Эксперты отмечают, что сегодня выпускникам с дипломом автослесаря, крановщика или технолога гораздо проще найти работу по специальности, чем тем же молодым юристам и экономистам без опыта, да и зарплаты у дефицитных спецов поднялись очень серьезно. Меняется к лучшему и отношение российских семей к среднему профессиональному образованию: в колледжах они видят уже не «запасной аэродром», а полноценный старт успешной карьеры для своих детей.

Рост экономики РФ в определенный момент натолкнулся на ограниченность трудовых ресурсов, особенно квалифицированных рабочих. По данным исследований состояния деловой среды, ежегодно проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей, дефицит кадров остается одной из самых острых проблем, по мнению 45% респондентов. Две трети компаний прогнозируют, что в среднесрочной перспективе им придется столкнуться с нехваткой нужных сотрудников. При этом 57% предприятий не хватает квалифицированных рабочих, дефицит специалистов среднего звена ощущает треть опрошенных организаций. Самая высокая потребность отмечается по группе «Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий»: в них нуждаются почти 66% организаций. Половина респондентов заявила об открытых вакансиях операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин.

Рабочий — это звучит гордо. Возрождение и популяризация рабочих профессий — один из важных пунктов майских указов Владимира Путина 2012 года, в которых была обозначена задача повысить к 2020 году число высококвалифицированных работников до трети от числа просто квалифицированных работников. Президент и позднее не раз возвращался к этой теме. «На что нам надо совершенно точно обратить особое внимание, так это на работу с кадрами по подготовке высококлассных специалистов по рабочим профессиям, — заявлял он на итоговом заседании Госсовета в 2017 году. — Нужно поддержать эту сеть в регионах России, приближать ее к промышленным кластерам и к новым промышленным предприятиям».

В 2015 году в стране реализуется план по популяризации рабочих и инженерных профессий, который состоит из 47 активностей. Это всероссийские олимпиады и чемпионаты профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Строймастер», чемпионат России среди вальщиков леса «Лесоруб», транспортная олимпиада «Паруса надежды», музыкально-поэтический конкурс «Железная дорога — моя судьба»), профориентационные фестивали и форумы, школьные кружки и профильные смены для молодежи 14-18 лет, а также агитационные культурно-массовые мероприятия. Огромная ставка была сделана на WorldSkills International — международное движение, целями которого являются популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Россия вступила в WorldSkills в 2012 году, а уже в 2019-м в Казани прошел чемпионат мира по профмастерству этой организации.

Значительные инвестиции система СПО получила в рамках национального проекта «Образование», согласно которому с 2019-го по 2024 год в регионах РФ появится более 5 тыс. современных мастерских, что особенно важно для малых городов и сельской местности, где материально-техническая база не обновлялась десятилетиями. Среди приоритетных направлений — строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. Только по линии нацпроекта «Образование» до 2024 года выделено свыше 50 млрд рублей на технологическое оснащение колледжей. Еще одна мера по развитию материально-технической базы ссузов — создание не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), финансирование этого дорогостоящего проекта составит 4,3 млрд рублей.

Практический уклон. Как отмечает директор Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа Анатолий Сохроков, новая полноценная база помогла многим учебным заведениям по-новому выстроить учебный процесс. «На мой взгляд, очень сложно вести подготовку востребованного специалиста на устаревших станках, с применением устаревшей техники, работать по методикам, которые уже давно не применяют в реальных условиях. Все работодатели хотят получать готового специалиста. Сейчас нам, конечно, стало гораздо легче готовить тех, кто сразу способен включиться в производственный процесс», — признается эксперт.

В 2020 году колледж стал победителем конкурсного отбора федерального проекта «Молодые профессионалы», в рамках которого были оборудованы пять мастерских по компетенциям «Управление бульдозером», «Управление автогрейдером», «Управление экскаватором», «Управление фронтальным погрузчиком», «Водитель грузовика». Главная фишка таких аудиторий — настоящие действующие единицы техники, которые прямо сейчас используются на данных направлениях. «Нам и профориентационную работу стало легче вести, — говорит Анатолий Сохроков. — Мы собираем из близлежащих сел ребят, водим по аудиториям, они могут залезть в кабину бульдозера или трактора, включить зажигание, попереключать скорости. Для детей, которыми все еще являются старшеклассники, это очень важно: впечатления от оборудованных аудиторий совсем другие, нежели от того, что было еще три-четыре года назад».

Абитуриенты и их родители увидели перспективу в профессиональном образовании: рабочих рук не хватает, а процент трудоустройства согласно полученной специальности очень высок. Анатолий Сохроков подчеркивает, что еще один плюс образования в ссузе — возможность для выпускника обеспечить собственную самозанятость, когда молодому специалисту и работу искать не надо. «Сегодня не только девушки, но и женщины более старшего возраста стали следить за собой: все с маникюром, посещают косметолога — это очень востребовано. Молодая девушка, окончившая ссуз по данному направлению, может зарегистрировать ИП, приобрести оборудование, расходники и сразу работать. Также, например, повар-кондитер может работать на дому, печь торты, делать авторские сладости и продавать свою продукцию через социальные сети, быть самозанятым. Если мы говорим о нашем профильном направлении — аграрном, то человек, который понимает, как устроены процессы на земле, никогда не будет голодным: он может взять в аренду 2-3 гектара земли, выбрать высокомаржинальные культуры и кормить себя, свою семью. Ему вообще может быть не интересно, что происходит на рынке труда и какие зарплаты предлагают работодатели», — рассуждает Анатолий Сохроков.

Учреждения СПО довольно быстро адаптируют свои учебные программы под нужды работодателей — в этом они отличаются в лучшую сторону от более консервативных вузов. Заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Алла Факторович вообще считает, что среднее профобразование стало драйвером системы подготовки кадров в целом. «Все основные модернизационные процессы запущены именно в системе СПО, которая оперативно отвечает на изменения, происходящие в национальной системе квалификаций, на рынке труда», — отмечает она.

Так, по инициативе Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа в 10 ссузах России создаются мастерские по промышленному садоводству, которые помогут создать в стране садоводство нового, интенсивного типа. А в Уярском сельскохозяйственном техникуме запускают программу допобразования «Цифровое земледелие для агробизнеса». По данной программе будут готовить специалистов, умеющих выстраивать работу навигационного и дистанционного оборудования, управлять беспилотниками, собирать и обрабатывать данные с установленных на полях датчиков, проводить аэрофотосъемку и создавать электронные карты полей.

Хлебное место. Как подчеркивают профессионалы в сфере HR, не менее важным фактором по сравнению с государственной пропагандой рабочих профессий и развитием материально-технической базы ссузов стал значительный рост зарплат квалифицированных кадров, которые могут быть не ниже, а то и выше, чем у выпускников вузов. По данным самого популярного ресурса по поиску вакансий HeadHunter, запрос на сотрудников рабочих профессий растет быстрее, чем на «белых воротничков», а средняя зарплата, например, сварщика, перевалила за 100 тыс. рублей.

Согласно данным по средним зарплатам, которые в прошлом году опубликовало Минпросвещения РФ, наиболее высокие зарплаты — у рабочих в высокотехнологическом секторе и добывающей промышленности. В областях аэронавигации и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники — в среднем 92,2 тыс. рублей в месяц, кораблестроения и водного транспорта — 39,6 тыс., прикладной геологии, нефтегазовом деле и геодезии — 36,5 тыс.

Растет и востребованность выпускников колледжа — об этом говорят результаты мониторинга Минпросвещения. «Выпускники колледжей стали чаще устраиваться на работу в первый год после окончания обучения: показатель трудоустройства за год увеличился на 1,5% и теперь составляет 62,2%», — сообщили в ведомстве.

Провал рождаемости и, как следствие, нехватка рабочих рук на производстве, господдержка промышленности, развитие технологий — все это постепенно «разворачивает» рынок в сторону «синих» воротничков. Рынок испытывает серьезный недостаток квалифицированных рабочих, указывают аналитики портала Superjob, зарплатные предложения в этом сегменте нередко превышают предложения для специалистов с высшим образованием. Например, в Москве зарплатный максимум для промышленного альпиниста и электрогазосварщика — 150 тыс. рублей, а для юриста по договорной работе — 130 тыс., для менеджера по транспортной логистике — 120 тыс.

На фоне активной пропаганды СПО и улучшения условий трудоустройства постоянно росло и число желающих обучаться в ссузах. По данным Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ, в 2017 году в учебные заведения СПО поступали 900 тыс. абитуриентов, в 2018-м — 960 тыс., в 2019-м — более 1 млн. В 2020 году случилось историческое событие: число тех, кто поступает в колледжи, составило порядка 1,2 млн человек и впервые за последние 20 лет превысило число тех, кто продолжает обучение в школе после 9-го класса, то есть ориентированных на поступление в высшие учебные заведения.

Анатолий Сохроков отмечает, что по ряду направлений в его учебном заведении появился реальный конкурс — желающих поступить больше, чем мест, например, на направление по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники. «Родители стали более реально смотреть на вещи, особенно в селах. Кому нужны их дети в городе? Где там жить? Как оплачивать питание, обучение? И главное — где работать, когда отучился, потратил четыре-пять лет и уйму родительских денег? Юристов, экономистов, менеджеров полно, на работу их брать не спешат. А вот хороших трактористов и механиков с руками отрывают, зарплаты — по 70-80 тыс. рублей», — говорит он.

В исследовании, которое опубликовала в феврале нынешнего года Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании НИУ ВШЭ, отмечается, что профессиональное образование сегодня гораздо доступнее для детей из семей с низким и средним достатком, тогда как высшее становится все более элитарным. Это одна из ключевых причин, по которым колледжи приобретают все большую популярность. Еще на намерение абитуриентов сосредоточиться на поступлении в колледж влияют нежелание находиться два лишних года в школе и сдавать ЕГЭ, а также хорошие условия, созданные для учащихся ссузов: легче получить место в общежитии, доступное питание и льготы, более быстрый путь от поступления до получения реальных навыков, необходимых для хороших заработков, и т.д.

ТОП-5 ведущих ссузов России, готовящих востребованные рабочие кадры

Наименование (описание) Количество мест для приема (бюджетные + платные)
1 Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26
Москва
2585
2 Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева
Москва
1645
3 Многопрофильный колледж Тюменского индустриального университета
Тюменская область
1575
4 Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина
Санкт-Петербург
1495
5 Московский колледж транспорта Российского университета транспорта
Москва
1262
Итого: 8 562

Место

Название учебного заведения

Количество мест для приема (бюджетные + платные)

Регион

Дорожное хозяйство

1

Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева

1645

Москва

2

Автомобильно-дорожный колледж (г. Махачкала)

875

Республика Дагестан

3

Хабаровский автомеханический колледж

850

Хабаровский край

4

Оренбургский автотранспортный колледж им. В. Н. Бевзюка

720

Оренбургская область

5

Пермский колледж транспорта и сервиса

715

Пермский край

6

Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж

650

Свердловская область

7

Сибирский колледж транспорта и строительства Иркутского государственного университета путей сообщения

615

Иркутская область

8

Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

450

Новосибирская область

9

Челябинский дорожно-строительный техникум

400

Челябинская область

10

Автодорожный колледж (г. Санкт-Петербург)

400

Санкт-Петербург

Строительство и ЖКХ

1

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

2585

Москва

2

Строительно-политехнический колледж Воронежского государственного технического университета

1245

Воронежская область

3

Ярославский градостроительный колледж

1123

Ярославская область

4

Екатеринбургский монтажный колледж

730

Свердловская область

5

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

700

Чувашская Республика

6

Ставропольский строительный техникум

685

Ставропольский край

7

Московский колледж архитектуры и градостроительства

675

Москва

8

Саратовский архитектурно-строительный колледж

645

Саратовская область

9

Краснодарский архитектурно-строительный техникум

600

Краснодарский край

10

Пермский строительный колледж

570

Пермский край

Энергетика и энергоснабжение

1

Многопрофильный колледж Тюменского индустриального университета

1575

Тюменская область

2

Московский колледж транспорта Российского университета транспорта

1262

Москва

3

Уфимский топливно-энергетический колледж

1085

Республика Башкортостан

4

Самарский энергетический колледж

955

Самарская область

5

Алтайский архитектурно-строительный колледж

940

Алтайский край

6

Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова

880

Челябинская область

7

Краснодарский технический колледж

750

Краснодарский край

8

Омский промышленно-экономический колледж

725

Омская область

9

Политехнический колледж городского хозяйства

623

Санкт-Петербург

10

Иркутский энергетический колледж

320

Иркутская область

Телекоммуникации и связь

1

Колледж связи № 54 им. П. М. Вострухина

1200

Москва

2

Южно-Уральский государственный технический колледж

860

Челябинская область

3

Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики

855

Ростовская область

4

Политехнический колледж имени П. А. Овчинникова

645

Москва

5

Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания

625

Хабаровский край

6

Промышленный колледж энергетики и связи

580

Приморский край

7

Колледж связи Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики

555

Самарская область

8

Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций им. Э. Т. Кренкеля Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича

425

Санкт-Петербург

9

Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики

370

Москва

10

Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова

340

Ставропольский край

Машиностроение

1

Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина

1495

Санкт-Петербург

2

Волгоградский технологический колледж

1493

Волгоградская область

3

Поволжский государственный колледж

1240

Самарская область

4

Уральский политехнический колледж

965

Свердловская область

5

Рязанский колледж электроники

930

Рязанская область

6

Многопрофильный колледж Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова

795

Челябинская область

7

Липецкий металлургический колледж

750

Липецкая область

8

Ярославский промышленно-экономический колледж имени Н. П. Пастухова

618

Ярославская область

9

Колледж электроэнергетики и машиностроения Российского государственного профессионально-педагогического университета

350

Свердловская область

10

Станкостроительный колледж Рязанского государственного радиотехнического университета

340

Рязанская область


Как мы считали | В рейтинг вошли учреждения среднего профессионального образования по пяти направлениям: «Дорожное хозяйство», «Строительство и ЖКХ», «Энергетика и энергоснабжение», «Телекоммуникации и связь» и «Машиностроение». Участники рейтинга проранжированы по количеству мест для приема в 2020 году. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании и информационно-аналитических материалов Минпросвещения России, с сайтов ссузов и специализированных справочников. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

 |