Одна из самых молодых республик России с момента своего образования из-за слабого развития инфраструктуры и низких темпов строительной отрасли испытывала многолетние проблемы с наличием свободных мест в детских садах и школах. При растущей по экспоненте рождаемости паспортные мощности образовательных учреждений перекрывались втрое. Это связывало руки родителям, которые вынуждены были не работать и воспитывать детей, а также увеличивало нагрузку на школьных учителей, в классах которых учились по 30-40 детей в несколько смен.
Лишь в последние годы с началом реализации ряда нацпроектов ситуация в образовательной сфере начала заметно улучшаться. Только в текущем году в рамках реализации региональных проектов «Современная школа» и «Содействие занятости» национальных проектов «Образование» и «Демография» в Ингушетии уже открыты 4 общеобразовательные организации на 2880 ученических мест и 15 организаций дошкольного образования на 3200 мест. До конца года по соглашению между Министерством просвещения России и Правительством РИ планируется сдать 15 школ общей мощностью 10 355 мест и 9 детских садов на 1950 мест.
А в ближайшие три года в рамках нацпроекта «Образование» планируется построить дополнительно 20 объектов общего образования проектной мощностью 10 523 ученических места.
«У нас произошло переформатирование системы образования в рамках реализации национальных проектов. «Сегодня все школы используют инновационные технологии в процессе обучения, — говорит министр образования и науки РИ Эсет Бокова. — Республика — рекордсмен в России по вводу в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, что позволило, с одной стороны, развязать руки родителям, с другой — разгрузить перегруженные учениками уже существующие школы. Для стопроцентной доступности общего образования и перехода на односменный режим обучения с учетом уже строящихся школ и планируемых к строительству в Ингушетии до 2024 года необходимо построить дополнительно 20 общеобразовательных учреждений на 12 620 мест».
Переформатирование системы коснулось и дополнительного образования, которое в настоящее время в республике переживает серьезные перемены, включающие в себя формирование новых управленческих и организационных механизмов. Как заметили в региональном министерстве образования и науки, в настоящее время «необходимо реализовать целостную, системную программу развития дополнительного образования детей. Особое внимание уделить естественно-научному и техническому направлениям дополнительного образования».
В связи с этим в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в сельских местностях и малых городах на базе 71 общеобразовательной организации были созданы многофункциональные центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», где предусмотрена работа с детьми с использованием робототехнических конструкторов. Работа в этих центрах позволила учащимся не только заниматься практической отработкой учебного материала по физике, химии, биологии, но и совершенствовать свои знания по программам дополнительного образования естественно-научной и технологической сфер.
В рамках другого проекта — «Очно-заочное отделение», реализуемого совместно с заочной физико-технической школой МФТИ (ЗФТШ), было создано 48 групп, которые получат возможность заниматься по профильной дополнительной программе ЗФТШ. В рамках проекта учителя физики, математики, информатики и химии ведут занятия по физике, математике и информатике.
В работу кружков вовлечены 1056 ингушских учащихся.
В ходе реализации еще одного федерального проекта — «Успех каждого ребенка» в 2020 году были проведены мероприятия по созданию 300 новых мест допобразования детей в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
Также реализуется проект «Билет в будущее». 22 педагога-навигатора в рамках данного проекта завершили тестирование по программе повышения квалификации, вебинары по методологии и содержанию Всероссийских профориентационных уроков. 717 детей прошли онлайн-диагностику и до 30 ноября текущего года должны принять участие в профориентационных пробах.
Интересный проект будет реализовывать региональное министерство образования и науки совместно с компанией «Яндекс». Уже утверждена дорожная карта по запуску проекта «Яндекс.Лицей», который поможет школьникам 8-11-х классов научиться промышленному программированию.
Сегодня в республике действуют 12 центров дополнительного образования, в числе которых детский технопарк «Кванториум», оснащенный высокотехнологичным оборудованием. Школьники занимаются по нескольким направлениям: робоквантум — роботостроение, IT-квантум — работа с объектами IT-инфраструктуры, автоквантум — проектирование, создание и испытание полностью действующего дистанционно пилотируемого прототипа транспортного средства.
К началу нового 2022 учебного года в республике должен появиться первый Центр для одаренных детей, в котором ежемесячно будут проходить обучение около сотни ребят. Новый проект станет ингушским аналогом образовательного центра «Сириус». Предполагается, что специалисты учреждения будут заниматься выявлением и развитием одаренных детей по трем направлениям — спорт, наука и культура. В настоящее время проводится формирование технического задания для участия в конкурсе на приобретение оборудования, на что уже выделено 225 млн рублей.
При этом не осталась в стороне и забота о профессиональном развитии самих педагогов.
30 сентября в Ингушетии состоялось открытие Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Центр, создание которого велось в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», запущен на базе школы № 13 Назрани.
В центре созданы все условия для начала непрерывного процесса улучшения проф-
компетенций и повышения квалификации педагогов и управленческих кадров образовательных организаций региона. Центр непрерывного повышения профмастерства призван обеспечить персонифицированное повышение квалификации и адресную поддержку педагогов на основе выявленных профессиональных дефицитов. Современное образовательное пространство оснащено аудиториями с компьютерной техникой, студией для записи цифрового контента, конференц-залом, оборудованным системой видео-конференц-связи.
«Образование в Ингушетии — одно из самых важных социальных направлений, — уверен глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. — Нацпроект «Образование» позволил нам развить образовательную инфраструктуру. Ежегодно в регионе вводятся в строй десятки школ и детских садов. Это современные здания со всеми условиями, необходимыми для эффективного учебного процесса. В них не только дают знания из учебников, но и приобщают к разным занятиям: к игре в шахматы, к робототехнике, к спорту и разным творческим процессам. Нам нужно грамотное, образованное, перспективное поколение, которое поможет региону стать одним из успешных субъектов РФ».