Стране нужны квалифицированные специалисты, способные успешно решать задачи, связанные с модернизацией экономики и обеспечением технологического лидерства. Чтобы готовить таких специалистов, требуются принципиально иные инструменты, чем и занимается министерство.

7 июня 2022 года в Государственной думе России было положено начало масштабной работе по стратегическому изменению системы высшего образования РФ. Тогда на парламентских слушаниях, которые прошли по инициативе и под руководством спикера нижней палаты Вячеслава Володина, были сделаны принципиальные выводы о необходимости строить «национально ориентированную систему высшего образования, основанную на безусловном приоритете интересов и потребностей российского общества и государства».

Президент РФ Владимир Путин поставил эту задачу в ряд высших государственных приоритетов. Он обозначил принципы данной работы: необходимость «синтеза всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий», а также необходимость «все продумать, проработать до мелочей», чтобы переход на новую систему был плавным и создавал больше возможностей для студентов.

Новые уровни образования и сроки обучения. Во время выступления в Госдуме Валерий Фальков обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы. Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, который понимают и признают работодатели. В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию, что требует массового доучивания в магистратуре.

Вводится новый единый уровень — высшее образование. Он обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт. Например, это будет квалифицированный горный инженер, учитель математики, молекулярный биолог и т. д. Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста, с какой квалификацией подготовил вуз.

Сроки образования. Они должны быть достаточными для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей — инженеров, врачей, учителей — срок обучения составит в пределах пяти лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, скажем, в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения.

Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.

горный инженер 2.jpg

Специальности, отвечающие современным вызовам. «Никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии. Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта», — заявил Валерий Фальков.

Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.

«Мир стремительно меняется, и появляется растущий запрос на принципиально новых специалистов. На этот запрос мы ответим новыми специальностями. Такими, например, как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения», — подчеркнул министр.

Важнейший приоритет Стратегии развития образования — преподаватели вузов. «Мы сосредоточим внимание на мерах социальной поддержки, системе материальных стимулов, повышении квалификации и, конечно, снижении разного рода нагрузки», — пообещал руководитель Минобрнауки.

Практическая подготовка и гибкость. Планируется обновить государственные образовательные стандарты под новую модель высшего образования и новый перечень специальностей. Сейчас разработан и обсуждается макет такого стандарта.

«В основе стандарта будет фундаментальное профессиональное и социально-гуманитарное ядро. Принципы, которые положены в разработку стандарта, — обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента», — прокомментировал Валерий Фальков.

Курс на сближение ссузов и вузов. В рамках стратегии продолжится сближение двух уровней образования — среднего профессионального и высшего. В целом более 30% выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90% — на заочную форму. При этом 40% поступающих идут на инженерные специальности.

«Ситуацию необходимо менять, отсекая траекторию некачественного инженерного образования. Надо дать возможность лучшим выпускникам программы СПО через ЕГЭ или после получения практического опыта, что более предпочтительно, поступать на сокращенные программы высшего образования, но только в очной форме», — отметил министр.

Увеличить вовлеченность работодателей. С введением новой модели высшего образования вовлеченность работодателей будет увеличена. На Совете по науке и образованию при президенте РФ Общероссийский народный фронт привел данные опроса, согласно которому лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в совершенствовании программ инженерного образования.

«Наш ответ уже находится в Государственной думе. Это законопроект об учебно-методических объединениях в сфере образования. Мы поддерживаем предложение принципиально перезапустить участие в деятельности такого рода объединений за счет представительства в них работодателей. В составе ФУМО должно быть не менее половины работодателей. Тогда они будут действенно транслировать свои ожидания к системе высшего образования», — полагает Валерий Фальков. Льготные кредиты для приоритетных специалистов. Важное и необходимое изменение — переход к регулированию платного приема в вузы.

«Из 4,5 млн студентов 1,2 млн (примерно треть) обучаются экономике и юриспруденции. Последние пять лет мы последовательно сокращали бюджетные места на экономику, юриспруденцию. При этом 86% студентов обучаются на этих направления платно, что явно не соответствует запросам экономики. Платное обучение нужно нацелить на решение задач государства», — заявил глава Минобрнауки.

Он прокомментировал практику выдачи образовательных кредитов по ставке 3%. Анализ первого опыта нескольких лет выдачи таких кредитов показал, что большое их количество идет на субсидирование подготовки юристов и экономистов.

«Мы озвучили наши предложения, получили поддержку президента. Считаем, что льготные образовательные кредиты по ставке 3% должны предоставляться только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего, инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях», — подчеркнул Валерий Фальков.

 |