В столичной мэрии уверены, что таким образом признается высокий статус учителей и важность их работы. «Наша задача не только в том, чтобы привлечь к профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодых к данной профессии», — считает руководитель Управления образования администрации Сухума Астанда Таркил.
Школьная задача. Выходец из семьи педагогов (мама — филолог, папа — историк) Астанда Таркил более 30 лет работает в сфере образования. Выпускница педфака АГУ, она 15 лет отработала школьным учителем. С 2007-го по 2015 год уже возглавляла столичное Управление образования, затем работала в РК профсоюза работников образования и науки, защитником прав учителей и учащихся молодежи, а с 2019 года вернулась на должность начальника Управления образования. «В жизни меня всегда окружали достойные руководители, наставники и прекрасные команды исполнителей, — рассказывает Астанда Таркил. — Не помню, чтобы когда-либо, начиная с первого директора моей школы, у меня был бы ленивый руководитель. Поэтому мы и сегодня стараемся работать с полной самоотдачей».
Сегодня управление курирует 31 сухумское образовательное учреждение, среди которых 14 общеобразовательных, 1 — очно-заочная и 1 вспомогательная школы, 13 дошкольных образовательных учреждений, ДЮСШ и Центр детского творчества. В них числятся 9094 школьника, которых обучают 741 преподаватель, воспитатель, тренер и руководитель кружков. Педагогическая армия пополняется традиционно из числа выпускников Абхазского госуниверситета, обеспечивающего целевые места учителям-предметникам. Шефство над молодыми специалистами сразу же берут методисты и наставники из числа наиболее опытных школьных учителей. Для них организовываются круглые столы, педагогические чтения, мастер-классы и семинары в рамках ГМО и ШМО.
В Сухуме второй год реализуется проект «Школа педагогического мастерства», для участия в которой приглашаются ведущие специалисты АГУ, Института педагогики им. Н. Адзынба, преподаватели Тамбовского госуниверситета им. Г. Р. Державина.
Наставничество позволяет поддерживать высокий уровень, за счет которого достигается образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Сами школьники участвуют в городских и республиканских предметных олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах по абхазской литературе и фольклору, истории, физике, химии, биологии, географии, в военно-спортивной игре «Аиааира», в поэтическом конкурсе «Проба пера», художественных и музыкальных фестивалях и пр.
«Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения, — говорит Астанда Таркил. — Постоянная проверка приучает учеников систематически работать, развивать чувство ответственности, стремления достигать лучших результатов. В текущем учебном году в 15 общеобразовательных школах работают 13 профильных классов и классов углубленного обучения отдельных предметов: абхазского и русского языков, математики, физики, информатики, черчения, обществознания и экономики. У нас очень талантливое молодое поколение, которое дополняет работу опытных наставников. Нужно отметить и важную роль главы города, который уделяет большое внимание развитию школьной материально-технической базы».
Объекты инфраструктуры. Школы Сухума тяжело пережили и развал СССР, и разрушительную войну. В последнее время капитальный ремонт был проведен в школах № 2, 3 и 4, косметический же ремонт ведется постоянно. В них обновляется материальная база, организуются атом-классы, внедряются интерактивные доски, инновационные педагогические технологии.
В ДОУ модернизируются основные фонды, пополняются методические пособия, игрушки, спортивный инвентарь.
Современная сухумская школа — это место, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами, являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Современное образовательное учреждение должно быть адаптировано к быстроменяющемуся миру, при этом не теряя качества обучения. В Управлении образования уверены, что важными характеристиками сегодняшней школы должны стать: 1) учет потребностей каждого ученика и предоставление ему возможностей развития и самореализации; 2) широкое применение интерактивных методов обучения, стимулирование критического мышления, творческого подхода и самостоятельности учащихся; 3) интеграция современных технологий в учебный процесс для обеспечения эффективности образования.
Управление образования уделяет особое внимание трудовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В городе успешно прошли мероприятия, посвященные 30-летию Победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 годов, конкурсах строя и песни, фотовыставки, фестивали военной песни, музыкально-спортивные мероприятия, в которых участвовали воспитанники детских садов.
Труд вообще лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, являясь психологическим фундаментом творческой активности в учебе, спорте, художественной самодеятельности, верном служении Родине. Уроки труда ведутся в начальном и среднем звене школы. Учащиеся принимают участие в школьных и городских субботниках, мероприятиях экологического характера, работают на пришкольных участках, в парках, на берегу моря и т.д.
Для формирования активной гражданской позиции и правового сознания, воспитания чувства гражданского долга, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, ответственности учащихся перед своей страной реализуются проект «Что я знаю о своем городе, в котором я живу», конкурсы «Знатоки истории Абхазии и Конституции РА», «У памяти своя тропа» и др. Работа классных руководителей основывается на принципах, целью которых является воспитание молодежи в духе «Апсуара», прививание детям любви к Родине и ответственности за ее безопасность.
«Управление образования при поддержке главы города и всей команды реализует все свои полномочия в нашей сфере и не уступает районам и городам республики в достижении основной цели — воспитании достойной личности во благо будущего Абхазии», — уверена Астанда Таркил.