В Год педагога и наставника особых слов благодарности заслуживают донские учителя, чей высокий профессиональный уровень известен на всю страну.

Тамара Сергеевна, как система образования Ростовской области встретила новый учебный год? Сколько учащихся, в том числе первоклассников, сели за парты? Сколько учителей и какой квалификации будут работать с ними?

Всего 1 сентября за парты сели 468 тыс. школьников, в том числе 49 тыс. первоклассников. В общеобразовательных организациях с детьми работают 28,2 тыс. учителей, из них высшей и первой категорий — 19 тыс. Все они имеют педагогическое образование и соответствуют квалификационным требованиям.

С нового учебного года в школах Ростовской области для создания комфортных условий для всех участников образовательных отношений в единстве образовательного пространства России введены федеральные основные общеобразовательные программы. Продолжено плановое введение ФГОСов общего образования. Для решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета страны внедрена Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. В расписание занятий обучающихся с 6-го по 11-й класс в рамках внеурочной деятельности включены профориентационные уроки «Россия — мои горизонты». Они помогают совместить потребности экономики, рассказать ребятам о наиболее значимых производствах области и представить мир профессий.

DSCF8604.jpg

В рамках национальных проектов «Образование» и «Демография» на Дону активно формируется современное образовательное пространство. Сколько школ и детских садов построено и капитально отремонтировано в регионе за последние годы, сколько — в планах? Как ввод этих объектов способствует решению задачи, связанной с обеспечением доступности и качества дошкольного и общего образования?

Радость детей от учебных открытий и искренний интерес учителя к возможностям ребенка также зависят от образовательной инфраструктуры и совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений. Для достижения этих целей в Ростовской области реализуются национальные проекты «Демография» и «Образование». За пять лет в их рамках построены и введены в эксплуатацию 7 общеобразовательных школ на 6330 мест (в Ростове-на-Дону, Донецке, Таганроге, Шахтах, Волгодонске и Октябрьском районе) и 25 детских садов на 3620 мест (в Ростове-на-Дону, Шахтах, Таганроге, Каменске-Шахтинском, Егорлыкском, Советском, Мясниковском, Аксайском, Неклиновском, Чертковском, Красносулинском, Волгодонском и Октябрьском районах). Новые детские сады и школы — не просто вновь построенные здания. Это образовательные пространства, отвечающие современным требованиям и оснащенные всем необходимым учебным оборудованием.

Модернизация образовательных учреждений проводится и за счет капитального ремонта зданий. Так, за три года на Дону комплексный капитальный ремонт зданий выполнен в 29 школах и 4 детских садах. До конца 2023 года завершатся работы еще в 4 школах и 3 детских садах. В 2024–2025 годах планируется ввести в эксплуатацию после капремонта 22 школы и 1 детский сад в Ростове-на-Дону на 184 места.

Наш приоритет — создание комфортной и безопасной образовательной среды.

Также в рамках нацпроекта решается задача, связанная с перезагрузкой системы среднего профессионального образования. Какой вклад учреждения СПО, действующие на территории области, вносят в подготовку квалифицированных кадров для экономики? Какие специалисты наиболее востребованы у работодателей?

Колледжи и техникумы находятся сейчас в центре внимания государства — и как кузница специалистов среднего звена и рабочих, необходимых экономике, и как образовательный выбор подростков. Наиболее востребованными у работодателей являются инженерные кадры, специалисты в области информационных технологий, медицинские работники, специалисты в сфере строительства, специалисты по логистике, специалисты по управлению производством.

На Дону успешно реализуется отраслевой подход к подготовке кадров, работодатели активно сотрудничают с колледжами, участвуют в разработке учебных программ и организации практики студентов: открыто 96 современных мастерских, более 400 центров проведения демонстрационного экзамена, а также 7 учебно-производственных участков на предприятиях ключевых работодателей региона.

Колледжи модернизируются и теснее интегрируются с экономикой. С 2022 года мы активно участвуем в федеральном проекте «Профессионалитет». Первый кластер (железнодорожного транспорта) создан на базе техникума Ростовского государственного университета путей сообщения при поддержке ОАО «Российские железные дороги». В сентябре 2023 года открыты еще два кластера: «Металлургия» на базе Таганрогского техникума машиностроения и металлургии «Тагмет» и «Строительство» на базе Ростовского-на-Дону строительного колледжа.

Новая школа в Волгодонске.jpg

Каковы приоритеты развития системы дополнительного образования на Дону? Успешный опыт каких учреждений заслуживает особого упоминания и тиражирования в муниципальном, региональном и федеральном масштабах?

Среди приоритетов — повышение доступности и увеличение охвата детей дополнительным образованием. В кружках, секциях ребятам помогают с самого раннего возраста раскрыть свои способности, попробовать себя в разных сферах: науке, техническом творчестве, спорте, музыке, искусстве.

В рамках национального проекта «Образование» развивается региональная экосистема дополнительного образования. Созданы новые образовательные пространства: технопарки «Кванториум», центры «IT-куб» и «Точка роста», в которых дети могут самостоятельно конструировать летательные аппараты, программировать приложения или экспериментировать над микроорганизмами, развивать свои знания в информационных технологиях.

В систему дополнительного образования активно вовлекаются школы, на их базе создаются спортивные клубы и театры.

В помощь родителям и детям запущен региональный интернет-ресурс «Навигатор дополнительного образования Ростовской области». В нем размещено уже свыше 20 тыс. дополнительных программ.

С 2023 года на Дону стартовал проект по внедрению системы персонифицированного финансирования, в основе которого лежит принцип равного доступа детей к получению дополнительного образования. К 2024 году не менее 25 % ребят, проживающих в области, получат электронные социальные сертификаты, которыми можно оплатить за счет государства секции и кружки.

Лучшими учреждениями дополнительного образования являются Областной центр технического творчества, Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, Центр развития творчества детей и юношества г. Новошахтинска, Центр воспитания и досуга «Эстетика» г. Новочеркасска.

«Учитель года» — главный конкурс для педагогов, но не единственный. Есть конкурсы для учителей-предметников, классных руководителей, допобразования, воспитателей и т. д. Что меняет в жизни учителей участие в таких соревнованиях?

Конкурсы профессионального мастерства играют важную роль в развитии компетенций современного учителя. Это не только фестиваль педагогического творчества, но и обмен опытом и поиск ответов на вызовы времени. Конкурсы позволяют выявить лидеров, способных к реализации инноваций в системе образования. Они открывают дорогу для личностного и карьерного роста, объединяют лучшие педагогические кадры и способствуют популяризации профессии учителя.

В 2023 году у нас отличные результаты. Учитель начальных классов Юридической гимназии им. М. М. Сперанского г. Ростова-на-Дону Арина Микова одержала победу во Всероссийском конкурсе «Открывая страну». Победителями и призерами конкурсных испытаний в рамках проекта «Без срока давности» стали школа № 8 Белокалитвинского района, школа № 92 и лицей № 50 при ДГТУ г. Ростова-на-Дону. Преподаватель Волгодонского техникума металлообработки и машиностроения Мария Томилина вошла в число призеров Всероссийского конкурса работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». Воспитатель детского сада № 35 г. Батайска Василиса Криворот стала лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Учитель математики школы № 4 г. Батайска Андрей Летцев прошел в финал Всероссийского проекта «Классная тема!», где поборется за главный приз — авторскую программу на федеральном телеканале.

Донская педагогическая школа — одна из сильнейших в России. В Год педагога и наставника наши учителя подтверждают это своими значимыми достижениями.

204fac068126dc6456f3_2000x 1.jpg

Завершается год, объявленный в России Годом педагога и наставника. Он был призван решить целый ряд важных задач, и прежде всего повысить престижность профессии учителя, привлечь в школы молодых и талантливых специалистов. Как эта задача решается в Ростовской области?

Показать важность труда педагога для настоящего и будущего нашей страны, выразить глубокое уважение к учителям, повысить интерес молодых способных ребят к профессии — вот стратегические задачи, которые стоят перед государством и обществом не на один год. Особое внимание к ним привлечено в Год педагога и наставника.

Событиями разной тематики в нынешнем году охвачено все педагогическое сообщество Дона, задействованы учащиеся и их родители. Проведены как торжественные мероприятия, так и образовательные, способствующие дальнейшему развитию отрасли в целом.

Впервые в Ростовской области состоялась психолого-педагогическая олимпиада имени К. Д. Ушинского. Благодаря целеустремленности и трудолюбию ребятам удалось проявить себя не только в регионе, но и в заключительном этапе олимпиады.

Министерство ведет активную работу по привлечению молодежи к педагогической деятельности. На базе школ функционируют профильные психолого-педагогические классы, в которых обучаются уже 3,5 тыс. старшеклассников. Они знакомятся с основами педагогической профессии. Подготовка кадров для системы образования ведется на базе 7 вузов и 8 учреждений СПО. Ежегодный выпуск составляет около 3 тыс. молодых специалистов.

Для привлечения педагогов в образовательные организации реализуется ряд мер социальной поддержки. Так, учителям компенсируются расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляются выплаты молодым семьям на приобретение или строительство жилья, предоставляется возможность участия в программе «Земский учитель», а также приобретения жилья в ипотеку под 1 % для выпускников-отличников педагогических направлений.

Активно развивается институт наставничества. Опытные коллеги всегда окажут помощь и поддержку молодым коллегам. Наши школы имеют огромный опыт работы в данном направлении.

Перечисленный комплекс мер обеспечивает всестороннюю и эффективную работу для привлечения молодых педагогов в образовательные организации региона. Ежегодно увеличивается количество молодых специалистов в сфере образования.

 |