Благодаря неформальному, откровенному диалогу с педагогами учащиеся расширяют кругозор, находят ответы на сложные вопросы, задумываются о судьбе родной страны и собственном будущем.
Наталья Никитина, директор лицея № 15 г. Ставрополя:
— Чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, умеющей реализовывать себя не только в знаниях, но и в обществе, необходимо его всестороннее развитие. Именно на это и направлены «Разговоры о важном»: привить детям уважительное отношение к людям, рассказать о значении труда в жизни общества, многообразии профессий, волонтерстве, об истории родной страны, ее достижениях, экологии, традициях и культуре. Это именно те темы, которые не затрагиваются в рамках обязательной школьной программы. «Разговоры» совсем не похожи на традиционные уроки. Это, прежде всего, неформальное общение с детьми, обсуждение интересующих их вопросов.
Кроме того, мы не ограничиваемся представленными материалами. Мы ценим, когда у детей появляются желание и возможность высказать свое мнение. Чаще уроки в лицее построены в формате диалога. Мы обмениваемся знаниями, обсуждаем, иногда спорим. Учитель становится не просто педагогом, передающим знания, а собеседником, который делится опытом, поддерживает мысли ребенка или, наоборот, не соглашается с ними. Во время таких диалогов мы отрабатываем навык выступлений на публике, учимся рассуждать, находить компромисс с оппонентом.
Также на уроках мы поднимаем темы нравственности, текущей мировой ситуации, исторических предпосылок к тому, что происходит сейчас. Эти моменты просто нельзя обойти стороной. Таким образом, у классных руководителей появилась возможность обсуждать с детьми непростые, но важные для всех нас вопросы.
Подводя итоги цикла «Разговоров о важном» 2023-2024 учебного года, педагоги заметили изменения и в себе, и в своих учениках. Во-первых, получили большое количество новой информации, расширили кругозор. Во-вторых, дети заинтересовались своей страной, возможностями в своих городах и селах. Много лет нам пытались рассказывать, что хорошо где-то там, где нас нет. А сейчас мы меняем эту установку. Мы учим детей любить Родину, гордиться ею, быть порядочными и ответственными людьми. Такие уроки — мостик между педагогом и ребенком, чтобы отношения стали более уважительными благодаря тому, что получается лучше понять, что хочет донести учитель.
Ирина Куракова, директор СОШ № 38 г. Шахты:
— В начале реализации проекта перед коллективом нашей школы была поставлена задача, как сделать «Разговоры о важном» нужными и интересными? Во-первых, мы разработали свой план. Он во многом совпадает с общероссийским, но есть и включение регионального компонента, наших традиционных мероприятий.
Во-вторых, доверяя профессионализму классных руководителей, мы все-таки стараемся дать определенные рекомендации при подготовке к «Разговорам». Рекомендации обязательно указывают на ценностные установки, которые являются главными при проведении занятия, дается материал на выбор, который можно использовать. Далее следуют вопросы для рефлексии, для организации разговора с ребятами по теме и непременно домашнее задание, в котором первым пунктом обязательное условие: обсудить услышанный материал дома с родителями. Это позволяет избежать многих вопросов взрослых, дает возможность ребятам поучаствовать в разных конкурсах и получить заслуженную награду.
В-третьих, результат. Результат направлен на креативность и успешность ребенка. Участие в «Разговорах» позволяет увидеть необычное в обычном, творчески подходить даже к самым скучным заданиям, находить оригинальные идеи и расширять свой кругозор. В нашем случае это оформление школьного пространства: сотворчество родителей, детей и педагогов, выставки, которые организовывают учащиеся, видеоролики, которые они снимают о родном городе. А награда — грамоты, благодарности, выставка на стенде.
В целом считаем, что «Разговоры о важном» могут стать прекрасным дополнением к любому уроку, внеурочной деятельности, мероприятию, если будут правильно выстроены в каждой школе с учетом особенностей и системы воспитательной работы. Мне кажется, целые курсы повышения своей квалификации можно выстроить на разговорах о важном, включив в них психологическую составляющую для подготовки и педагога, и ученика к выступлению, разговору.
Игорь Иваненко, директор гимназии № 39 г. Орла:
— «Разговоры о важном» ориентируются на воспитание обучающихся на основе традиционных ценностей, идей патриотизма, гражданственности, нравственности и трудолюбия. Хорошим подспорьем являются видеоматериалы разработчиков программы проекта. Но основная роль принадлежит классным руководителям и педагогам. Сценарии каждого занятия в любом классе продумываются, оформляются, как и урок, в формате технологической карты. Они проводятся в интерактиве при обеспечении индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы с применением современных цифровых технологий и ресурсов. Эти занятия мы направляем на социализацию обучающихся, их развитие, формирование личности, гражданина и патриота России.
Также большое внимание уделяем формированию и развитию функциональной грамотности учащихся, в первую очередь читательской грамотности, и, конечно, оттачиваются навыки работы с текстом, с которым мы активно работаем на каждом занятии «Разговоров». Дети доказательно анализируют, работают со словесными деталями и терминами, графиками и диаграммами. В ходе занятий развивается и критическое, и креативное мышление. Но ребята не просто подвергают сомнению исходные данные, а осмысливают их. Свои творческие способности они совершенствуют, создавая рисунки, чертежи, графики, тексты, аннотации, отзывы, рецензии, сочинения.
К проведению «Разговоров о важном» мы привлекаем социальных партнеров: родителей, ученых, чиновников, юристов, библиотечных работников, инспекторов ПДН, сотрудников полиции, ГИБДД, художников, артистов, певцов и композиторов. Совместная работа позволяет формировать настоящих патриотов, высоконравственных и законопослушных, духовно богатых молодых людей.
Наталья Белозорова, заместитель директора СОШ № 72 г. Ростова-на-Дону:
— Наша школа очень молодая — открыта в этом учебном году, но работают в ней опытные и творческие педагоги. В новой школе закладываются новые традиции, и «Разговоры о важном» — тоже для нас традиция. Учащиеся с уважением относятся к мероприятию. Строгий праздничный вид по понедельникам —подтверждение этому. У ребят — строгий вид, они не опаздывают, с интересом и увлечением воспринимают информацию.
«Разговоры о важном» не повторяют традиционные для урока формы. Учителя не просто рассказывают, а вовлекают школьников в обсуждение, и от самих ребят зависит, будет ли это в формате дискуссий или конкурсов, деловой игры или мозгового штурма.
Одна из главных целей «Разговоров» — возможность учащихся разобраться в самых разных, иногда не очень простых вопросах. Порассуждать и поразмышлять о будущем, своей роли в нем, о том, какую пользу можно принести родной стране. «Разговоры» сближают классного руководителя со всеми участниками процесса — детьми и родителями. К самому мероприятию преподаватель заранее готовится, зачастую дети также включаются в дополнительную работу. Например, тема «Россия — страна возможностей» в параллели 9-х классов дала возможность выступить с рассказами об успехах своих родителей, братьев и сестер. И о том, как ребята хотят стать успешными, когда вырастут.
Зачастую учащиеся пытаются самостоятельно определить тему занятия. Так, тема профессии учителя, очень обыденная и для ребят не новая, дала мощную обратную связь от тех, кто бережно, шаг за шагом выстраивает взаимодействие и на протяжении жизни остается социально значимым для всех человеком. По завершении занятия старшеклассники обратились к администрации школы организовать 8 Марта День дублера, поскольку основной состав педколлектива — женщины.
Еще одно состоявшееся в рамках курса занятие — «Что значит быть взрослым?».
В классах обсудили понятие «ответственность», сформировали представления о том, что значит быть взрослым, учащиеся вместе с классными руководителями рассуждали, как стать полезным для других людей и общества. Главными примерами в этом непростом мероприятии стали День древонасаждения и роль отца.
«Разговоры о важном» однозначно нужны. Ведь это не только про патриотизм. Это о формировании культурного кода, разностороннее развитие, любовь ко всему родному.
Татьяна Стецюра, советник директора Средне-Егорлыкской СОШ № 4:
— В рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в нашей школе реализуется региональный компонент. Цель — воспитание любви к малой родине, уважения к людям труда, знание истории своего рода, семьи. Центром гражданско-патриотического воспитания является школьный музей «Память», где собраны уникальные экспонаты. Именно сюда спешат учащиеся, педагоги, родители, готовясь к очередному занятию цикла «Разговоры о важном». Практически по каждой теме здесь можно найти материал для презентации, выступления, мастер-класса, видеоролика.
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в работе нашей школы, имеющей казачий статус. На занятиях «День защитника Отечества», «День Победы», «Герои нашего времени» используются материалы о подвигах наших земляков, отстоявших отчизну в годы Великой Отечественной войны. Участники медиацентра «Казачата» подготовили презентации «Генерал- майор родом из Среднего Егорлыка», «Казаки-земляки — участники 5-го Донского корпуса», «Наши земляки — защитники Ленинграда», которые были использованы на занятиях. Проводятся занятия «Разговоры о важном» в форме экскурсий в музей «Память»: «В списках значатся», «На гранитную плиту положи свою конфету», «Люди мира, на минуту встаньте». Встречи с героями — участниками специальной военной операции незабываемы, трогательны. И, конечно, бережно хранится память о земляках, погибших при выполнении воинского долга в зоне СВО. Казачата класса «Лазоревый цвет» сняли видеоролик «Герои нашего времени».
«Разговоры», посвященные Дню народного единства, ежегодно проходят с использованием национального колорита. В школе обучаются дети семи национальностей, и хоровод дружбы стал уже традиционным.
2024 год объявлен президентом Годом семьи. Все «Разговоры» о семейных ценностях тепло воспринимаются детьми, родителями.
Выпускники нашей школы с теплотой и благодарностью вспоминают «Разговоры о важном». Полученные знания пригодились им при сдаче ЕГЭ, выборе профессии. Ребята поступают в вузы и ссузы. Но главное — каждый из них сформировался как личность, любящая свою малую родину и великую Россию.
Луиза Бадургова, заместитель директора СОШ № 10 г. Сунжи:
— Сегодня в такое неспокойное время, когда ведется информационная война, время неформальных движений и субкультур, особенно важно развить в подрастающем поколении патриотизм и любовь к Родине. Родина — это и страна, и регион, и язык, и традиции, и природа, и любимое дело, и мама.
Я уверена, для того чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, умеющей реализовывать себя не только в знаниях, но и в обществе, необходимо его всестороннее развитие. Именно на это и направлены «Разговоры о важном» — неформальное общение с детьми, обсуждение тех вопросов, которые их интересуют.
«Разговоры» не должны ограничиваться представленными материалами. Я ценю, когда у ребят появляются желание и возможность высказать собственную точку зрения. Поэтому уроки должны быть построены в формате диалога. Обмен знаниями и обсуждение мнений учеников, споры. Учитель становится не просто педагогом, передающим знания, а собеседником, который делится опытом, поддерживает мысли ребенка или, наоборот, не соглашается с ними. Во время таких диалогов и отрабатывается навык выступлений на публике.
Также на уроках необходимо поднимать темы нравственности, текущей мировой ситуации, исторических предпосылок к тому, что происходит сейчас. Такие моменты просто нельзя обойти стороной. Это непростые, но важные для всех нас вопросы.
Какой результат я надеюсь получить от «Разговоров о важном»? Во-первых, заметить изменения и в себе, и в своих учениках. Во-вторых, получить большое количество новой информации, расширить кругозор.