Как этот процесс происходит в  столице Чувашии, рассказывает и.о. начальника управления образования администрации города Чебоксары Елена Сахарова.   

Материальная база

— Термин «цифровизация» все активнее входит в бытовой лексикон, вызывая различные по направленности эмоции — от восторга до паники. Сегодня только ленивый не обсуждает плюсы и минусы данного процесса, не всегда отдавая себе отчет в том, что же включается в его содержание. В настоящее время в контексте сферы образования цифровизация рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны.

Примечательно, что и в нормативных документах, и в научных изданиях трансформация информации, средств и методов, обеспечивающих ее освоение, разрабатывается применительно к школьному, профессиональному и дополнительному образованию. Цифровизация дошкольного образования упоминается лишь в публицистических работах, статьях, описывающих частный опыт педагогов и дошкольных образовательных организаций.Вместе с тем состояние обсуждаемого процесса в детских садах города Чебоксары создает достаточные основания для анализа опыта на муниципальном уровне.  В Чебоксарах функционирует 120  детских садов. Вопрос создания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях условий для внедрения цифровых технологий систематически прорабатывается с 2012 года. Мы изучили материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций, подготовку педагогических кадров для работы в условиях цифровизации образования, формирование и тиражирование позитивных практик применения цифровых технологий в дошкольном образовании. Материально-техническое оснащение создает необходимую базу для цифровизации образования. В детсадах Чебоксар уже более 10 лет применяется компьютерная техника в работе с детьми дошкольного возраста. За этот значительный период существенно изменился спектр оборудования, которое эксплуатируется в дошкольных организациях города в рамках реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования, адаптированных и дополнительных образовательных программ. Компьютеры позволяют расширить возможности визуального и аудиального восприятия детьми объектов и явлений, которые не входят в зону непосредственного воспитания. В отличие от печатных пособий, мультимедийные презентации, видео- и аудиозаписи гораздо детальнее передают образ объекта, что обеспечивает прочность освоения знаний, стимулирует познавательный интерес дошколят. Более значительный развивающий эффект имеет интерактивное цифровое оборудование, поскольку допускает использование обучающих программ с функцией автодидактизма — дифференцированной реакцией на включение ребенка в образовательную ситуацию. Более 82,7 % (101 ДОО) детсадов оснащены интерактивным оборудованием. 46,7% (57 ДОО) учреждений приобрели интерактивный пол, песочницу. 6,5% (8 ДОО) оборудовали интерактивные музеи. В 10,6% (13) садов организованы студии для занятий робототехникой.

Кадровый потенциал

— Организация воспитательно-образовательного процесса в цифровом пространстве требует от педагогов владения определенного рода компетенциями. В системе дошкольного образования города Чебоксары сложилась разноуровневая схема повышения квалификации специалистов ДОО в вопросах применения цифровых технологий в образовании. Базовый уровень схемы функционирует на уровне детсада. В каждом саду есть педагоги, в сферу профессиональных интересов которых входит проблема использования цифровых ресурсов в организации воспитания и образования. Из них формируется творческая группа, которая разрабатывает данное направление и представляет продукты своего поиска в рамках методического взаимодействия педагогов ДОО. На уровне муниципальной методической службы вопросы цифровизации дошкольного образования рассматриваются в процессе кустовых методических объединений педагогических сообществ. Курирует данное направление работы МАУ «Центр развития дошкольного образования» городской администрации. В задачу специалистов центра входит выявление ведущих практик применения компьютерных, в том числе интерактивных материалов и оборудования, их тиражирование, создание условий для овладения педагогами соответствующими компетенциями и творческого их применения. В  текущем году в связи с пандемией стремительный прорыв произошел в освоении технологий дистанционного взаимодействия. К ставшим привычными мессенджерам и соцсетям добавились интернет-платформы, позволяющие организовать общение в Сети довольно многочисленных групп пользователей. По результатам опыта детсадов в организации онлайн-общения с детским и родительским коллективом наиболее востребованной оказалась платформа zoom.us.


Тиражирование успеха

— Сегодня не менее 10% педагогов детсадов города активно транслируют в педагогическом сообществе собственные практики цифрового образования. Так, за последние три года число статей из опыта применения ресурсов цифровой образовательной среды выросло в три раза — со 137 в 2017 году до 411 в 2019-м. Большую часть из них составляют авторские методические разработки. В условиях самоизоляции был реализован муниципальный проект «Детский сад онлайн». Педагогам, детям и родителям пришлось в ускоренном и напряженном режиме осваивать новые навыки. Основными каналами общения стали мессенджеры, соцсети и облачные платформы, с помощью которых воспитатели и специалисты садов доводили до воспитанников и родителей информационный контент, заимствованный на профессиональных порталах в интернете и созданный самостоятельно. Контент был согласован с тематическим планированием, предусмотренным основной общеобразовательной программой детсада, и учитывал инициативу детей: до 33% образовательных сетевых событий были посвящены темам, которые предложили дошкольники. Сегодня мы можем сказать, что муниципальная система дошкольного образования имеет значительные достижения в деле создания цифровой образовательной среды в ДОО. Накопленный опыт стимулирует педагогов, органы управления образованием к дальнейшему совершенствованию практик организации образования дошкольников в условиях цифровизации. 

 |