— Профессия учителя с древних времен была одной из самых почитаемых и уважаемых. Именно педагог является наставником и воспитателем юных граждан, передавая свои знания и жизненный опыт, а значит, формирует будущее не только отдельно взятого человека, но и общества в целом. Однако в последние годы мы видим существенное падение престижа профессии. Сегодня система образования во многом не отвечает вызовам времени, особенно в части притока в профессию лучших кадров, ведь и отношение к учителю в нашей стране, к сожалению, довольно снисходительное, да и финансовое положение оставляет желать лучшего. Эти вопросы нуждаются в кардинальном и незамедлительном решении, иначе мы рискуем остаться с очень слабой системой начального, среднего и профессионального обучения, что в конечном итоге серьезно скажется на конкурентоспособности нашей страны на международной арене.

Меры, которые могли бы значительно повлиять на решение озвученной проблемы, на самом деле простые и не требуют от общества сверхусилий. В первую очередь необходимо пересмотреть систему оплаты педагогов и устранить колоссальный разрыв, который от региона к региону может составлять 300-400%. Очевидно, что у многих регионов, в первую очередь дотационных, просто нет средств для того, чтобы платить учителям достойную заработную плату. Вопрос оплаты труда педагогов необходимо вынести на федеральный уровень с перераспределением налоговых поступлений и, возможно, с добавлением ассигнований из госбюджета. Важно, чтобы размер зарплаты был жестко привязан к квалификации педагога, стимулировал его к повышению профессионального уровня. Таким образом, труд учителей будет достойно оплачен государством, они не будут зависеть от главы региона или директора своего учебного заведения, не будут унижаться, хватая дополнительные часы и репетиторство. Сам учитель станет полноценным государевым человеком, престиж профессии многократно повысится.

Дополнительно привлечь лучшие кадры в профессию нужно и другими методами. В первую очередь — формированием системы лояльности, куда нужно включить повышенное пенсионное обеспечение и решение вопроса с жильем. Сегодня эта система отлично работает в Минобороны. Для учителей также можно было бы предусмотреть возможность получения повышенной пенсии за счет непрерывного (это крайне важно!) стажа, систему обеспечения жильем с некоторыми оговорками тоже можно взять у военных: пришел на работу в школу — получи беспроцентную ссуду на покупку или строительство жилья, отработал пять лет — государство платит за тебя часть кредита и т.д. Все это можно было бы отрегулировать специальным законом «О статусе педагогического работника».

На мой взгляд, перечисленные шаги позволят нам в кратчайшие сроки значительно усилить кадровый потенциал сферы образования, обеспечить приток в педагогические вузы лучших абитуриентов и последующее удержание в системе лучших педагогов, которые сегодня зачастую вынуждены искать лучшей доли на стороне.

 |