— В последнее время становятся очень востребованными конкурсы профессионального мастерства среди педагогов. Это связано не только с целенаправленной политикой государства в области образования, но и со стремлением к саморазвитию и самовыражению многих учителей. Несмотря на то, что существуют определенные плюсы участия, часто бывает так, что педагогов буквально уговаривают участвовать, если не сказать — заставляют. Причины просты: боязнь ответственности за результат, страх остаться в одиночестве во время подготовки, низкая самооценка да и просто лень. Однако те, кто решается войти в эту воду однажды, понимают, что жизнь делится на до и после, так как более интенсивного способа для повышения квалификации учителя трудно представить.
Важным показателем эффективности конкурсов профмастерства для системы образования в целом является охват педагогического сообщества. Например, по данным 2019 года, в муниципальных этапах конкурса «Учитель года России» приняли участие 21 582 человека, в региональных — 2882, в финал вышли 85 представителей всех субъектов РФ. Таким образом, более 20 тыс. учителей ежегодно проходят совершенно бесплатные неформальные курсы повышения квалификации, образуя сообщество педагогов, ставящих перед собой новые цели и умеющих их достигать. Вторым показателем является ротация: в одном и том же конкурсе предписывается, как правило, участие не чаще чем раз в три-пять лет. Таким образом, сообщество конкурсных педагогов ежегодно пополняется, а не остается в одном и том же составе.
Среди конкурсов, проходящих при прямой поддержке Министерства просвещения РФ, самый значимый и представительный — «Учитель года России», абсолютные победители которого попадают под особое внимание СМИ, прессы, министерств и ведомств. Абсолютная победа — желанный результат для любого региона, выставляющего конкурсанта на заключительный этап.
Начиная подготовку к конкурсам профмастерства, чаще всего обращаются к статистике конкурса «Учитель года России», в том числе из-за давней истории его проведения, и накопленным данным о победителях. Действительно, в разных статьях можно найти все данные исключительно об абсолютных победителях, на основании которых обычно делаются поспешные выводы о том, что победить может исключительно молодой мужчина из ограниченного числа регионов, которые дали этот весомый результат, а еще есть некий список из предпочтительных для преподавания победителем предметов.
Тем не менее, рассматривать результативность участия только в аспекте абсолютной победы в корне неверно — это ведет к стереотипным заблуждениям, бытующим в образовательной среде. Именно они отпугивают учителей, обладающих хорошим потенциалом, от участия вообще, а региональное жюри под их влиянием может субъективно подойти к оцениванию конкурсантов регионального этапа. Открытые данные о конкурсе «Учитель года России» не дают возможности провести их анализ: информация разрознена, статистика результативности как выхода в число лауреатов ведется с 2009 года.
Мне удалось полностью восстановить всех результативных участников с 1997 года с помощью архивов «Учительской газеты» и свидетельств очевидцев. Проанализированы данные порядка 2000 конкурсантов, рассмотрено влияние основных факторов, которые могут быть учтены при подготовке. Введя понятие результативности в конкурсе «Учитель года России» как попадание в число лауреатов, а их на заключительном этапе с 2024 года уже двадцать и полностью восстановив всю статистику конкурса за историю его проведения, мне удалось установить следующее.
Среди регионов вопреки стереотипному мнению о результативности лишь небольшого их числа меньше четверти от общего количества с лидерством Санкт-Петербурга, Москвы, Московской и Челябинской областей могут считаться успешными по абсолютному результату, а на самом деле всего восьмая часть от общего количества не имеет результата вообще. То есть фактор принадлежности к неким регионам-победителям сильно переоценен, и дать определенный результат может конкурсант из любого региона. Итак, результативность участия безусловно зависит от региона конкурсанта именно в контексте проводимой системной работы. При ее наличии результативность региона стабильна, при отсутствии — единична и случайна. Анализ результативности региона только по абсолютным победителям принципиально неверен и дает искаженное представление об успешности в конкурсе.
Влияние предмета, преподаваемого конкурсантом, достаточно велико на региональных этапах любого конкурса. При отборе финалиста региональные жюри зачастую руководствуются сомнительными тезисами о том, что некоторые предметы являются неудачными для участия. Проще всего бывает заглянуть в статистику по абсолютным победителям, которая может несколько ввести в заблуждение о невозможности победы, например, учителей химии или физической культуры. Ведь абсолютными победителями были учителя, преподающие русский язык, математику, историю и обществознание, физику, музыку, биологию, иностранный язык, технологию, предметы начальной школы и информатику (по убыванию их количества). Рассматривая теперь этот фактор в контексте общей результативности, получаем, что абсолютно все предметы школьного курса имеют ненулевую результативность, при этом сохраняется лидерство русского языка, историки обгоняют математиков, а начальные классы, традиционно считающиеся провальными на конкурсах, оказываются на почетном четвертом месте. Кроме того, количество результативных участников по отдельно взятому предмету коррелирует с общим количеством конкурсантов, преподающих этот предмет.Однако выявлена сравнительно низкая результативность учителей иностранных языков, а также истории и обществознании — процент результативных участников значительно ниже их доли от общего количества. Это расхождение не особенно удивительно для тех, кто следит за конкурсом: в последние годы по этим предметам значительно увеличилось общее количество участников. Причины тут разные — от возможно плохого понимания иностранного языка членами жюри до актуальности изучения истории, провозглашенной на государственном уровне. Расчет коэффициента эффективности по каждому предмету отдельно дает следующие результаты. Самый высокий коэффициент эффективности у учителей технологии: в конкурсе их за всю историю было немного, и пятая часть дала результат, в том числе абсолютный. На это следует обратить внимание при подготовке. В лидерах по-прежнему остаются математика и русский язык, что говорит о высоком качестве подготовки конкурсантов по этим предметам. Неожиданным становится эффективность участия учителей информатики: они даже обогнали филологов, при этом участвуют в конкурсе не с самого начала его проведения. Большинство предметов показывают примерно одинаковые показатели эффективности, при этом ожидаемо невысокие коэффициенты эффективности у преподавателей иностранных языков, истории и обществознания: их очень много среди участников вообще по сравнению с результативными участниками. Вывод: в педагогическом сообществе явно переоценены конкурсные возможности иностранных языков, истории и обществознания и недооценен потенциал учителей начальных классов, информатики и предметов естественно-научного цикла. В целом количество результативных участников по любому предмету коррелирует с общим количеством таких предметников.
Влияние гендерного фактора сильно переоценено: распределение по полу среди результативных участников вполне коррелирует с общим количеством мужчин и женщин как в целом за историю конкурса, так и по отдельно взятым годам вопреки сложившемуся стереотипу о том, что в конкурсе успешны только мужчины. Да, если рассматривать только абсолютную победу, то мужчин-победителей кратно больше, чем женщин, что вообще не укладывается в представление об учительской профессии как женской, да и в целом в статистику по стране. Сместив фокус на лауреатов, мы увидим, что женщины очень конкурентоспособны, а конкурсная подготовка как раз должна быть призвана помочь им периодически по возможности готовиться вне стен своего дома, то есть выездные установочные семинары с погружением в конкурсную среду актуальны всегда.
Анализ влияния факторов возраста и стажа участников показал, что среди финалистов и лауреатов самой многочисленной группой являются учителя со средним стажем работы, имеется тенденция к уменьшению доли стажистов среди результативных участников с увеличением числа молодых специалистов. Это может повлиять на представление о том, что на финал нужно выдвигать молодежь: выигрывая в самопредставлении, они во многом еще недостаточно методически самостоятельны и подвержены влиянию наставников, что играет как положительную, так и отрицательную роль. К стажистам тоже следует подходить индивидуально — безусловно, их опыт становится значительным плюсом в выступлениях, но часто они испытывают, например, трудности с современными технологиями.
Особое внимание к сельским школам никак не сказывается на результативности сельских учителей. Их доля в общем числе участников невелика — около четверти, а в числе результативных участников еще меньше — пятая часть. При этом в 2022 году результативных сельских учителей не было совсем.
На современном этапе проведения конкурса самостоятельно готовящемуся конкурсанту трудно конкурировать со слаженной работой команды профессионалов. Именно поэтому необходимо организованно перенимать опыт командной работы с конкурсными учителями. Что и было сделано в нашей школе с 2019 года.
На первом этапе важно собрать команду наставников, которые будут выполнять такую работу. Это могут быть опытные методисты-профессионалы, специалисты в области медиаресурсов, а также учителя, уже прошедшие конкурс и имеющие опыт участия, не обязательно результативный. С 2022 года официально зарегистрирована общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года». Она объединила все региональные клубы учителей года, которые принимают активное участие в подготовке конкурсантов. Тем не менее, очень часто бывает, что вышедший в финал от региона учитель просто не знает о таких возможностях, готовясь самостоятельно. Именно здесь важна поддержка команды наставников и регионального клуба, которые, как минимум, информируют о мероприятиях, в которых можно принять участие в рамках подготовки к конкурсным испытаниям.
Учителя, входящие в команду наставников нашей школы, являются членами регионального клуба «Учитель года КЧР», инициаторами создания которого они являются, а также вошли в состав общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» в числе ее первых участников. В процесс подготовки наших учителей к конкурсным испытаниям обязательно включаются клубные меж-
региональные мероприятия как очные, так и онлайн, что положительно сказывается на их результатах участия.
Следующим важным шагом является создание конкурсного резерва педагогов. Это очень важный момент, ведь чаще всего учитель попадает на конкурсы просто потому, что заставили в школе. Отсюда отсутствие внутренней мотивации для подготовки и, следовательно, низкий результат.
Результативное участие в конкурсе всегда осознанное, невозможно достичь высоких целей, если участвуешь не по своей воле. Именно поэтому важен конкурсный резерв — те учителя, которые действительно хотят попробовать свои силы, пусть даже в перспективе. Попав в конкурсный резерв и принимая участие в различных мероприятиях, такой человек может с рекомендацией клуба стать самовыдвиженцем. И такие случаи известны в истории проведения конкурса.
Самая ответственная часть работы — непосредственное участие в конкурсе. Причем важна поддержка команды наставников для всех участников на всех этапах: школьном, муниципальном, региональном. Ведь цель работы состоит не в помощи кому-то одному — наставники призваны помогать всем выдвинутым из резерва учителям, повышая уровень всей команды участников.
Рассчитывая на результат, нужно четко осознавать: цель — это финал, на который приезжают 90 лучших представителей регионов, а результативными будут 20. Кроме того, существует около десяти спецпризов, получение которых тоже можно считать результативным участием. Результата добьются далеко не все участники, и даже далеко не все достойно выступившие. Особенности оценивания конкурсных процедур — правила игры, которые нужно принять и понимать, что шанс не добиться результата всегда гораздо больше.
В случае грамотно организованной системной работы с конкурсными учителями очень важно понимать, что даже в случае неуспеха на любом этапе мы получаем хорошо подготовленного высококлассного учителя, который может и должен войти в команду наставников следующего года. Кроме того, системная подготовка позволяет получить целую команду таких учителей на уровне муниципалитетов, которые могут поддержать участников следующего года или даже участвовать в конкурсе снова. В истории проведения конкурса есть не один случай второго уже результативного участия в финале через положенные пять лет.
Разумеется, совершенно недопустимы любые попытки наказания учителя за неуспешное участие в любом этапе конкурса. Прошедшие конкурсную подготовку и испытания педагоги — ценный кадровый резерв, который нужно эффективно использовать после конкурса. Кроме того, ожидать какого-то результата после года-двух работы с учителями неправильно: такого рода системная подготовка всегда достаточно длительная по времени и затратная по ресурсам. После конкурса главная задача команды наставников — обеспечить психологически комфортный выход из конкурса при любом его результате. Мощный потенциал для саморазвития, заложенный подготовкой к конкурсным испытаниям, необходимо направить в нужное русло, обеспечив дальнейший профессиональный и личностный рост учителя. Данная модель успешно апробируется в нашей школе с 2019 года, и в качестве результата можно назвать участие в финале конкурса «Учитель года России-2019» Н. В. Скрыльниковой, призовое место в региональном этапе конкурса «Учитель года КЧР-2022» Г. И. Найденовой, призовое место в заключительном этапе конкурса «Воспитать человека-2020» Ю. А. Капалкиной, победу на муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный-2022» Е. В. Коваленко. В целом педагоги нашей школы дают результат в любом конкурсе, при этом финалистами конкурса «Учитель года России» стали шесть учителей. Считаем, это очень высокий показатель для сельской школы.
В целом по Северному Кавказу флагманским регионом по участию в конкурсе «Учитель года России» можно с уверенностью считать Чеченскую Республику, получившую с 2010 года восемь результатов, в том числе и абсолютную победу, а с 2020-го Чечня ежегодно дает результативных участников. Особенностью конкурсной подготовки здесь является, безусловно, организация на базе Чеченского государственного педагогического университета Педагогической мастерской Алихана Динаева, в которой конкурсная подготовка начинается со студенческой скамьи. Совместно с ЧГПУ и Институтом развития образования ЧР мастерская ведет огромную методическую работу именно в республике, организуя массу мероприятий для педагогов и студентов. К этой работе привлекаются конкурсные учителя и эксперты в области педагогики из многих субъектов страны, что влияет на общий уровень подготовки педагогических кадров региона.
Текст: Юлия Капалкина