Несмотря на то, что 2024 год назван Годом семьи, и значит, теперь про семью мы будем говорить много и часто, классный коллектив (впрочем, как и педагогический) всегда ассоциировался у меня с семьей. Почему именно с семьей, а не просто с сообществом или коллективом? Наверное, потому, что я, филолог, в первую очередь думаю о значении слова и его истории.

В толковом словаре С. И. Ожегова говорится, что «семья — это группа живущих вместе родственников». В переносном смысле семья — единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. А в словаре В. И. Даля нет отдельной статьи «семья», но есть статья «семейство». Сейчас мы различаем эти два слова. Однако у Даля они являются синонимами. Семейство (семья) — совокупность близких родственников, живущих вместе.

Понятие «семья» есть и в языкознании. О семье языков — группе родственных языков — мы с ребятами ведем разговор почти каждый год в сентябре, на первых уроках русского языка. Подчеркиваем при этом величие, красоту и особую силу славянской ветви.

А еще семья — социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества.

Конечно, семья — межпредметное понятие. О нем говорят и учителя русского языка и литературы, и историки, и преподаватели экономики, и биологи, и математики.

Конечно, как филолог я часто обращаюсь к слову «семья» как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На первом мы изучаем семантику слова, его родственные компоненты, морфемный состав, находим пословицы и поговорки со словом «семья». На втором поле деятельности становится более широким, и мы можем говорить о семьях великих писателей, о семейных отношениях внутри художественного произведения. Стоит вспомнить только семьи Ростовых и Болконских в романе-эпопее великого Л. Н. Толстого.

Но сейчас важнее сказать о том, что я как классный руководитель могу сделать для реализации политики президента.

1 сентября 2023 года впервые за долгое время я стала классным руководителем 5-го класса. Поскольку в нашем лицее предусмотрена ранняя профилизация детей, то уже с 5-го класса они выбирают, в какой класс — информационно-технологический, естественно-научный или экономический — они пойдут учиться. В моем экономическом классе — 30 человек: 17 детей пришли из одного класса, 7 — из другого, 6 ребят перешли в лицей из других школ.

Первые месяцы мы притирались друг к другу. Но позднее решили разработать правила нашей классной семьи, следовать которым надо неукоснительно. Я расскажу о некоторых из них. Мы с ребятами ценим, уважаем, поддерживаем каждого в нашей семье, помогаем друг другу, рассказываем о своих проблемах и пытаемся их решить (с классным руководителем или все вместе), путешествуем и проводим каждую вторую субботу месяца вместе.

Казалось бы, мы не открыли Америку. Но когда каждый выполняет то, что мы решили выполнять вместе, довольны все.

Мне хотелось бы рассказать о наших субботах. Решение проводить в субботу время вместе пришло к нам не сразу. Мы с ребятами поняли, что урочного и внеурочного времени в лицее нам мало: мы не успели наговориться, поиграть, спросить. Поэтому теперь каждую вторую субботу месяца встречаемся и, заранее договорившись, смотрим выбранный заранее фильм. Мы не просто смотрим, мы проводим целую исследовательскую работу: кто-то рассказывает историю появления фильма, кто-то знакомит с актерами и режиссерами, кто-то находит интересные факты о фильме или актерах. После просмотра обсуждаем то, что увидели, оцениваем игру актеров, иногда предполагаем, как фильм мог бы закончиться еще.

Порой мы понимаем, что фильм смотреть не хочется, а значит, суббота превращается в день игр. Наши любимые — «Крокодил», «Менеджер», «Балда». Игры учат нас не только логике и внимательности, но и усидчивости, терпению.

Пожалуй, самые любимые субботы — это кулинарные мастер-классы. Теперь мои пятиклассники умеют мастерски разделывать и запекать рыбу, печь блины и готовить пирожные.

Знаете, что самое удивительное? Первые две субботы мы с детьми встречались без родителей. Взрослые отнекивались, ссылаясь на занятость и домашние дела. Третья и последующие субботы не проходили без родителей. Я не добивалась этого специально, но я рада тому, что мы можем провести свободное время именно так — весело, дружно и с пользой.

Традиция таких суббот живет в нашем лицее уже шестой год. Сейчас уже трудно вспомнить, кто был тем первым классным руководителем, который решил так сплотить детей. Тогда еще учебный год не был назван Годом семьи, но потребность быть такой уже выявилась.

Мы, как и любая школа нашего региона, проводим мероприятия с родителями и для родителей: родительские собрания, просветительские встречи, всеобучи с психологом. Но, в отличие от многих, стараемся придать этим мероприятиям не только системность, но и особый шарм.

Школьные праздники мы готовим вместе с родителями. Например, для регионального фестиваля сказки на иностранном языке декорации и костюмы сделали и сшили родители. Для ежегодного фестиваля талантов сценарии для классов писали дети, классные руководители и родители. Выпускной вальс ставят в этом учебном году тоже наши родители. Родители становятся героями четверговых занятий «Россия — мои горизонты», знакомя с профессиями.

Родители в лицее сегодня — не только наблюдатели и контролеры процесса обучения и воспитания, они такие же участники нашей школьной жизни. Мы все — семья, в которой чтут мнение старших, заботятся о младших, берегут традиции, потому что они позволяют развивать в наших детях уважение, доброту и порядочность.

Так что же я представляю собой как знаменатель дроби? Каким я должна быть классным руководителем, чтобы моя маленькая в рамках школы, но такая большая в жизни семья была счастливой и крепкой? Думаю, основой всего является любовь. Любовь к каждому члену твоей семьи, любовь к делу, которым занимаешься, любовь к жизни. Как оказалось, все просто: в основе всего — любовь.

Текст: Анастасия Мингачева, учитель русского языка и литературы Губернаторского лицея № 100 г. Ульяновска, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017