Я абсолютно уверена, что можно органично и неформально ввести тему семейных ценностей в уроки русского и литературы, не меняя календарно-тематическое планирование или содержание примера.

— Возьмем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Его уже около ста лет изучают в рамках курса литературы в школе. Но в каждую веху нашей истории по-разному. Во время Великой Отечественной войны акцент делался на «мысль народную», на «дубину народной войны». Роман-
эпопею начинали изучать еще в 5-6-м классе, не всю, конечно, а эпизод участия в войне и смерти Петра Ростова — такой скорой, обидной и неосторожной. Зачем? Чтобы предостеречь от ошибок юных ребят, рвущихся в партизаны или помогать взрослым на фронт. В послевоенные годы пришла традиция рассматривать Пьера как будущего революционера, будущего декабриста, акцент делался на этом. Не пришла ли пора сделать акцент на «мысль семейную»?

Есть много произведений классного и внеклассного чтения, где тему семьи можно рассмотреть, даже если она не лежит на поверхности. Например, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Совершив преступление, Раскольников чувствует себя отрезанным от всего мира, от всех людей. И, что самое страшное, от своей семьи. Надежда на хоть какое-то утешение испаряется, а муки становятся лишь сильнее, потому что путь в самое сокровенное, самое важное место для человека — в лоно семьи — закрыт.

Как тут не вспомнить «Телеграмму» К. Г. Паустовского, «Дары волхвов» О. Генри, «Куст сирени» А.И. Куприна? О семье можно поговорить при изучении «Вишневого сада» А. П. Чехова, рассказов А. П. Платонова «Никита» и «Юшка» и о множестве других программных произведений.

Ничего так не подсвечивает ситуацию в стране, как темы итоговых сочинений по русскому языку. Если наши родители размышляли о юных революционерах и о роли каждого в жизни всей страны, то сейчас все больше тем, касающихся самоопределения, жизненных целей, нравственности и жизненных ценностей. Когда дети пишут о жизненных ценностях, они называют много хороших и правильных вещей: долг, честь, дружбу, любовь, патриотизм. Они называют и семью тоже. Но почему бы нам не дать более узкую, конкретную тему, как, например, «Ценность семьи в жизни человека», и поразмышлять над ней, подбирая материал для аргументации? Безусловно, не злоупотребляя частотой использования однообразных тем в курсе предмета.

Нельзя говорить о школе, не затрагивая тему воспитания.

Если бы вам в виде схемы предложили изобразить взаимодействие учителя, родителя и ребенка, что бы вы нарисовали? Треугольник? Круг? Может, это вообще не замкнутая фигура?

Что бы вы ни выбрали, вы правы. Нет единственно правильной и единственно работающей схемы взаимодействия.

Но всегда ли родители действительно вовлечены в работу этого треугольника? Можем ли мы помочь как советники директоров по воспитанию? Думаю, да. Один из выходов — создание детско-взрослого сообщества. Это не тот случай, когда мы на мероприятие приглашаем одного-двух родителей или берем в поездку для сопровождения. Это мероприятия, в которых равноценно родители участвуют вместе со своими детьми. Может быть, не каждый родитель из каждой семьи, но в большей степени.

Как это может выглядеть? Моделей достаточно много, каждая школа может придумать какую-то свою, подобрать те, которые подходят под их географическое положение, под их ценности, которые в школе становятся во главу угла. Так, например, я знаю, что у нас в Ставропольском крае в горных районах есть клуб туризма, где дети с учителями и родителями каждую весну ходят в походы, поднимаются в горы. И это плановое постоянное мероприятие, в котором участвуют и родители, и дети.

Я понимаю, что это работа вдолгую, это работа изначально не самая простая, но она очень полезная и имеет место быть.

Не думаю, что кто-то не знает про «Движение первых». Это такая глобальная волна, которая помогает нашим детям реализовать свои таланты во многих областях. Но, кроме того, внутри «Движения первых» есть отдел «Родные — Любимые», где идут работа с родителями и тоже создание детско-взрослого сообщества. Если вы зайдете, например, в сообщество «Родных — Любимых», то увидите, что только за последние пару недель они предложили для детей с родителями несколько акций, совместных игр, мероприятий и выпуск подкаста с экспертом. Наш лицей тоже принимал участие в работе этого блока: мы составляли план мероприятий (к Году семьи) и выступали с этим проектом, который был создан родителями совместно с детьми и при поддержке учителя. Это было очень интересное взаимодействие.

Не будем забывать, что есть неполные семьи, и очень важно, что в детско-взрослых сообществах или акциях и мероприятиях ребята видят сильную фигуру отца.

Третья область, на которую я хотела бы обратить внимание, — просветительская деятельность. У меня как у учителя-блогера эта работа происходит на многих площадках: в «Дзен», ВК, «Я.Музыка», на которой транслируются подкасты. Кроме того, как наставник-просветитель при Министерстве просвещения России я взаимодействую с учителями-просветителями всей страны, сейчас создаю краевое сообщество наставников-просветителей, где мы разрабатываем блок работы с родителями в том числе.

Форм работы, которые мы уже прописали во взаимодействии учителей-наставников с родителями, достойное количество. Это и интервью с родителями, которые являются учителями, психологами, с родителями из многодетных семей, это и подкасты со специалистами, которые будут освещать вопросы, актуальные для родительской общественности, это и обратная связь, когда можно задать любые вопросы в безопасном месте, не боясь, что получишь негативный ответ, потому что нашей целью является желание помочь.

Подводя итог, хочу еще раз повторить фразу, которую я в последнее время говорю и пишу очень часто: контент, который в огромном количестве вокруг нас, вокруг наших детей, сам по себе не является содержанием. Он является содержанием только в речи учителя. Я не думаю, что нам нужно что-то ломать, что-то выбрасывать, что-то добавлять в школьную программу. Мы просто можем выбрать направление воспитательной работы и выбрать угол зрения, чтобы подсветить, укрепить семейные ценности в тех темах, которые и так уже есть в нашем календарно-тематическом планировании.

Текст: Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея № 14 г. Ставрополя, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021

сем ц1.jpg

сем ц2.jpg