Здесь также активно развивают дипломатический и конструкторский профили, что позволяет ученикам значительно расширить кругозор и получать полноценное разностороннее образование.

Ученический век. С обретением определенной самостоятельности в выборе содержания образования руководство МКОУ «Гимназия № 4» занялось поиском своей индивидуальности, своего места в образовательном пространстве.

Поиски своей стратегии развития привели к выработке модели гимназического образования с культурологическим уклоном. Гимназия, вписанная в социокультурное пространство двора, города, республики, страны, транслирует идею социокультурного подхода в собственном развитии. Стратегия гимназии заключается в стремлении к саморазвитию и самоулучшению через использование социокультурных ресурсов, направленных на сохранение национальных традиций и культуры. В гимназии занялись разработкой проблематики социокультурного подхода и метода анализа социокультурных ситуаций. Этому способствовала поликультурная атмосфера учебного заведения с его представителями 25 народностей. Поликультурная школа отрицает разделение по социальному, экономическому, национальному и культурному статусу семьи.

Педагоги гимназии создают благоприятный фон обучения и воспитания вопреки утверждению «поликультурноая среда — конфликтогенная среда». Для гимназии № 4 поликультурность не драма, а ресурс развития детей в образовательной среде разности и разнообразия культур и этносов.

«Формирование академических знаний архиважно при всей популярности формирования функциональной грамотности, нынче столь модной. Но никогда воспитательный аспект не уходил на второй план. Мы уделяем максимум внимания как учебному, так и воспитательному процессу, — рассказала директор гимназии Римма Нагоева. — В школе создано множество практико-ориентированных площадок: культурно-образовательный центр «Улей», зал публичной дипломатии имени Евгения Примакова, детский технопарк «Кванториум», медиазал и многое другое. За 9-11 лет пребывания в школе ребенку необходимо предоставить возможность профессионального выбора. Он ведь не готов делать этот выбор, сопротивляется, как может. А мы его убеждаем не нудным призывом «Надо!», а вовлечением в специально конструируемую образовательную среду, которая увлекает-таки коллективного Фому полезным занятием ради будущего. Поликультурная образовательная среда гимназии отвечает социальным вызовам времени и обеспечивает успешную интеграцию учащихся в единое поликультурное образовательное пространство республики, города и страны. Ученики и родители отмечают высокий индекс социального благополучия в целом по гимназии».

В рамках реализации нацпроекта «Образование» в гимназии созданы детский технопарк «Кванториум» и профильная площадка по авиастроению. Школьный «Кванториум» стал драйвером развития устойчивого интереса школьников к программам дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей. Он стал центром притяжения для школьников с разным уровнем научно-познавательной мотивации.

В 2015 году гимназии был присвоен статус республиканской инновационной площадки по реализации инновационного проекта «Модель «Эффективная школа-2020 в условиях поликультурной образовательной среды». Создание в гимназии этой модели способствовало стимулированию проектно-ориентированной образовательной среды, усиленной высокотехнологичными условиями, сделало нормой коллективную ответственность за образовательные результаты как учителей, так и гимназистов. Это принесло свои плоды. Гимназия по рейтингу инновационных школ получила статус «Лучшая школа КБР-2008», а по итогам 1-го Всероссийского конкурса «Лучшая школа России-2020» вошла в рейтинг «100 лучших школ России». В рейтинг Топ-100 лучших в профессии «Директор года-2020» вошла директор гимназии Римма Нагоева, «Завуч года-2020» — заместители директора Зулия Гедгафова и Марина Семеновская. Айна Цолоева победила в региональном чемпионате по компетенции «Преподавание в младших классах» в V Национальном финале чемпионата «Навыки мудрых». Озермас Шиков, выпускник 11-го класса, стал победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена»-2020.

DSC_1331.jpg

Инженерно-дипломатический уклон. Однако не только культурология является профилирующей в гимназии № 4. С 2008 года в ее учебном плане появился предмет «Технология. Робототехника». Благодаря реализации нацпроекта «Образование» удалось оснаститься современным инновационным оборудованием и вызвать интерес ребят к новой области знаний и умений.

Талантливые гимназисты познакомились с известным в КБР самородком Заурбеком Кантиевым, руководителем направления авиамоделирования, разработки и проектирования летательных аппаратов, и посетили его мастерскую.

Кроме того, здесь начали развивать и уникальное для среднего образования направление — дипломатию. В 2018 году гимназия получила статус республиканского ресурсного центра по формированию навыков публичной (общественной) дипломатии. В каждой параллели 7-11-х классов созданы по одному профильному дипломатическому классу, что должно стать хорошим кадровым резервом для Дипакадемии и МГИМО МИД РФ. Есть такой задел. В сентябре 2019 года при участии заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов Валерия Егошкина и генерального секретаря Международной конфедерации генералов, адмиралов и офицеров резерва Анатолия Кумахова в гимназии открыт зал имени Евгения Примакова, установлен его бюст работы народного художника России Николая Иванова (в стране всего 2 бюста Примакова — в МГИМО и гимназии № 4 Нальчика).

«Главное преимущество гимназической поликультурной образовательной среды — способность к диалогу и мирному сосуществованию. Кавказские традиции послужили основой публичной (народной) дипломатии, — пояснила Римма Нагоева. — В глобальном мире, в котором началось движение к новому «Вавилонскому столпотворению», важно формирование у школьников и студенческой молодежи навыков публичной дипломатии, то есть умения договариваться на уровне представителей разных культур и народов».

Гимназию часто посещают дипломаты различного ранга, специалисты в области международных отношений, вице-консулы и др. На ее базе проходят не только профильные деловые игры, но даже моделирование различных дипломатических ситуаций. Здесь созданы Северо-Кавказская модель ООН, ежегодные Примаковские дипломатические чтения. В марте команда юных дипломатов гимназии выезжает в город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа, где в рамках образовательной программы детского общественного движения «Дипломаты будущего» — структурного подразделения Ассоциации российских дипломатов МИД РФ — примет участие в деловой игре «Модель Арктического совета» (МАС-2023).

Многопрофильность и поликультурализм — те локомотивы развития гимназии, за счет которых ребята из Нальчика в ближайшие годы могут стать заметными фигурами в технической и дипломатической жизни страны.


 |