Сегодня вуз продолжает идти в ногу со временем и демонстрирует активную вовлеченность в приоритетные направления социального и экономического развития республики и страны.
Ровесник республики. Стоит ли говорить, насколько важным было для новообразовавшейся республики это событие — открытие первого вуза? Его основателем стал известный ныне ученый, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РИ Суламбек Холохоев, который в 1993 году занимал должность полномочного представителя республики в Дагестане. Сначала по инициативе Суламбека Татриевича в Назрани открыли учебно-консультационный пункт Махачкалинского филиала Международного института бизнеса и права Сан-Марино. Спустя три года на его базе был создан институт. Для начала были взяты в аренду два полузаброшенных корпуса бывшего сельскохозяйственного техникума, пребывавших в аварийном состоянии. Там провели реконструкцию и капремонт, в сжатые сроки возвели еще один учебный корпус. Учебные корпуса оснастили всем необходимым, уже тогда первый ингушский вуз имел прекрасную библиотеку с современной учебной и методической литературой. В июле 1996 года Институт экономики и правоведения стал полноправным самостоятельным вузом, получив лицензию Минобразования России на право осуществления образовательной деятельности. Редкие деловые качества, организаторский талант, твердость характера и сила духа позволили Суламбеку Татриевичу добиться своей цели, и институт быстро стал флагманом в подготовке специалистов, остро востребованных на рынке труда. В профессиональном сообществе вуз неоднократно признавали одним из лучших в СКФО. Эту высокую планку он держит и сегодня под руководством и.о. ректора Александра Бажанова, а также учредителей, научной династии Холохоевых.
Студенты в приоритете. Сегодня в Институте экономики и правоведения обучаются порядка 700 студентов. Это небольшое количество, но зато ни один учащийся не остается без внимания преподавателей. Обучение в вузе платное, но для основателя Сулмабека Холохоева было принципиально важно, чтобы эта плата с учетом низких доходов населения оставалась умеренной, — таковой она остается и сейчас. Некоторые из студентов по решению учредителей вуза обучаются бесплатно — это сироты и спортсмены. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждении создали доступную среду.
«Студенты — это наше лицо. Конечно, мы следим за их успеваемостью, поддерживаем дисциплину на должном уровне, у нас все ребята максимально вовлечены в учебный процесс, — рассказывает проректор по учебной работе, почетный работник сферы образования РФ, кандидат экономических наук, доцент Фатима Хамхоева. — Наши сильные стороны — это высококвалифицированный педагогический состав и развитая научно-образовательная среда. Почти все наши преподаватели имеют ученые степени, активно вовлечены в научную работу, публикуются в авторитетных научных журналах, под их руководством наши студенты регулярно участвуют в межрегиональных научных конференциях и занимают призовые места. Также мы на постоянной основе сотрудничаем с практикующими специалистами (у нас, например, читают лекции заместитель председателя Правительства РИ Микаил Илезов, председатель Конституционного суда РИ Аюп Гагиев и другие), а также с авторитетными учеными из других университетов. Важно, что все мы постоянно повышаем квалификацию по своим направлениям, осваиваем нейронные сети, искусственный интеллект, новые информационные технологии и др. Мы никогда не стоим на месте, постоянно улучшаем материально-техническую базу. Так, например, совсем скоро обновим современным оборудованием компьютерные классы. Гордимся мы и своей библиотекой с богатым книжным фондом: у студентов всегда есть доступ к актуальной литературе по экономическим и юридическим дисциплинам, а главное — у них есть доступ к электронной библиотеке».
Преподаватели института видят свою задачу в том, чтобы не только подготовить специалиста-профессионала, но и воспитать богатую в духовно-нравственном отношении личность, способную к самореализации и самосовершенствованию, сформировать в каждом студенте потребность в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.
Важным показателем эффективности работы института является тот факт, что все его выпускники востребованы на рынке труда — ребята устраиваются по профессии в государственные органы власти (суды, администрации районов, министерства и др.) или на частные предприятия как на территории Ингушетии, так и за ее пределами.
Вперед в будущее. Институт не останавливается в своем развитии. В скором времени здесь планируют внедрить дуальное образование, при котором практическая часть подготовки будет проходить на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе института. Кроме того, планируется открыть магистратуру по юриспруденции. «Также мы планируем открыть новое направление — педагогическое. Это очень востребовано в связи с дефицитом педагогических работников», — поделилась проректор по учебной работе, почетный работник сферы образования РФ, к. э. н., доцент Фатима Хамхоева.
Учителей начальных классах готовят и в социально-педагогическом колледже, одном из самых молодых профессиональных учреждений республики, учредителем которого является Ислам Холохоев. Колледж расположен на территории вуза, поэтому между учреждениями налажено тесное взаимодействие. За недолгое время учреждение зарекомендовало себя с положительной стороны — как достойно пополняющее профессиональными кадрами разные отрасли народного хозяйства и социальной сферы республики. Обучение здесь ведется и по таким специальностям, как «Сестринское дело. Медицинская сестра / медицинский брат», «Финансы. Финансист»; «Правоохранительная деятельность. Юрист»; «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Техник»; «Информационные системы и программирование. Программист».
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение дисциплинарной, междисциплинарной и профессиональной модульной подготовки, учебной практики, всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных учебными планами по программам подготовки специалистов среднего звена. Студенты колледжа являются активистами волонтерской деятельности республики, принимают активное участие во всех республиканских общественных мероприятиях, в том числе в научно-практической деятельности как в республике, так и в пределах СКФО. Выпускники работают в организациях здравоохранения, образования, в органах законодательной и исполнительной власти.
Такие образовательные учреждения обеспечивают надежное социально-экономическое развитие молодой республики.