— В 2019 году я узнала про Российское движение школьников (РДШ) и значительную часть времени начала уделять общественной деятельности. С каждым годом я все больше участвовала в проектах, и даже сама стала организовывать мероприятия городского и регионального уровней. В связи с этим начались периодические пропуски учебы, и у учителей они вызывали недовольство. Однако я прикладывала максимум усилий для того, чтобы учиться так же хорошо, как и все остальные одноклассники.

Я нисколько не жалею о пропущенных днях. Помимо учебы важно развивать гибкие навыки: умение работать в команде, общаться с людьми, презентовать себя и т.д. С такими увлечениями и с таким ритмом жизни на протяжении 11 лет я научилась совмещать учебу, общественную деятельность и отдых. С уверенностью могут сказать, что ни одно решение, которое я принимала в школьные годы, не прошло бесследно, ведь у меня есть багаж знаний и опыта.

Одно из последних событий, ставшее ярким для меня и других людей, — стратегическая сессия по школьному самоуправлению в рамках образовательной программы «РДШ — территория самоуправления». На ней выбирались делегаты, которые продумывали форум, модель и манифест школьного самоуправления. В течение двух дней происходили написание проектов и их презентация.

Я вошла в состав делегатов по продумыванию форума в 2022 году. Вместе с командой из 12 человек мы создавали основные идеи, темы возможных лекций, то, как это могло бы выглядеть, что хотели бы видеть школьники, а что родители и педагоги. Нам удалось сделать все на высоком уровне, хотя на разработку проекта был всего один день. Большинство участников форума проголосовали за то, чтобы начать реализовывать наши идеи.

Когда вы поняли, что ваша душа лежит к педагогике? Рискну предположить, что это произошло как раз в Российском движении школьников...

— Именно там. В РДШ я познакомилась с сотрудниками Ресурсного центра нашего региона и увидела, какими могут быть современные учителя. Наблюдая за педагогами-организаторами отделения РДШ Челябинской области, я захотела стать похожей на них. В 2020 году эти люди запустили обучение наставников среди школьников, и я без раздумий подала заявку на данный проект. На протяжении учебного года мы узнавали, кто такой наставник, какими качествами он обладает, работали над собой.

По итогам программы, в мае 2021 года, я оказалась одним из активных участников, и меня пригласили стать вожатой на региональной смене РДШ. В течение 5 дней я работала с отрядом из 21 ребенка. В тот момент я поняла, как много способна дать подрастающему поколению, что у меня есть желание и возможности показывать ребятам, каким интересным может быть обучение, как можно проявить себя в жизни.

Вы рассказываете о своей работе в РДШ с таким восторгом! Родственники, друзья ваше увлечение педагогикой разделяют и одобряют?
— Многие спрашивают, зачем мне это. Однако не передать словами желание дарить детям возможности, которые они заслуживают. Также только при работе с ребятами можно получить энергию и увидеть искренние эмоции, которых порой недостает взрослым.

А какой предмет вы хотите преподавать в школе?
— Думаю, литературу. Именно через примеры персонажей, анализ их поведения, через философию автора можно научиться новому для себя. Этот предмет учит школьников мыслить и переносить опыт из книг на собственную жизнь.

Какие качества в учителе вы считаете самыми ценными? Существует ли для вас эталон педагога?

— Эталона нет, но точно могу назвать качества, которые должны быть в учителе: умение контролировать свои эмоции, способность заметить и решить проблему ученика (конечно, если сам ученик этого хочет), заинтересованность в профессии, в детях, постоянное обучение и развитие профессиональных навыков, знание базового уровня психологии.

Одно из самых важных качеств учителя — способность удерживать внимание класса: современные дети привыкли к быстро меняющейся картинке. Также педагогу необходимо быть гибким: уже не получится выдавать один и тот же материал годами, нужно дополнять, менять информацию, давать только актуальные знания.

Из важных человеческих качеств преподавателя я бы выделила чувство юмора, легкость в общении и умение поддерживать авторитет. Между этими качествами должен быть баланс: первые два помогут установить доверительные отношения с учениками, а третье позволит не переходить границы субординации.

А рецепт общения учителя с «проблемными» учениками у вас есть? Как быть, например, с ребятами, главное и единственное увлечение которых — социальные сети?

— На мой взгляд, учителя для того и нужны, чтобы показывать то, как можно прожить жизнь себе на пользу. Как получить множество возможностей, иметь друзей со всей страны, использовать ресурсы во благо. Да, бесспорно, найдутся дети, с которыми процесс воспитания будет проходить тяжело, и тогда придется подключить родителей, психолога.

Насколько высока ваша личная профессиональная планка?

— Если я смогу помочь хотя бы одному ребенку, то задача-минимум уже будет выполнена. А задача-максимум, наверное, будет состоять в том, чтобы совершенствовать принципы педагогики по всей стране. Чтобы дети сидели на уроках с горящими глазами, а учителя получали искреннее удовольствие от своей работы.

Я не буду строгим педагогом. Возможно, требовательным, поскольку считаю важным, чтобы у учеников появлялось чувство ответственности, начиная с домашнего задания. Точно буду доброжелательной и позитивной, ведь настрой детей зависит от общения с преподавателем.

Во Всероссийском конкурсе «Учитель года» приняли бы участие?

— Думаю, да. Конкурс — возможность поделиться своим опытом, узнать об успешных практиках других учителей. К тому же во время конкурса выстраивается сообщество заинтересованных, активных педагогов, что, конечно же, здорово, ведь это поддержка со всех уголков страны.

В данный момент жизни мне бы хотелось поучаствовать в конкурсе и дойти до регионального или федерального уровня, поскольку именно на этих этапах начинается интересное общение лучших из лучших. А победа не так важна, как новые знания и знакомства.

Трудности, которые часто служат антирекламой профессии учителя, вас не страшат?

— Каждый человек самостоятельно выбирает место работы. Все зависит от того, в какое учебное заведение идти работать. Даже если не сразу после вуза, то позднее есть возможность набраться опыта и найти вакансию с более привлекательными условиями труда. А бумажная работа есть везде. Она меня не пугает, ведь самое главное — дети.

Верите, что решить волнующие педагогов проблемы поможет национальный проект «Образование»?

— Безусловно, здорово, что государство поддерживает школы, учителей, учащихся, родителей. Однако без личной инициативы педагогов ни один документ не заработает, как нужно. По моему мнению, такие проекты необходимо внедрять через практический опыт, начиная с одного учебного заведения, потом доводить их количество до десяти, до ста и т.д. И на каждом этапе анализировать достижения и ошибки, смотреть, что работает, а что нет. Тогда успех национальному проекту обеспечен.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.