— Нижегородская область участвует в реализации девяти федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования». В прошлом году на реализацию нацпроекта регион привлек из федерального бюджета без малого 1,15 млрд рублей, в этом году предусмотрено почти 1,82 млрд. Выполнение запланированных мероприятий составляет 100 %.


Новые детские сады…

— В 2019–2020 годах в Нижегородской области введено в эксплуатацию 20 новых детских садов, создано 1990 дополнительных мест для малышей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. На эти цели из федерального бюджета было направлено более 856,6 млн рублей. До конца 2021 года запланировано сдать еще 20 объектов дошкольного образования на 3399 мест для воспитанников от 1,5 до 3 лет. В прошлом году на их строительство израсходовано около 998 млн рублей, в нынешнем году намечается израсходовать свыше 1,1 млрд.

и школы

— В 2020 году в области открыты 4 новые школы на 2875 мест, их строительство обошлось в 470 млн рублей. В 2021 году запланированы ввод единого образовательного комплекса «Школа 800» на 4550 мест в г. Нижнем Новгороде и начало строительства школы на 600 мест в г. Павлово. Суммарная стоимость объектов — почти 1,4 млрд рублей.

«Школа 800» — первый в России крупный инвестиционный проект в формате государственно-частного партнерства, реализуемый в рамках нацпроекта «Образование». Комплекс строится в рамках соглашения, заключенного в январе 2020 года между правительством Нижегородской области и ООО «Первая концессионная компания «Просвещение». В его состав войдут три учебных корпуса на бульваре Южном, в микрорайоне Верхние Печеры и в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода, а также центр дополнительного образования в г. Бор, которые будут объединены общей программой.

Ключевая идея проекта заключается в формировании школы двух ступеней: базовой (1–6-е классы) и старшей (7–11-е классы). На первой ступени учащиеся будут получать универсальную подготовку, в том числе изучать иностранные языки, а на второй предусмотрено не менее 10 направлений подготовки: гуманитарное, техническое, художественное, социально-экономическое, академическое, IT и т. д.

В строительстве крупнейшего на территории региона образовательного центра участвует около 3 тысяч человек, которые трудятся в две смены. Сдача объекта в год 800-летия Нижнего Новгорода особенно важна. На начало апреля его готовность оценивалась в 63 %. Все работы должны завершиться к сентябрю.


Эффективность реализации региональных проектов

— За 2019–2020 годы в рамках регионального проекта «Современная школа» в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Нижегородской области, создано 88 центров цифрового и гуманитарного профилей.

Благодаря региональному проекту «Успех каждого ребенка» открыт центр выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», появилось 10 200 новых мест в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях, создано 2 центра «Дом научной коллаборации», 4 детских технопарка «Кванториум», 3 мобильных технопарка «Кванториум».

По линии регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 128 школах внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, открыто 2 центра цифрового образования детей «IT-куб».

В соответствии с региональным проектом «Учитель будущего» созданы 7 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, центр оценки и развития профессиональных квалификаций педагогов.

Цифровая образовательная среда

— Нижегородская область вошла в число 15 субъектов РФ, где планируется проведение эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). В 2021 году в эксперименте примут участие 199 школ нашего региона.

Помимо технического оснащения, проект предполагает глобальную системную работу: обучение руководителей и педагогов образовательных организаций в формате онлайн-курсов с целью повышения их цифровых компетенций, внедрение информационных и цифровых технологий в программы учебных заведений, обновление школьных сайтов для улучшения качества предоставляемой информации, ее полноты и удобства использования родителями, подключение школ к федеральной информационно-сервисной платформе «Сферум», создание и брендирование цифровых классов.

Также в рамках проекта ЦОС реализован комплекс мероприятий по внедрению в образовательный процесс современных качественных сервисов и платформ с разнообразным цифровым контентом, таких как Учи.ру, ЯКласс, «Российская электронная школа», «Школьная цифровая платформа» Сбербанка, «Мобильное электронное образование», «Онлайн-школа Фоксфорд» и другие. Их использование создает цифровой образовательный профиль ученика, позволяет получить информацию об успеваемости, формирует портфолио для построения дальнейшего образовательного маршрута.

В 2020 году одним из масштабных мероприятий проекта ЦОС по праву считается внедрение в школах Нижегородской области единой региональной цифровой образовательной платформы (электронный дневник и журнал активно используются и сегодня, все функции, включая удобное мобильное приложение для детей и взрослых, абсолютно бесплатны). Платформа непрерывно развивает свой функционал, становится более удобной. Очевидно, что она позволила автоматизировать подготовку отчетности школ, создать и использовать единую среду общения среди учителей, учеников и родителей.

Ключевой инструмент оценки качества подготовки выпускников

— В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» открыт Центр опережающей профессиональной подготовки Нижегородской области, а также 20 современных мастерских на базе 9 профессиональных образовательных организаций.

Ключевым инструментом независимой оценки качества подготовки специалистов, который отражает современный подход к результатам освоения программ СПО, служит демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. На сегодня в нашей области создано 99 площадок для его проведения. Из них 50 — это мастерские, профинансированные за счет федеральных средств, 49 — центры демоэкзамена, открытые на деньги региона.

В прошлом году аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена прошли 1410 человек, из них 311 — в рамках государственной итоговой аттестации. В нынешнем году количество участников демоэкзамена в рамках государственной итоговой аттестации увеличится почти в 10 раз — до 3016 человек, а в рамках промежуточной аттестации — до 500.

Демонстрационный экзамен — значимая составляющая международного движения WorldSkills. Поэтому мы считаем, что возможности для его проведения должны быть у всех профессиональных образовательных организаций Нижегородской области. Растет и число оцениваемых компетенций: если в 2018 году их было восемь, то сейчас — уже 36. Демоэкзамен — это экзамен и для учреждений СПО: он позволяет сравнить результаты подготовки наших ребят с уровнем ребят, заканчивающих обучение в других регионах, и на основании полученных данных усилить подготовку там, где мы увидим проблемные моменты.

Научно-образовательный центр мирового уровня

— Нижегородская область также активно участвует в реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука». Благодаря этому в 2019 году в регионе был создан научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня, и сегодня уже можно говорить о первых результатах его деятельности.

Во-первых, подготовлен и отправлен на рассмотрение в Министерство экономического развития России проект заявки на открытие в нашей области инновационного научно-технологического центра «Квантовая долина». Во-вторых, на базе «Точки кипения» Университета Лобачевского создан центр развития компетенций НОЦ с целью обеспечения развития кадрового потенциала его организаций-участников, а также формирования целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-исследовательских кадров. Это способствовало увеличению количества высокотехнологичных проектов, в том числе в сфере медицины, которые были особенно востребованы в 2020 году, в разгар пандемии. 

 |