Крым всегда отличался высоким уровнем образования. В годы, когда полуостров находился в составе независимой Украины, именно сюда, помимо традиционных мест притяжения студентов (Киев, Харьков, Одесса), стремились выпускники со всей страны. Как отмечают местные работники образования, во многом это было вызвано тем, что крымчане старались сохранить лучшие наработки, доставшиеся им еще со времен Российской империи и Советского Союза. К тому же местные учителя и преподаватели вузов поддерживали тесный контакт с российскими коллегами и следили за изменениями в российском образовании, пытались использовать лучшие подходы. К тому же Крым изобилует предприятиями, в том числе высокотехнологичными, которые даже в сложное постсоветское время давали учебным заведениям ориентиры для подготовки специалистов и рабочие места для их последующего трудоустройства.
В 2014 году, правда, высказывалось немало опасений, что переход образовательных учреждений на российские стандарты будет длительным и болезненным. Однако оптимисты указывали, что корни у украинской и российской систем советские, а потому нуждались скорее в корректировке с поправкой на современные требования. Немалым плюсом стало и единое языковое пространство — крымчане вполне резонно отмечали, что владеют русским ничуть не хуже любого другого региона РФ.
Время показало, что опасения были напрасными, и сегодня Крым, воспользовавшись вполне оправданным переходным периодом, полностью интегрирован в российскую образовательную систему на всех уровнях. Это касается не только образовательных стандартов, но и, например, интенсивности и качества включения республики в национальный проект «Образование». За десятилетку здесь отремонтированы сотни детских садов и школ, построены десятки образовательных учреждений, сформированы точки выявления и развития талантливых детей, «прокачана» материально-техническая база ссузов, обеспечивающих ценными кадрами многие отрасли экономики полуострова, создан один из ведущих вузов — федеральный университет, который способен не просто удерживать здесь лучших абитуриентов, но и привлекать их из других российских субъектов и даже из-за рубежа.
Сегодня сам Крым играет огромную роль в интеграции новых российских территорий. Здесь, например, проходят переподготовку учителя из Запорожья, Херсонщины, Донецкой и Луганской народных республик.
Все лучшее — детям. «За десять лет Крым и Севастополь стали неотъемлемой частью единого образовательного пространства России. В этих двух регионах активно реализуются мероприятия национального проекта «Образование», строятся детские сады, школы, проводится капитальный ремонт учебных заведений. Активно создаются новые места дополнительного образования, и ребята получают возможность развивать свои таланты, интересно проводить время как в школе, так и за ее пределами. Школьники Крыма и Севастополя вовлечены в воспитательную работу, в том числе патриотической направленности. С каждым годом мы все увереннее преодолеваем вызовы, развиваемся вместе, добиваемся впечатляющих общих побед», — отмечает министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
По его мнению, за десять лет многое удалось сделать в сфере развития инфраструктуры учебных заведений. На полуострове строятся новые школы, в том числе с 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» возведены три школы в Крыму более чем на 2 тыс. мест и две школы в Севастополе — более чем на 1 тыс. мест. А к 2027 году в республике планируется открыть еще 12 школ — именно такую потребность сформулировал глава региона Сергей Аксенов. «В Крыму запланировано строительство новых школ, что позволит ликвидировать обучение во вторую смену. Создание современной образовательной среды, где юным крымчанам будет комфортно учиться, — одна из приоритетных задач Правительства РК», — подчеркивает он.
Общеобразовательные учреждения появятся в Бахчисарае, Евпатории, Керчи, Судаке, Феодосии, Ленинском и Сакском районах. Также в федеральной целевой программе до 2030 года предусмотрено строительство новой школы в Ялте и еще шести — в крымской столице. По информации Сергея Аксенова, сегодня во вторую смену крымские дети учатся в 71 школе из 534. Больше всего детей с подобным графиком в Симферополе, Ялте, Феодосии, Джанкое, Евпатории, Керчи, Саках, Судаке и Бахчисарайском районе. «Чтобы полностью закрыть проблемный вопрос со второй сменой, необходимо изыскать возможность построить еще по одной школе в Сакском районе, Джанкое, Бахчисарае, Феодосии, Ялте, Керчи. Это одна из важных задач органов власти, для ее решения будут приложены все усилия», — говорит руководитель республики.
В 2022 году стартовала масштабная, беспрецедентная для полуострова программа капитального ремонта школ. По данным на март 2024 года, работы уже завершены в 43 школах Крыма и в 20 школах Севастополя. До 2025 года планируется отремонтировать еще 40 школ: 22 здания в Крыму и 18 зданий в Севастополе. Также в 71 образовательной организации республики обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом, в том числе в 15 выполнен капремонт спортивных залов, 56 учебных заведений оснащены спортивным оборудованием.
По национальному проекту «Демография» в Крыму активно строятся детские сады. С 2019 года открыто семь дошкольных учреждений общей мощностью 1530 мест. Также в рамках федеральной адресной инвестиционной программы с 2023 года введено 12 ДОУ на 2680 мест.
Большое внимание в республике уделяется развитию инфраструктуры дополнительного образования. Уже созданы 167 центров «Точка роста», пять детских технопарков «Кванториум», включая мобильный, три центра «IT-куб», региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 348 образовательных организациях полуострова сформирована материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды.
В школах Крыма и Севастополя открыты классы по различным профилям, в том числе колледж-классы, кадетские (казачьи) классы, «курчатовские», аграрные, социально-экономические, инженерные, технологические, психолого-педагогические, медийные, медицинские и предпринимательские классы.
Серьезным достижением стало восстановление Международного детского центра «Артек». Реконструированы корпуса девяти лагерей, шесть столовых, 15 спортивных площадок и три теннисных корта, вожатский корпус и физкультурно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами, введены в эксплуатацию концертно-эстрадный комплекс «Артек-Арена» на 4500 мест, современный скалодром, веревочный парк и центр дополнительного образования.
На полуострове реализуются проекты, направленные на поддержку педагогических работников. Единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей получили учителя, прибывшие на работу в школы сельской местности в рамках программы «Земский учитель». На базе Крымского республиканского института последипломного педагогического образования создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников.
Навели порядок. Исторически сложилось так, что в Крыму традиционно существовала достаточно эффективная система подготовки кадров высшей квалификации. Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского (до этого Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе) более ста лет готовил на качественном уровне специалистов по фундаментальным наукам. Не только систему здравоохранения, но и многочисленные здравницы обеспечивает кадрами Крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского — один из немногих отраслевых вузов бывшего Советского Союза, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Крымский сельскохозяйственный институт им. М. И. Калинина (в последующем Университет биоресурсов и природопользования) был в регионе центром высшего аграрного образования. Технические кадры для предприятий оборонки, судостроения, промышленного оборудования готовит Севастопольский госуниверситет, преобразованный из Севастопольского приборостроительного института.
К моменту присоединения Крыма к России на полуострове в системе высшего образования царила классическая и характерная для Украины «махновщина» — открыть свой вуз мог практически любой желающий. В итоге к 2014 году по всему полуострову работало около ста вузов, большая часть из которых чуть ли не в открытую торговала дипломами, в основном по юридическим и экономическим направлениям. Почти все они были выметены новой российской метлой. На работу в объективно более сложной и упорядоченной реальности РФ было сложно рассчитывать даже многим вузам с традициями и командой. Например, комментируя слияние нескольких образовательных учреждений в КФУ, руководство нового вуза подчеркивало, что ни один из вузов, вошедших в состав федерального университета, по отдельности не смог бы получить лицензию. Да и качество самого образования сильно хромало.
«Крымский медицинский университет заключил договор на обучение студентов из Малайзии. После окончания учебы только двое из 50 выпускников смогли подтвердить свои дипломы в Европе. После этого Малайзия разорвала контракт с КГМУ. Или другой факт: за последние десять лет на кафедре биохимии этого же вуза не было защищено ни одной диссертации. А ведь когда-то наша кафедра биохимии была одной из лучших в Советском Союзе. К сожалению, коммерциализация образования на Украине привела к тому, что многие вузы превратились в бизнес-проекты, а это не могло не сказаться на качестве образования», — рассказывал первый ректор КФУ Сергей Донич.
Помимо упорядочивания работы крымское высшее образование ждал значительный приток финансирования. Только в свою первую пятилетку вуз получил свыше 5 млрд рублей. На эти средства построены новые лаборатории, обновлена инфраструктура, возводится большой кампус. Сегодня КФУ — по праву один из ведущих вузов России и один из самых крупных на юге по количеству студентов.