, чтобы школьники шли на мои занятия с интересом и радостью. Например, мы с детьми можем смотреть мультфильмы или фильмы с английскими субтитрами. Это очень полезно для изучения языка, к тому же ребята немного отдохнут от устных ответов или письменных работ.

А не боитесь столкнуться с трудностями, о которых много говорят и СМИ, и сами педагоги, — очень большими нагрузками на фоне не очень больших зарплат?

— В каждой школе объем бумажной работы разный. Не могу сказать, что это останавливает меня, скорее не поддается понимаю. Зачем учителям делать так много работы, которая никак не связана с их предметной деятельностью? Это касается и материального фактора. Идти в педагоги и кричать о том, что зарплата не соответствует ожиданиям, нет никакого смысла. Поэтому подобные вещи не вызывают у меня страха.

Однако вы не станете отрицать, что профессия учителя нуждается в повышении престижности?

— Поднять статус учителя могут люди. Если общество не будет пренебрегать важностью работы педагога, то она будет в престиже. Думаю, многочисленные статьи в СМИ, социальных сетях, рассказывающие о значимости учительского труда, способны улучшить ситуацию.

А каковы ваши ожидания от реализации национального проекта «Образование», одна из целей которого — как раз популяризация работы учителей, привлечение в профессию молодежи?

— Я знаю, что учительское сообщество России возлагает на национальный проект большие надежды, а значит, его необходимо реализовать как можно успешнее. Это касается и гуманизации, компьютеризации образования, и, разумеется, повышения статуса учителей. Профессия педагога очень нужна стране. Лично я предложила бы ввести в школах уроки или классные часы, посвященные великим учителям, чтобы на их примерах подрастающее поколение больше узнавало о важности труда педагогов, ценило его.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.