Техно + лингво. Казанский Лицей — инженерный центр — это уникальная образовательная среда, где инженерные науки вместе с лингвистическими дают высокие результаты. Идея проекта инженерной школы возникла в 2015 г. Ставку тогда сделали на точные науки и иностранные языки — и не прогадали. Девять лет назад мало кто мог предположить, что это направление в образовании сегодня будет так востребовано. «Математических школ в стране много, но принцип, заложенный в основу нашего проекта, — единство технического образования и языков, фундаментальных наук и лингвистики, сработал на 100% и вывел лицей на качественно новый уровень образования, — рассказывает его директор Венера Хайрутдинова. — Это не просто громкие слова: за последние 3 года в лицее насчитали 524 победителя и призера разного уровня конференций, конкурсов, профильных событий и олимпиад. Сегодня иностранные языки необходимы, чтобы ты состоялся в первую очередь как высококвалифицированный специалист. В апреле старшеклассники представляли свои научные проекты перед профессорами из Китая и Кореи, которые неожиданно попросили презентовать работы на английском языке. Ребята, не растерявшись, уверенно защитили свои проекты на иностранном языке».
Заслуженный учитель РТ, отличник народного просвещения, кандидат педагогических наук, директор высшей квалификационной категории Венера Хайрутдинова уверена, что наибольший процент знаний дает ученику учитель. В педагогическом составе лицея — учителя высшей квалификационной категории. А научное руководство образовательного учреждения осуществляют профессор, доктор экономических наук, кандидат филологических наук, директор ВШБ КФУ Алсу Ахметшина, доктор экономических наук, профессор, преподаватель ВШБ КФУ Венера Вагизова и завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ, кандидат техничсеских наук Алексей Лопатин. Ведь компетенции, которые интересуют учащихся лицея, находятся далеко за пределами принятых школьных стандартов. Это роботы и искусственный интеллект, цифровые двойники и цифровая безопасность, программирование. «Школа должна быть интересна и детям, и родителям. Жизнь каждый день бросает нам серьезные вызовы, и сейчас мы обсуждаем новую стратегию обучения до 2027 г. Помимо основных предметов — математики, физики, биологии, в программу войдут дополнительные дисциплины, проектная деятельность, лаборатория школы дронов и многое другое. Мы уверены, что это будет новое слово в образовании. Мир меняется на наших глазах, следовательно, меняются подходы к обучению», — резюмирует Венера Хайрутдинова.
На английском говорим как на родном. Лицей — инженерный центр имеет три структурных подразделения: детсад SmartKids, начальную лингвистическую школу ILS и инженерный лицей. С двух лет малыши в садике занимаются конструированием, с трех у них начинаются занятия по английскому, в 4 года — по робототехнике. В начальной школе основное направление образования — лингвистическое. Английскому языку здесь отводится целых 7 часов в неделю. Изучение немецкого языка начинается со 2-го класса. Завершая обучение в начальной школе, дети сдают два международных экзамена — по английскому и немецкому языку. Проводятся дополнительные занятия по олимпиадной математике. В течение второй половины дня, помимо основного педагога, с детьми занимается англоговорящий учитель — тьютор, который организует внеурочную деятельность. В этом году в начальном звене появилась столярная мастерская, оснащенная станками Ben Maker, продолжает действовать клуб юных ученых. В каждом классе есть свой лингвистический театр. Кроме драматического есть и музыкальный английский театр «Пиноккио». В прошедшем международном творческом конкурсе «Будущее планеты» музыкальный театр со сказкой «Украденное золото» стал лауреатом 1-й степени.
Математика, аэрокосмос и дроны. Престиж инженерных профессий в России неуклонно растет. Усиленные математика, физика, информатика — тот фундамент, который позволит учащимся инженерного лицея добиться серьезной подготовки в профессиональной сфере. Отдельное направление — аэрокосмос, занятия у лицеистов проходят на кафедре ракетных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ. 3 года назад лицей стал специализированным центром компетенций всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. В направлении «Интернет вещей — юниоры» ребята добиваются серьезных успехов. Предмет «Интернет вещей» в лицее идет с 8-го класса, причем преподавание модуля проходит на техническом английском языке. В 2020-м учащиеся лицея стали бронзовыми призерами финала чемпионата, а уже в 2024 г. из 33 республиканских медалей Лицей — инженерный центр получил 2 золотых. На протяжении всего периода сертифицированным главным экспертом компетенции «Интернет вещей» выступает преподаватель инженерного центра Евгений Денисов, кандидат технических наук, доцент КНИТУ-КАИ.
Лицей является постоянным участником профильных смен и событий образовательного центра «Сириус». В этом году в финал всероссийского конкурса научно-образовательных проектов «Большие вызовы» вышли шесть учащихся лицея, итоги соревнований будут подведены в мае.
Еще одна серьезная инициатива, которую на протяжении уже шести лет реализует Лицей — инженерный центр, — образовательный проект «Инженерная Республика». Первыми в сообщество инженеров вступила Балтасинская гимназия Балтасинского муниципального района РТ. Сегодня к ним присоединились учащиеся Лаишево, Кукмора, Высокой Горы, Казани, Агрызского района, Нижнекамска, а количество «жителей республики» приблизилось почти к 1000 человек.
Возрастает интерес и к БПЛА. Беспилотники становятся все более востребованной темой, перейдя из разряда игрушек в технически сложный профессиональный вид спорта, требующий серьезной и ежедневной подготовки. Команда лицея в составе сборной РТ принимала участие в первом международном мультиспортивном турнире «Игры будущего» и зарекомендовала себя как весьма перспективная. Она была самой молодой из пяти команд, представляющих РФ. На 1-м этапе Всероссийского фестиваля гонок дронов, который проходил в феврале 2024 г. в Грозном, команда лицея выступала в четырех направлениях. Это первые региональные соревнования по гонкам дронов при поддержке Федерации гонок дронов России. У пилотов была возможность посоревноваться в реальном и виртуальном пространстве. Георгий Беляев занял 2-е место в личном зачете класса 330 мм, уступив с небольшим отрывом место московскому игроку. В составе команды Никита Яушев и Георгий Беляев получили 3-е место в командной гонке класса 330 мм. А Стефан Афанасьев и Никита Александрович заняли 2-е место в командном зачете класса 200 мм.
В этом учебном году Лицей — инженерный центр стал участником программы профессиональной переподготовки педагогов в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем», который предполагает реализацию образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации БПЛА.