В рамках проекта запланировано к 2028-2029 годам подготовить 1 млн обучающихся под запросы 700 предприятий, доля занятости выпускников должна составить не менее 85%. В открытии и функционировании учебно-производственных кластеров непосредственное участие принимает потенциальный заказчик — работодатель, заинтересованный в подготовке специалистов, готовых к работе в отрасли.
Интерес к проекту продолжает расти. «Задача конкретная: за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России», — заявил президент РФ Владимир Путин в февральском послании к Федеральному Собранию.
Он обратил внимание, что за последние годы ощутимо вырос престиж среднего профессионального образования, также увеличился спрос на выпускников техникумов и колледжей среди работодателей. «Считаю, что мы должны существенно расширить проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные программы исходя из потребностей экономики», — подчеркнул руководитель государства.
По данным Минпросвещения РФ, за год количество студентов колледжей в России выросло на 6,7% и составило более 3,5 млн человек, а с запуском федерального проекта «Профессионалитет» произошла настоящая перезагрузка системы среднего профессионального образования. В 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр (кластер) в 42 регионах. С 1 сентября прошлого года в ссузах — участниках проекта проходят обучение 150 тыс. молодых людей.
В 2022 году в рамках проекта началась подготовка специалистов по таким направлениям, как эксплуатация беспилотных авиационных систем, интеллектуальные интегрированные системы (подготовка в области электротехники, технического обслуживания компьютерного оборудования, администрирования операционных систем). В 2023 году добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, электротехническая, лесная, горнодобывающая промышленность. «Будет создано еще 70 образовательно-производственных кластеров, и количество студентов достигнет 350 тыс. человек. Мы будем активно развивать это направление, тем более что интерес к проекту среди школьников только растет», — сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов.
Заинтересованность и вовлеченность всех участников. АНО «Национальные приоритеты» подготовила экспертный доклад «Среднее профессиональное образование в России: шаг в будущее». Были проведены интервью с 31 экспертом, среди которых — представители Минпросвещения РФ, региональных министерств образования, предприятий реального сектора экономики, директора колледжей, вошедших в федеральный проект «Профессионалитет» в 2022 году.
«Все эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада, отмечают положительные изменения, которые произошли в системе СПО после запуска проекта «Профессионалитет». Он оказался очень востребованным именно в 2022 году, так как позволяет адресно и своевременно готовить кадры под меняющиеся условия. Равноправное партнерство студентов, образовательных организаций, предприятий и органов власти обеспечивает заинтересованность и вовлеченность всех участников, а также высокую скорость принятия и внедрения решений», — прокомментировала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин напомнил, что «Профессионалитет» возник из плотной работы как теоретиков, так и практиков профобразования. В связи с развитием технологий у компаний растет потребность в квалифицированных кадрах, и эту задачу решает система СПО.
«Очень важно использовать опыт компаний, лучшие практики подготовки специалистов, сотрудничать с корпоративными центрами и университетами. Наша задача — обеспечить учет формируемых требований работодателя через образовательные и профессиональные стандарты. Необходимо включать в программы практическую часть — обучение на предприятиях-партнерах», — отметил Шохин.
В 2022 году принято два закона в сфере среднего профобразования. Во-первых, введена возможность налогового вычета для предприятий, готовых финансово поддерживать развитие СПО. Во-вторых, колледжи получили возможность создавать учебно-производственные комбинаты. Данная инициатива будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, позволит ссузам получать дополнительный заработок и поможет студентам быстрее погрузиться в профессию.
Председатель Комитета РСПП по среднему профобразованию, профобучению и профориентации Андрей Комаров полагает, что необходимо продолжать создавать стимулы для привлечения в колледжи и техникумы первоклассных специалистов. «Должны работать конкретные инструменты, чтобы высококлассные кадры переходили в систему СПО. Одним из них может стать социальная ипотека для педагогов и мастеров ссузов. Целесообразно ввести институт, аналогичный IT-ипотеке, с максимально льготным процентом (2-5%) для заемщиков с соответствующим возмещением кредитным организациям недополученных доходов за счет средств федерального бюджета», — поделился мыслями Комаров.
Подготовка специалистов со школьной скамьи. В образовательный процесс включается все больше предприятий-работодателей. В конце января министр просвещения России Сергей Кравцов и генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает, что госкорпорация при поддержке профильного министерства будет активно внедрять в учебные программы СПО компетенции и практические занятия, базирующиеся на запросах реального производства. Изменения будут адресованы как студентам, так и преподавателям данных программ, в том числе мастерам, повышающим квалификацию. Также больший упор будет сделан на профориентационную работу с учащимися старших классов.
«С учетом внешних угроз и санкционного давления увеличивается объем нашей производственной программы. После 24 февраля 2022 года многие заводы перешли на работу в две и даже три смены, кадровая потребность предприятий «Ростеха» значительно возросла. Система опережающей подготовки специалистов, которую мы формируем совместно с Министерством просвещения, направлена на решение этой задачи. Она предполагает освоение студентами нескольких квалификаций плюс сокращение сроков подготовки с одновременным повышением качества образования. Особый акцент планируется сделать на производственную практику, обучение и переподготовку преподавателей как в школах, так и в СПО, а также на обновление оборудования в учебных классах», — заявил генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.
Реализация соглашения предусматривает развитие отраслевого подхода к подготовке специалистов, внедрение мер по социальной поддержке студентов, повышение престижа рабочих профессий и развитие промышленного туризма.
«Специалистов как рабочей, так и инженерной направленности «Ростех» отбирает, начиная со школьной скамьи. Корпорация и ее организации выступают индустриальным партнером предпрофессиональных классов в российских школах. Профессиональная траектория школьников выстраивается в рамках организации бесшовного обучения полного цикла — от школы до ссуза или вуза — с гарантированным трудоустройством на предприятиях. «Ростех» уже готовит таким образом специалистов для авиационной отрасли и в ближайшее время тиражирует опыт на такие приоритетные для корпорации направления, как ИТ, радиоэлектронная промышленность, медицинское приборостроение», — рассказал заместитель генерального директора ГК «Ростех» Николай Волобуев.
Концепция нового чемпионатного движения. В феврале утверждена концепция нового Всероссийского чемпионатного движения по профмастерству. Его участники продемонстрируют профессиональные навыки и компетенции по специальностям ведущих отраслей экономики страны. В нынешнем году перечень компетенций ориентирован на востребованные и перспективные направления рынка труда.
«На чемпионатах профмастерства молодые участники смогут не только показать свои умения, но и поделиться друг с другом лучшими практиками. В дальнейшем они будут внедрены в образовательную программу колледжей и станут замечательным подспорьем в улучшении качества среднего профессионального образования. Это положительно скажется на подготовке студентов, эффективности их обучения с учетом запросов реального сектора экономики», — подчеркнул Сергей Кравцов.
Всероссийское чемпионатное движение направлено на поддержку талантливых молодых специалистов и их трудоустройство в ведущие компании отечественных производителей. Оно включает в себя мероприятия чемпионата по профмастерству «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий. Оба проводятся в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Федеральным оператором движения определен Институт развития профессионального образования.
В соревнованиях примут участие студенты колледжей и техникумов и юниоры — школьники от 14 лет. Каждого конкурсанта сопровождает эксперт-наставник, участвующий во всех мероприятиях, включая оценку работ. Победители и призеры будут иметь возможность пройти стажировку на базе предприятий-партнеров чемпионатного движения, иностранных партнеров или получить предложение о трудоустройстве.
Весной во всех субъектах РФ пройдет региональный этап чемпионата «Профессионалы» и Национального чемпионата высоких технологий, к которым будут привлечены школьники и студенты учреждений СПО. Соревновательная программа проходит по 248 актуальным и востребованным для каждого региона компетенциям.
«В настоящее время формируется экспертное сообщество по всем 248 компетенциям. На роль эксперта подано более 10 тыс. заявок из всех 89 регионов», — сообщила и.о. ректора Института развития профессионального образования — федерального оператора чемпионата Наталия Золотарева.
Участниками Всероссийского чемпионата по профмастерству являются две категории конкурсантов. В основной соревнуются студенты, обучающиеся по программам СПО. В категории юниоров выступают школьники, достигшие 14 лет.
Региональный этап продлится до 1 мая. Победители в июне — июле примут участие в отборочном этапе, где будут определены финалисты. В Великом Новгороде с 11 по 15 сентября пройдет финал Национального чемпионата высоких технологий, в котором выявят сильнейших по восьми новым и перспективным компетенциям. Финал по наиболее массовым и востребованным компетенциям состоится в рамках чемпионата «Профессионалы» с 25 по 29 ноября в Санкт-Петербурге.
Среднее профессиональное образование России в цифрах
71 образовательно-производственный центр (кластер) создан в 2022 году в 43 регионах России в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
250 образовательных организаций и 200 предприятий реального сектора экономики по 8 ключевым отраслям вошли в состав кластеров.
150 тыс. молодых людей проходят с 1 сентября 2022 года обучение в колледжах и техникумах — участниках проекта.
210 образовательно-производственных кластеров с участием 378 предприятий будет создано к 2024 году.
До 55 регионов расширится география проекта.
600 тыс. человек составит численность обучающихся в колледжах и техникумах — участниках проекта.
На 150 тыс. человек выросло за последние 3 года количество учащихся учреждений среднего профессионального образования, превысив 1 млн человек.
2 274 мастерских по компетенциям открыто на сегодня в организациях СПО в рамках формирования современной материально-технической базы, до конца 2023 года откроется еще 900.
56 центров опережающей профессиональной подготовки уже создано в регионах, к концу 2023 года их количество вырастет до 59.
Дополнительная финансовая поддержка образовательных кластеров
Правительство России приняло постановление о дополнительной поддержке образовательных кластеров, которые создаются на основании партнерства колледжей и техникумов с профильными предприятиями. Получателей субсидий определяет Минпросвещения РФ по результатам конкурсного отбора.
Гранты смогут получить образовательные кластеры, которые готовят специалистов в таких областях, как образование, СМИ, креативная индустрия, сфера услуг, медицина, управление и туризм.
В федеральном бюджете на поддержку таких кластеров ежегодно предусмотрено почти по 11 млрд рублей.
Заявки могут направлять регионы, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации среднего профессионального образования.