— В 2019 году я узнала про Российское движение школьников (РДШ) и значительную часть времени начала уделять общественной деятельности. С каждым годом я все больше участвовала в проектах, и даже сама стала организовывать мероприятия городского и регионального уровней. В связи с этим начались периодические пропуски учебы, и у учителей они вызывали недовольство. Однако я прикладывала максимум усилий для того, чтобы учиться так же хорошо, как и все остальные одноклассники.
Я нисколько не жалею о пропущенных днях. Помимо учебы важно развивать гибкие навыки: умение работать в команде, общаться с людьми, презентовать себя и т.д. С такими увлечениями и с таким ритмом жизни на протяжении 11 лет я научилась совмещать учебу, общественную деятельность и отдых. С уверенностью могут сказать, что ни одно решение, которое я принимала в школьные годы, не прошло бесследно, ведь у меня есть багаж знаний и опыта.
Одно из последних событий, ставшее ярким для меня и других людей, — стратегическая сессия по школьному самоуправлению в рамках образовательной программы «РДШ — территория самоуправления». На ней выбирались делегаты, которые продумывали форум, модель и манифест школьного самоуправления. В течение двух дней происходили написание проектов и их презентация.
Я вошла в состав делегатов по продумыванию форума в 2022 году. Вместе с командой из 12 человек мы создавали основные идеи, темы возможных лекций, то, как это могло бы выглядеть, что хотели бы видеть школьники, а что родители и педагоги. Нам удалось сделать все на высоком уровне, хотя на разработку проекта был всего один день. Большинство участников форума проголосовали за то, чтобы начать реализовывать наши идеи.
— Когда вы поняли, что ваша душа лежит к педагогике? Рискну предположить, что это произошло как раз в Российском движении школьников...
— Именно там. В РДШ я познакомилась с сотрудниками Ресурсного центра нашего региона и увидела, какими могут быть современные учителя. Наблюдая за педагогами-организаторами отделения РДШ Челябинской области, я захотела стать похожей на них. В 2020 году эти люди запустили обучение наставников среди школьников, и я без раздумий подала заявку на данный проект. На протяжении учебного года мы узнавали, кто такой наставник, какими качествами он обладает, работали над собой.
По итогам программы, в мае 2021 года, я оказалась одним из активных участников, и меня пригласили стать вожатой на региональной смене РДШ. В течение 5 дней я работала с отрядом из 21 ребенка. В тот момент я поняла, как много способна дать подрастающему поколению, что у меня есть желание и возможности показывать ребятам, каким интересным может быть обучение, как можно проявить себя в жизни.
— Вы рассказываете о своей работе в РДШ с таким восторгом! Родственники, друзья ваше увлечение педагогикой разделяют и одобряют?
— Многие спрашивают, зачем мне это. Однако не передать словами желание дарить детям возможности, которые они заслуживают. Также только при работе с ребятами можно получить энергию и увидеть искренние эмоции, которых порой недостает взрослым.
— А какой предмет вы хотите преподавать в школе?
— Думаю, литературу. Именно через примеры персонажей, анализ их поведения, через философию автора можно научиться новому для себя. Этот предмет учит школьников мыслить и переносить опыт из книг на собственную жизнь.
— Какие качества в учителе вы считаете самыми ценными? Существует ли для вас эталон педагога?
— Эталона нет, но точно могу назвать качества, которые должны быть в учителе: умение контролировать свои эмоции, способность заметить и решить проблему ученика (конечно, если сам ученик этого хочет), заинтересованность в профессии, в детях, постоянное обучение и развитие профессиональных навыков, знание базового уровня психологии.
Одно из самых важных качеств учителя — способность удерживать внимание класса: современные дети привыкли к быстро меняющейся картинке. Также педагогу необходимо быть гибким: уже не получится выдавать один и тот же материал годами, нужно дополнять, менять информацию, давать только актуальные знания.
Из важных человеческих качеств преподавателя я бы выделила чувство юмора, легкость в общении и умение поддерживать авторитет. Между этими качествами должен быть баланс: первые два помогут установить доверительные отношения с учениками, а третье позволит не переходить границы субординации.
— А рецепт общения учителя с «проблемными» учениками у вас есть? Как быть, например, с ребятами, главное и единственное увлечение которых — социальные сети?
— На мой взгляд, учителя для того и нужны, чтобы показывать то, как можно прожить жизнь себе на пользу. Как получить множество возможностей, иметь друзей со всей страны, использовать ресурсы во благо. Да, бесспорно, найдутся дети, с которыми процесс воспитания будет проходить тяжело, и тогда придется подключить родителей, психолога.
— Насколько высока ваша личная профессиональная планка?
— Если я смогу помочь хотя бы одному ребенку, то задача-минимум уже будет выполнена. А задача-максимум, наверное, будет состоять в том, чтобы совершенствовать принципы педагогики по всей стране. Чтобы дети сидели на уроках с горящими глазами, а учителя получали искреннее удовольствие от своей работы.
Я не буду строгим педагогом. Возможно, требовательным, поскольку считаю важным, чтобы у учеников появлялось чувство ответственности, начиная с домашнего задания. Точно буду доброжелательной и позитивной, ведь настрой детей зависит от общения с преподавателем.
— Во Всероссийском конкурсе «Учитель года» приняли бы участие?
— Думаю, да. Конкурс — возможность поделиться своим опытом, узнать об успешных практиках других учителей. К тому же во время конкурса выстраивается сообщество заинтересованных, активных педагогов, что, конечно же, здорово, ведь это поддержка со всех уголков страны.
В данный момент жизни мне бы хотелось поучаствовать в конкурсе и дойти до регионального или федерального уровня, поскольку именно на этих этапах начинается интересное общение лучших из лучших. А победа не так важна, как новые знания и знакомства.
— Трудности, которые часто служат антирекламой профессии учителя, вас не страшат?
— Каждый человек самостоятельно выбирает место работы. Все зависит от того, в какое учебное заведение идти работать. Даже если не сразу после вуза, то позднее есть возможность набраться опыта и найти вакансию с более привлекательными условиями труда. А бумажная работа есть везде. Она меня не пугает, ведь самое главное — дети.
— Верите, что решить волнующие педагогов проблемы поможет национальный проект «Образование»?
— Безусловно, здорово, что государство поддерживает школы, учителей, учащихся, родителей. Однако без личной инициативы педагогов ни один документ не заработает, как нужно. По моему мнению, такие проекты необходимо внедрять через практический опыт, начиная с одного учебного заведения, потом доводить их количество до десяти, до ста и т.д. И на каждом этапе анализировать достижения и ошибки, смотреть, что работает, а что нет. Тогда успех национальному проекту обеспечен.
Фото: архив героя.
Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.