— С начальной школы и вплоть до восьмого класса я была отличницей, но с появлением предметов, связанных с точными науками, учиться стало сложнее. Тем не менее я получала «четверки» и «пятерки». Мои любимые предметы — русский язык, литература, биология. Они даются мне очень легко. Мое хобби — чтение книг. Самое любимое произведение — «Алые паруса» Александра Грина. Читала его на одном дыхании.

Часто участвовала в школьных олимпиадах по русскому языку, математике, английскому, биологии, обществознанию и даже информатике. Но самой важной и особой для меня оказалась олимпиада по биологии. К своему большому удивлению, я смогла победить в ней, хотя и училась лишь в 7-м классе.

На мысль о том, чтобы стать учителем, меня натолкнули мои учителя, которые внесли существенный вклад в мою жизнь. Самым запоминающимся моментом для меня стал урок информатики, на котором нам сказали, что педагоги — лучик солнца в этой жизни, благодаря им ученикам хочется тянуться к знаниям, брать с них пример; преподаватели имеют дар, которым так и хочется делиться, обладают такими качествами, которые редко можно встретить в природе. Эти слова очень тронули меня, и я долго размышляла, ведь педагогика и правда была мне по душе. Мне так же хотелось делиться своими знаниями, опытом с детьми, именно поэтому я и выбрала профессию учителя.

Учителем чего?

— Моя мечта — стать учителем начальных классов. Мне всегда хотелось, чтобы маленькие дети чувствовали себя в своей тарелке, надеялись на мою поддержку и, переходя в среднюю школу, были подготовлены ко всей суматохе и трудности предметов. Если объяснять предметы с ранних лет в интересном формате, так, чтобы ребенок понял их сразу, данная методика поможет получать знания намного быстрее.

У вас уже была возможность поработать с младшеклассниками?

— Да, я вела уроки у начальных классов, когда в школе проходили Дни самоуправления. На удивление дети вели себя достаточно спокойно, выполняли все задания, которые я приготовила, а в конце я поставила всем положительные оценки, и мы устроили развлекательную игру.

Мне очень понравился данный опыт и мое поведение в роли учителя. Ребята демонстрировали заинтересованность, часто слышала от них вопрос: «А когда вы снова к нам придете?», что было крайне приятно. После таких моментов чувствуешь себя увереннее и понимаешь: все, что ты делаешь, — не зря.

Родственники, друзья разделяют ваш оптимизм?

— Мое окружение никогда не препятствует моим желаниям и выбору. Я благодарна за поддержку, которую они оказывают мне ежедневно. Некоторые мои знакомые тоже хотят поступить в педагогический вуз и показать себя в роли учителя. В этом у нас большое сходство, и я надеюсь, что мы придем к своей цели непременно.

В какой именно вуз хотите поступать?

— Я до конца не решила, но в мыслях у меня — Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Считаю, что учитель по совместительству должен быть еще и психологом, поэтому выбрала этот вуз. МГППУ хоть и молодой университет, но ведет активную международную деятельность, заключил соглашения о сотрудничестве с более чем 40 странами. Также МГППУ присвоен статус федеральной площадки «Инновационная модель учебно-методического объединения как механизм модернизации психолого-педагогического образования в России».

Какие качества в учителе вы считаете главными?

— Человечность. Для меня эталоном настоящего учителя является мой классный руководитель Залина Мусаевна. Она обладает самыми ценными качествами, которые должны быть присущи педагогу. Это понимание, поддержка, помощь в любой жизненной ситуации. Ученики в школе — сложный тип людей, неоднозначный и непредсказуемый, но на своих уроках Залина Мусаевна способна изъять у них эти качества. От нее веет такой добротой, что дети часто называют ее второй мамой.

Другим примером для меня является педагог из Швеции Эллен Кей, которая сформулировала принцип концепции свободной педагогики. Ее лозунгом была фраза: «Дайте жить детям». Мысли Эллен актуальны по сей день. Ее методика заключалась в том, что ребенок должен развиваться в соответствии со своим характером и личностными особенностями. Она считала, что задача педагога состоит в создании условий для развития ученика.

«Если педагог раскрыл способности воспитанника, то он получит призвание настоящего педагога», — подчеркивала Эллен. Она много путешествовала по Германии и Австрии, читая лекции о проблемах воспитания и образования, и вошла в список наиболее заметных деятелей педагогики конца XIX — начала XX века.

Вы будете щедро делиться с учениками своими знаниями?

— Я всегда считала, что если учителя со временем превосходит ученик, то такой учитель действительно любит свою профессию и вкладывает в нее всего себя. Я хочу, чтобы мои ученики грамотно использовали мои знания и делились ими с окружающими людьми. Ведь если поможешь ты — помогут тебе.

Мне очень нравится фильм «Уроки французского», снятый по рассказу Валентина Распутина. В нем учительница не только учит ребенка иностранному языку, но и становится наставником, поддерживает его. Учительница идет на крайние меры, чтобы дать своему ученику все, чего он заслуживает, и в дальнейшем мальчик добивается успехов. В этом я вижу милосердие и человечность, которыми должен обладать педагог. Я бы хотела оказывать на своих учеников такое же влияние.

То есть строгой с детьми вы не будете?

— Я постоянно говорю себе, что не хочу быть строгим учителем. Если учитель будет строгим, это может ранить чувства детей и развить в них боязнь ходить в школу. Ученикам нужен добрый преподаватель, который все спокойно объяснит и покажет. Однако если ребята начнут переходить границы разумного, придется побыть и строгой.

Педагогика — это не только торжественные линейки и открытые уроки. Большой объем бумажной работы и недостаточно высокая зарплата вас не пугают?

— Человек, который боится больших нагрузок, и живет мыслями о трудностях. Для него самым важным становится не получить желаемое, а избежать новых возможных препятствий. К таким препятствиям я готова, поэтому думаю, что трудоемкость затронет меня не с самой большой ее стороны.

Сейчас в России реализуется национальный проект «Образование», направленный в том числе и на освобождение учителей от излишних нагрузок. Вам этот документ знаком?

— Знаком. Во-первых, национальный проект способствует самореализации учащихся, раскрытию их талантов. Во-вторых, помогает повысить престижность профессии педагога. Многим кажется, что учитель — легкая работа, несущая в себе лишь объяснение материала. Но это не так. Учителя идут к своей цели годами. Нельзя стать хорошим педагогом, не зная правил и законов всей системы образования.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.