Часть единого образовательного пространства. 4 октября президент РФ Владимир Путин по видеосвязи встретился с финалистами всероссийских профессиональных конкурсов в сфере образования: «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор года России», «Первый учитель» и телешоу «Классная тема!».
«Начало октября — время, когда мы традиционно чествуем преподавателей, педагогов, наставников. Наша встреча проходит в преддверии Дня учителя. А накануне, 2 октября, отмечался День работника среднего профессионального образования. Хочу поздравить всех, для кого дороги и значимы эти праздники, а это и сами педагоги, и ученики, их семьи, родители, бабушки, дедушки — все, кто с теплотой и любовью вспоминает своих учителей. То есть, по сути, вся страна. Эти профессиональные праздники близки не только по датам. Разные уровни образования при всех понятных отличиях являются частью единого образовательного пространства», — подчеркнул глава государства.
Учителя задали Владимиру Путину вопросы о мерах для повышения речевой культуры общества, обновлении школьных библиотек и взаимодействии семьи и школы.
Воспитатель детского сада № 84 г. Вологды Надежда Воронцова выступила с предложением распространить проект «Разговоры о важном» на дошкольные учреждения для детей с пяти лет. Президент отметил, что проведение в школах церемоний поднятия государственного флага, исполнения гимна, внеурочных занятий «Разговоры о важном» дополняет образовательные процесс. По мнению руководителя страны, предложенная инициатива — правильная и очень нужная, но важно в ее реализации быть аккуратными.
Директор школы № 1 г. Екатеринбурга Алексей Махновецкий поинтересовался возможностью создания для руководителей учебных заведений специального образовательного сообщества. Владимир Путин ответил, что для людей, которые занимаются административной работой в образовательных организациях, должны быть созданы условия для повышения их профессиональных навыков. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов добавил, что на следующий год будет запланировано проведение большого форума директоров школ, на котором обсудят повышение квалификации, воспитательную работу, организацию единого образовательного пространства.
Учитель гимназии № 3 г. Астрахани Кристина Манукова предложила учредить профессиональный конкурс для советников директоров по воспитанию. Президент заметил, что можно ввести соответствующую номинацию в рамках конкурса «Учитель года России». Сергей Кравцов пообещал проработать данную инициативу.
Важность исторического просвещения. Двумя днями ранее, 2 октября, Сергей Кравцов и председатель большого жюри всероссийского конкурса «Учитель года России», ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий встретились с лауреатами профессиональных конкурсов. Обсуждались волнующие педагогов вопросы, среди которых историческое просвещение в школах, развитие естественно-научного образования, воспитание подрастающего поколения.
«Встречи с лауреатами всероссийских профессиональных педагогических конкурсов уже стали традиционными. Предложения, которые были озвучены в прошлом году, мы реализовали. В том числе приняты решения о подготовке нового учебника по обществознанию для 9-11-х классов и увеличении времени на изучение истории в школах. Также введены единые федеральные программы, единые учебники, увеличено количество часов на преподавание предметов естественно-научного профиля. Кроме того, по инициативе Виктора Садовничего утвержден День математика, его будут отмечать 1 декабря. Отрадно, что популярность профессии учителя растет — конкурс в педагогические вузы сегодня составляет десять человек на место», — поделился Сергей Кравцов.
В свою очередь Виктор Садовничий сообщил, что по поручению Минпросвещения и Минобрнауки России создана и дорабатывается концепция развития естественно-научного образования. Участие в ее разработке приняли в том числе школьные учителя.
Учитель из Белгородской области Игорь Гребенкин поблагодарил за развитие исторического образования в школах. Он подчеркнул важность исторического просвещения на уровне начальной школы и дошкольных учреждений. «Мы, учителя истории, видим и поддерживаем государственную политику в области исторического образования: утверждены Основы государственной политики России в области исторического просвещения, реализуется единая программа изучения предмета, а государственные учебники появились уже не только в школе, но и в учреждениях среднего профессионального образования», — отметил Игорь Гребенкин.
Сергей Кравцов рассказал, что для формирования широкого кругозора ребят в школах усилена подготовка обучающихся не только по истории, но и таким предметам, как изобразительное искусство, музыка, физкультура, труд (технология), основы безопасности и защиты Родины.
«Уже понимаю, что это некая миссия». Торжественная церемония награждения победителей профессиональных конкурсов состоялась 5 октября в Москве в Международный день учителя. Абсолютным победителем всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024 года стал учитель физики академической гимназии № 56 имени М. Б. Пильдес г. Санкт-Петербурга Леонид Дедюха. «Я очень рад оказанной чести, — признался он. — Было невероятно, когда передо мной встал зал. Столько людей аплодировали, это очень почетно. Также я ощутил ответственность, уже понимаю, что это некая миссия». Леонид выбран амбассадором всероссийского проекта «Атомный урок», который проводится при поддержке Минпросвещения России и госкорпорации «Росатом». В 2025 году он примет участие в научно-просветительской экспедиции «Ледокол знаний» к Северному полюсу.
«Сегодня в России высокий спрос на специалистов естественно-научного направления, и для сохранения технологического суверенитета нашей страны необходимо начать работу уже в школе. Осознаю, что на учителях физики лежит огромная ответственность и с удовольствием участвую вместе с учениками в тех проектах, которые создают крупные госкорпорации. Особенно благодарен «Росатому» за те возможности и компетенции, которые дают педагогам и школьникам просветительские проекты атомной отрасли, такие как «Атомный урок», участие в котором сыграло важную роль в моей личной профессиональной траектории», — отметил Леонид Дедюха.
Призерами конкурса «Учитель года России» в нынешнем году стали учитель русского языка и литературы СОШ № 7 г. Майкопа Республики Адыгея Светлана Великова, учитель истории и обществознания СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкина Белгородской области Игорь Гребенкин, учитель русского языка Березовской СОШ № 29 п. Старопышминск Свердловской области Ольга Коротовских, учитель русского языка и литературы образовательного центра № 2 г. Челябинска Екатерина Румбах, учитель начальных классов СОШ № 7 г. Колпашево Томской области Александр Смокотин, учитель русского языка и литературы лицея Чеченского государственного университета г. Грозного Изнаур Тазуркаев.
За 35-летнюю историю конкурс «Учитель года России» стал самым масштабным состязанием профессионального мастерства среди педагогов страны. Ежегодно он собирает свыше 100 тыс. участников, объединяя все больше творческих учителей и формируя профессиональное экспертное сообщество.
«Учитель года России» проходит 35 лет, 30 из них мне выпала честь возглавлять большое жюри. Когда мы с коллегами смотрим на участников нового конкурса, то видим, что они стоят на плечах тех гигантов, которые были. Они сильные, умные, красивые, владеют современными методами преподавания. И главное — они глубоко любят наших детей», — прокомментировал Виктор Садовничий.
«Еще раз убедилась, что нахожусь на своем месте». Учитель начальных классов школы № 2 п. Чернянка Белгородской области Светлана Редченко победила во всероссийском конкурсе «Первый учитель». «Я уже участвовала в разных конкурсах и добивалась успеха. Но эта победа, конечно, главное мое достижение в профессиональной сфере на сегодня, — призналась Светлана. — Что испытала, когда объявили мое имя? Эмоции не передать словами. Гордость, радость, чувство удовлетворения, благодарность родителям и близким, коллегам, ученикам, родителям. Я чувствовала их поддержку на всех этапах и не могла подвести. Еще раз убедилась, что нахожусь на своем месте и моя главная любовь всей жизни — дети».
В этом году конкурс «Первый учитель» проходил во второй раз. Идея его проведения принадлежит учителю школы № 10 г. Златоуста Челябинской области Алене Друговой. В 2022 году она выступила с таким предложением на Всероссийском форуме классных руководителей и сразу получила поддержку Министерства просвещения РФ.
В 2024 году первый тур заключительного этапа состязания прошел в Екатеринбурге — городе победительницы первого конкурса, учителя гимназии № 104 Оксаны Круминой. В столицу Урала приехал 31 педагог из 21 региона. Они прошли два конкурсных испытания — «Открытый урок» и «Урок для родителей», по результатам которых были выбраны 10 лауреатов, которые отправились в Подмосковье и прошли конкурсные испытания в образовательном центре «Взлет».
«Я получил колоссальный опыт». Звания «Директор года России» удостоен директор школы № 1 г. Екатеринбурга Алексей Махновецкий.
К очным испытаниям были допущены 30 руководителей общеобразовательных организаций из 22 регионов. В преддверии Дня учителя они встретились в Калуге, где проходил полуфинал конкурса. Каждый презентовал программу развития своей школы за последние три года. Также состоялись дебаты с участием конкурсантов на темы, связанные с образовательной деятельностью. В финал вышли пять директоров из Свердловской, Калужской, Магаданской, Иркутской областей и Республики Удмуртии.
«Честно говоря, о победе я не думал. Со всеми финалистами в составе одной большой команды мы увлеченно решали предложенные нам кейсы, разрабатывали концепции и стратегии, поддерживали друг друга, — рассказал Алексей Махновецкий. — Я получил колоссальный опыт в части применения новых управленческих методов. Уверен, моя победа и победа нашей школы в таком масштабном конкурсе добавит моим коллегам мотивации и вдохновения для дальнейшего развития».
Конкурс «Директор года России» проводится с 2021 года и ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей результативной работы. За четыре года участие в конкурсе приняли более 2 тыс. человек.
«Рад, что являюсь частью уникальной команды мастеров нашей страны». Победителем всероссийского конкурса педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» объявлен преподаватель Курского автотехнического колледжа Дмитрий Медведев. «Я рад, что являюсь частью уникальной команды мастеров нашей страны, и с большой честью принимаю эстафету победы в конкурсе», — сказал Дмитрий.
«Мастер года» стартовал в 2021 году. В нынешнем он объединил преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей из 89 регионов. Всего участвовали 6228 человек.
«Мы проводим конкурс «Мастер года» уже четвертый раз и видим, как из года в год он становится все интереснее и динамичнее, сколько пользы приносит системе СПО, системе подготовки кадров. Спасибо трудовым коллективам колледжей за работу, за вклад в то, чтобы экономика страны пополнялась квалифицированными молодыми специалистами», — подчеркнул заместитель министра просвещения России Александр Бугаев.
«Дать детям уверенность в своих силах». Воспитатель детского сада № 9 г. Геленджика Краснодарского края Татьяна Раннинен одержала победу во всероссийском конкурсе «Воспитатель года России». «Дать детям уверенность в своих силах, научить применять знания, развить их талант — такой я вижу собственную миссию», — поделилась она.
В финал «Воспитателя года-2024» прошли 87 педагогов дошкольного образования из всех регионов. В конкурсе участвовали воспитатели, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, дефектологи, психологи.
«Очень приятно, что моя практика была услышана и понята». Победителем всероссийского конкурса «Воспитать человека» названа учитель русского языка и литературы средней школы № 1 поселка Чистые Боры Костромской области Ирина Молодкина. Она также заняла первое место в номинации «Трудовое воспитание».
«Очень приятно, что моя воспитательная практика была услышана и понята, — призналась Ирина. — Я счастлива, что смогла поделиться этой практикой с коллегами».
Конкурс «Воспитать человека» проводится с 2008 года. Его цель — выявление и распространение эффективных практик воспитания на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В 2024 году для участия в конкурсе зарегистрировались 12 840 человек из 89 регионов страны.
«Хочу, чтобы каждый из нас сохранял внутреннюю искру». Победителем всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» признан педагог Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» г. Новосибирска Игорь Соснин. Он также одержал победу в номинации «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности». «Педагог — социально значимый человек, который учит и воспитывает детей. И я хочу, чтобы каждый из нас сохранял эту внутреннюю искру», — заявил Игорь.
«Сердце отдаю детям» — главный педагогический конкурс системы дополнительного образования. В текущем году в финал вышли 90 человек из 42 регионов. Жюри оценивало участников в девяти номинациях. В каждой из них был определен лучший педагог по технической, художественной, естественно-научной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной направленностям, а также лучший педагог, работающий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.