О промежуточных результатах его реализации нашему журналу рассказала заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по социальным вопросам Елена Кожухова. 


Город многоликий, многогранный…

— Именно таким Ростов-на-Дону является на всем протяжении своего развития. Город изначально формировался как многонациональный и многоконфессиональный. Донское казачество, переселенцы из центральных районов России и Малороссии, крымские армяне, евреи, татары, греки — далеко не полный перечень этносов, оказавших значительное влияние на формирование ростовского городского сообщества. И система образования Ростова, ведущая свое летоисчисление с 1810 года, в период существования Российской империи, в полной мере отражала данное многообразие.

Но уже в те далекие годы рубежа XIX-XX веков начали формировать единые подходы в городской системе образования в отношении процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из зримых проявлений такого единства были общегородские праздники древонасаждения, церемонии открытия памятников, в которых воспитанники образовательных учреждений принимали самое активное участие. С тех пор прошло немало времени. Канул в Лету советский период, когда образование воспитывало будущих строителей коммунизма, составной частью которого были интернационализм и братство трудящихся.

В новейший период истории Ростов-на-Дону сохранил свою характерную черту многонациональности, а количество конфессий в период демократических преобразований только возросло. Ныне городское сообщество отличается высоким уровнем мобильности, динамикой национального и конфессионального состава, многообразием форм проявлений национальных и наднациональных культур, высокими запросами на комфортабельность условий жизнедеятельности.

Все это не может не найти отражения в деятельности муниципальной системы образования, одной из основных задач которой является воспитание молодого поколения ростовчан в духе традиционных ценностей, единства городского сообщества, уважения к многонациональности и поликонфессиональности, любви к Отечеству, осознания ответственности за судьбу родного города, региона, страны.

2022-11-20_16-10-49.jpg

«Историческая параллель»

— Одним из проектов, служащих достижению обозначенных целей муниципальной системы образования, является проект «Историческая параллель», реализация которого стартовала 1 сентября 2022 года. Сегодня мы можем подвести промежуточные итоги его осуществления.

Само название проекта говорит о том, что его авторами поставлена задача приобщить молодое поколение к историческому знанию, которое должно стать средством, позволяющим юношам и девушкам объективно оценить современную международную социально-экономическую и политическую ситуацию, сделать верные выводы, опираясь на опыт предшествующих поколений россиян, сохраняя преемственность в деле защиты интересов Отечества, суверенности Родины.

Изначально проект планировался и осуществлялся не как сугубо внутреннее дело образования, а как межсферное сотрудничество, в рамках которого происходит объединение усилий всех заинтересованных участников воспитания подрастающего поколения. Поэтому старт проекту был дан в рамках церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между администрацией Ростова-на-Дону и Российским историческим обществом в лице Константина Могилевского. В качестве ведущих партнеров проекта были обозначены ведущие учреждения культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области, общественные организации, учреждения высшего образования.

За год реализации проекта сделано немало. На уровне начального общего образования во всех 3-4-х классах общеобразовательных организаций города введен курс внеурочной деятельности «Познавая малую Родину», при реализации которого учителя начальной школы опираются в том числе и на пособие «Ростов, давай знакомиться!», разработанное педагогами города. В пособии в легкой, доступной и занимательной для младшего школьника форме происходит знакомство с основными страницами истории донской столицы, с помощью заданий ребятам прививается умение наблюдать за жизнью города, принимать в ней активное, созидательное участие. Повышенный интерес обучающихся, родительской общественности, педагогов вызвали олимпиада «Познавая малую Родину» и конференция «Мои первые шаги в истории» для обучающихся 3-4-х классов. Учителя начальной школы смогли проявить себя в профессиональном конкурсе «Историческое просвещение: традиции и новации».

На уровнях основного общего и среднего общего образования из числа обучающихся 8-11-х классов были сформированы исторические клубы как центры сохранения исторической памяти и борьбы с фальсификацией истории. Основой успешности в данном направлении явилась предшествующая работа педагогических коллективов — сотрудничество с музеями, государственными архивами Ростовской области. Достаточно сказать, что по итогам исследовательской деятельности обучающихся и педагогов ростовских школ было издано два полноценных сборника архивных документов — «Школьные годы, войной опаленные» и «Школьные годы: воспитания связующая нить».

За год реализации проекта исторические клубы смогли продемонстрировать свою деятельность в рамках городских конкурсов на лучшую летопись общеобразовательной организации, лучшую исследовательскую работу по сохранению памяти о подвиге рядовых и командиров в годы Великой Отечественной войны. В проект также органично включены традиционные мероприятия, проводимые на протяжении многих лет, такие как олимпиады, посвященные двум освобождениям Ростова-на-Дону, истории города и основам местного самоуправления, квесты на базе областных музеев краеведения и музеев изобразительного искусства, исторического парка «Россия — моя история», городские профессиональные конкурсы учителей истории.

Необходимо отметить, что деятельность каждой общеобразовательной организации получила оценку в рамках мотивирующего мониторинга эффективности работы по данному проекту. Это позволило выявить передовые педагогические практики, которые в дальнейшем были распространены среди всех участников проекта.

Опыт, накопленный ростовскими педагогами в рамках реализации проекта «Историческая параллель», способствовал вхождению представителей педагогического сообщества города в состав творческой группы, сформированной Министерством общего и профессио­нального образования Ростовской области для разработки единого подхода к реализации регионального содержания исторического образования.

photo_2023-11-25_09-58-48.jpg

Видя зримое, сохраняем незримое

— Еще одним направлением, которому администрация Ростова-на-Дону уделяет большое внимание в рамках реализации проекта «Историческая параллель», является создание зримой образовательной среды, содержащей социально значимую историческую информацию. Это помогает нынешним школьникам, многие из которых, говоря современным языком, «визуалы», склонные к клиповому мышлению, приобщаться к историческому знанию во внеурочное время, более легко усваивать и запоминать исторические факты, личности, даты, обращаться к памяти предшествующих поколений.

Формирование обозначенной образовательной среды осуществляется по многим направлениям. Это и оформление рекреаций образовательных организаций информацией об истории родного города, края, страны. Причем зачастую это происходит на стадии разработки дизайн-проектов образовательных организаций, реконструируемых или проходящих через капитальный ремонт. Образцом такого подхода является школа № 49 — одно из старейших заведений Ростова-на-Дону, ведущее свою историю с 1914 года, с момента возникновения в качестве частной гимназии Филипьевой. Это и развитие, модернизация пространств школьных музеев, которые функционируют во всех без исключения общеобразовательных организациях города. Особо значимыми являются присвоение школам, лицеям и гимназиям имен исторических личностей — выдающихся государственных, общественных деятелей, героев-защитников Оте­чества, установка на территории образовательных организаций памятников, мемориальных знаков, высадка парков памяти, оформление парт героев.

Сформированная таким образом образовательная среда полностью соответствует современным требованиям, изложенным в федеральных основных образовательных программах. Согласно этим программам каждая общеобразовательная организация должна сформировать предметно-пространственную среду, в которой просветительские элементы представлены «изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества».

Необходимо отметить, что комплекс мероприятий городского проекта «Историческая параллель» будет в дальнейшем расширяться и направлен не только на обучающихся, но и на родительскую общественность, отдельные представители которой, к сожалению, не отличаются высоким уровнем сформированности социально значимых качеств патриота и гражданина, а исповедуют ценности индивидуализма, потребительства, эгоцентризма.

Все участники, соавторы, исполнители проекта убеждены, что, только объединяя усилия по целенаправленному историческому просвещению подрастающего поколения, семей обучающихся, мы сможем достичь значимых результатов в деле формирования молодого поколения россиян, дончан, ростовчан. 

 |