В духе федеральной повестки

— В соответствии с приоритетами нацио- нального проекта «Образование» нам пришлось несколько модернизировать функционирующую в Кузбассе регионально-муниципальную методическую службу. Модель комплексного сетевого взаимодействия методических структур разного уровня позволила с 2011 года выстроить в регионе систему научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников. Сегодня в процессы непрерывного профессионального развития включено 86% работников системы образования Кузбасса (еще два года назад их было 67%).

Суть модернизационных процессов, которые мы проводим сейчас, заключается в интеграции существующей региональной методической службы в Единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающую повышение уровня их профессионального мастерства. Координацию деятельности в этом процессе возглавил Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), который был открыт на базе нашего института в 2021 году.

Эти центры создаются во всех субъектах РФ как новая модель дополнительного профессионального образования педагогов, в соответствии с которой непрерывное развитие мастерства осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) с учетом выявленных образовательных потребностей и профессиональных дефицитов кадров на основе оценочных процедур.

Фактически наш центр обеспечивает модификацию сложившихся в Кузбассе подходов к построению ИОМ педагога, максимально автоматизируя этот процесс — от прохождения диагностики по определению профессиональных дефицитов до сборки, освоения маршрута и переноса приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую или управленческую практику.

Новация в том, что с этого учебного года с целью усиления адресной помощи педагогам в совершенствовании профессиональных компетенций появились новые структуры — межмуниципальные методические центры. Они обеспечат доступность методической поддержки для всех муниципалитетов, образовательных организаций, педагогов и управленческих команд, будут способствовать выявлению и тиражированию лучших инновационных практик, организовывать стажировки педагогических и управленческих кадров на базе образовательных организаций с успешным опытом.

IMG_1336.jpg

Диагностика профессиональных компетенций

— Мы предоставляем педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций возможность в дистанционном формате оценить свой уровень профессиональных компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных, цифровых) и на основе полученных результатов построить свой индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития (ИОМ) — то, о чем я уже говорила. Для этого формируется и непрерывно пополняется банк образовательных событий регионального уровня. Единая система формирования ИОМ позволяет педагогу увидеть все разнообразие образовательных услуг региона и самостоятельно спланировать свой образовательный маршрут по преодолению профессиональных трудностей. Разработано более 1000 контрольно-измерительных материалов по оценке профессиональных компетенций педагогов по 11 учебным предметам, и диагностику по ним уже прошли более 3 тыс. педагогических работников.

Приведу конкретный пример обучения школьных команд. Так, если в 2019 году в регионе было 180 образовательных организаций с низкими образовательными результатами, то в 2021 году их стало 96, при этом 43 образовательные организации попали в этот список впервые.

IMG_7578.jpg

Повысить престиж работы педагога

— Еще одно направление деятельности, достойное упоминания, — создание на базе нашего института Центра развития педагогического образования. Он призван выстроить работу по комплексной интеграции направлений от профессиональной ориентации, профильного педагогического образования, адаптации молодых специалистов до дальнейшего профессионального сопровождения педагогов.

На данный момент мы видим необходимость в усилении работы над повышением престижа педагогической профессии. Центр призван содействовать профессиональному самоопределению старшеклассников, формировать осознанный, мотивированный подход к выбору педагогической специальности. С этой целью во многих школах создается система профильных классов психолого-педагогической направленности.

Кроме того, с нового учебного года начнет свою деятельность Кузбасский педагогический лицей — онлайн-площадка, которая позволит объединить всех заинтересованных в профессии школьников и студентов, а также действующих молодых педагогов. С целью закрепления молодого специалиста в профессии, для реализации его профессионального, творческого и социального потенциала поддерживается создание профсообществ молодых педагогов, активное вовлечение их в решение текущих задач по развитию педагогического образования, в том числе организация и проведение различных событий (форумы, конференции, профильные интенсивы, фестивали и т.п.).

Яркий пример: два крупных форума «Классная работа», которые были организованы центром совместно с региональным профессиональным методическим объединением молодых педагогов Кузбасса «Молодые ветра» при поддержке министерства образования региона. Одно из мероприятий проводилось в статусе межрегионального, что позволило представить опыт коллегам из других территорий СФО.

IMG_7589.jpg

Ответы на вызовы времени

— Институт активно включается в реализацию всех федеральных проектов, часто выступает инициатором проектов регионального назначения. Это научно-методическое сопровождение школ-участников федерального проекта «Школа Минпросвещения России». На сегодня в регионе определены 8 школ, включенных в проект, но с каждым годом эта цифра будет расти. Это научно-методическое сопровождение педагогов центров «Точка роста» и школьных «Кванториумов», школ-участников проекта «Цифровая образовательная среда». Осуществляются поиск, апробация и тиражирование интересного опыта работы с высокотехнологичным оборудованием, цифровыми лабораториями и комплектами по робототехнике.

Кстати, в этом году нам был присвоен статус Федеральной опытно-экспериментальной площадки ИСРО РАО «Апробация примерных программ по искусственному интеллекту в системе общего и дополнительного образования», в региональный сетевой проект включилось 13 образовательных организаций. В рамках партнерского соглашения с МФТИ было организовано обучение учителей информатики и учителей-предметников по программе «Быстрый старт в искусственный интеллект». Надеюсь, все это обеспечит успешное включение наших педагогов и их обучающихся в это стремительно развивающееся направление.

Полагаю, что наш институт сегодня — это динамично развивающаяся, гибко реагирующая, открытая к новациям, самообучающаяся команда единомышленников. Поэтому для нас нет вызовов, у нас могут быть только дополнительные возможности и новые перспективы.

 |