В приоритетном порядке будут решаться четыре важнейших для отрасли вопроса: развитие инфраструктуры, содержание существующей сети учреждений, материально-техническое оснащение и кадровая обеспеченность.

Темой «правительственного часа», состоявшегося в конце октября в рамках 11-го заседания Законодательного собрания Ростовской области, стали современные вызовы и возможности развития региональной системы образования.

Министр общего и профессионального образования РО Тамара Шевченко рассказала, что донская система образования входит в пятерку крупнейших в России. Она включает 1314 детских садов, 1140 школ, 331 учреждение дополнительного и 127 учреждений среднего профессионального образования.

В 2024 году завершается пятилетка национальных проектов, благодаря которой построены, отремонтированы и оснащены технологичным оборудованием учреждения образования. Следующий этап нацпроектов начинается в 2025 году. Для подготовки к участию в нем проведен мониторинг состояния региональной системы образования. По результатам анализа выявлены четыре основных направления работы: развитие инфраструктуры, содержание существующей сети учреждений образования, материально-техническое оснащение процесса образования и кадровая обеспеченность.

Председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко подчеркнул, что тема развития системы образования актуальна для всей страны. На Дону эта сфера находится в числе приоритетных.

«Каждый четвертый рубль областного бюджета идет на систему образования, — заметил спикер. — Сейчас вместе с губернатором, правительством региона мы обсуждаем основы бюджетной политики на следующую трехлетку, прежде всего на 2025 год. И очевидно, что нам необходимо так спроектировать бюджетные расходы, чтобы они в наибольшей степени решали задачи именно развития системы образования. Это вопросы капитального ремонта, модернизации существующих школ и учреждений дополнительного образования, методики преподавания и заработных плат педагогов. То есть целый комплекс задач».

новая школа на Левенцовке 2.jpg

К приоритетным задачам относится доступность для граждан школ и детских садов в надлежащем состоянии, оснащенных в соответствии с современными требованиями. «Из областного бюджета за три года выделены средства на ремонт 144 школ. Из них 86 объектов уже капитально отремонтированы, а до конца года завершатся работы еще на 20, — сообщил Александр Ищенко. — Но нам нужно не только ремонтировать старые школы, но и строить новые — там, где это необходимо, где есть потребность в большем количестве ученических мест».

При этом важно обеспечить комфортные условия, в которых будут учиться дети. «Комплексная задача для всех органов власти, причастных к системе образования, — обеспечить гармоничное сочетание разных факторов развития школ, детских садов и других образовательных учреждений», — заявил председатель Законодательного собрания.

Еще одним приоритетом является кадровая обеспеченность сферы образования. «Здесь речь идет не только о заполнении преподавательских вакансий, но и о грамотном распределении нагрузки среди учителей. Год от года меняется демографическое соотношение между учениками младших классов и старшеклассниками, и, безусловно, это требует изменений в системе образования», — выразил уверенность Александр Ищенко.

Заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области — председатель комитета по образованию Светлана Мананкина отметила, что с учетом демографических вызовов планы по развитию донской системы образования должны выйти за рамки привычного трехлетнего бюджетного цикла. «Для региональной системы образования тренды сокращения численности детей дошкольного и школьного возраста и увеличения количества молодых людей студенческого возраста — это не только серьезные риски, но и новые возможности, для реализации которых требуется стратегия развития донского образования на период до 2030-го и в перспективе до 2036 года на основе кластерного подхода, — подчеркнула Светлана Мананкина. — Кластеризация объектов общего и дополнительного образования позволит нивелировать негативные последствия сокращения числа учеников в возрасте до 16 лет. Помимо этого, такой подход позволит достичь оптимального баланса в соотношении числа педагогов и руководящих работников школ».

Вице-спикер ЗС РО указала также на необходимость масштабирования практики установки модульных быстровозводимых зданий для объектов образования. Прежде всего, в сельских территориях, где проблемы демографии усугубляются устойчивым миграционным оттоком. «На базе Региональной корпорации развития с привлечением местных производителей могут быть разработаны типовые дизайн-проекты таких модульных зданий, — заметила Светлана Мананкина. — К примеру, 450 донских школ не имеют актовых залов. Это вполне может быть модульная пристройка. Более 70 школ не имеют спортивных залов — тоже решение, вполне посильное для модульных зданий».

Также заместитель председателя Заксобрания обозначила проблему оттока молодых кадров в другие субъекты. По ее оценке, межрегиональная конкуренция за квалифицированных специалистов будет только нарастать, и, чтобы выиграть в этой гонке, необходимо поступательно увеличивать контрольные цифры приема как в СПО, так и в вузах. При этом объем и структура бюджетных мест должны соответствовать кадровой потребности региона.

Светлана Мананкина считает, что для преодоления дефицита кадров в сфере образования важно продолжить работу по совершенствованию системы оплаты труда, в том числе установить размер оклада учителя не ниже МРОТ, предусмотреть педагогам гарантированную доплату за работу наставниками и методистами, увеличить до 10 тыс. рублей выплаты за классное руководство в школах городов с населением свыше 100 тыс.

«Депутаты Законодательного собрания сделают все возможное, чтобы вместе с губернатором и правительством области конвертировать современные вызовы в новые возможности для дальнейшего развития донской системы образования», — резюмировала вице-спикер.

 |