Как отмечают эксперты, сфера образования всегда была одной из самых важных для Чувашии. И не только с точки зрения качества знаний, получаемых учащимися, но и с точки зрения комфортных условий, создаваемых для них.
В рамках единой концепции. Выступая на августовской педагогической конференции, глава Чувашии Олег Николаев напомнил, что приоритетом государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности и высокого качества образования, направленного на удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. При этом делается все, чтобы максимально освободить директоров школ, учителей, сам Минобр от несвойственных им функций по принципу «Учитель должен учить, воспитывать». Так, сегодня в Чувашии функции проектирования и строительства объектов образования переложены на службу единого заказчика Минстроя республики. А с 1 сентября 2022 года начали действовать новые поправки к закону «Об образовании», направленные на уменьшение «бумажной» нагрузки на учителей.
«Решая задачу трансформации образовательных учреждений, мы поставили для себя цель — создать среду для развития ребенка, где бы он мог себя реализовать как в области образования, так и в области творческого и спортивного развития», — подчеркнул Олег Николаев.
В Чувашии ведется активная работа по оснащению образовательных учреждений. Благодаря комплексной программе капитального ремонта в 2022 году преобразились 53 школы республики, в 2022-2023 годах список пополнит еще 31 школа. На эти цели из федерального бюджета выделяется 2,3 млрд рублей. За 2021-2025 годы в регионе планируется капитально отремонтировать 247 школ, что составит 100% от потребности.
До 1 сентября 2022 года в Чувашии работало 143 центра образования цифрового, естественно-научного и технического профилей «Точка роста». В новом учебном году открылось еще 64 центра. Кроме того, в республике создано уже три технопарка «Кванториум», успешно работает оснащенный по последнему слову науки и техники центр «Эткер».
«Работа ведется в единой концепции, которая должна обеспечивать личную траекторию развития каждого ребенка. Наша задача в рамках этой очень большой, разнонаправленной работы — в максимально раннем возрасте выявить склонности и способности ребенка и помочь ему их развить, дополнить творческими составляющими и иными качествами, необходимыми для самореализации в дальнейшей жизни», — отметил Олег Николаев.
Система среднего профессионального образования Чувашии — это более 30 тыс. студентов, 1500 преподавателей и мастеров производственного обучения, 24 техникума и колледжа, 5 вузов, реализующих программы СПО, 82 современные мастерские, Центр опережающей профессиональной подготовки, 2 учебно-производственных кластера федерального проекта «Профессионалитет». В рамках национального проекта «Образование» оборудованы и работают мастерские с современной материально-технической базой для промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, IT-отрасли, сферы услуг и социальной сферы.
Воспитательный компонент. В современном мире большое значение имеет воспитательный компонент. В новом учебном году учреждения образования Чувашии взяли курс на воспитание детей, в том числе патриотическое. В штатном расписании каждой школы появилась новая должность — советник директора по воспитанию. Еженедельно первым уроком по понедельникам у ребят будет идти «Разговор о важном». Первое занятие состоялось 5 сентября. Это была своеобразная беседа учеников с учителем о современном мире, о том, что в нем сейчас происходит, причем в разных областях: экономике, политике, социальной сфере. Особое внимание было уделено традиционным ценностям, истории России и ее выдающимся личностям. А начинать каждую неделю школьники будут с торжественного звучания гимна страны.
Олег Николаев выразил уверенность, что педагогическое сообщество Чувашии успешно справится с поставленными задачами и воспитает достойных, ответственных граждан, способных противостоять любым вызовам. «Тогда и Россия будет развиваться, и мы будем горды нашими учениками, которые будут реализовывать важнейшие задачи развития страны в завтрашнем дне», — подчеркнул глава республики.
Две основополагающие задачи. Министр образования и молодежной политики Чувашии Дмитрий Захаров акцентировал внимание на двух основополагающих задачах — формировании единой образовательной политики и усилении роли воспитания как стратегического национального приоритета, требующего особого внимания как на региональном, так и на федеральном уровне. Самой сложной задачей, по его мнению, является ликвидация дефицита кадров в системе дошкольного и школьного образования. Ежегодно в детских садах и школах республики имеется около 800 вакансий. Они на протяжении многих лет закрываются внешним и внутренним совместительством. В ряде сельских школ и школ малых городов совместительство достигает 40%.
Для устранения дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, Минобразования Чувашии проработало с Минпросвещения России вопрос увеличения квоты участия республики в реализации программы «Земский учитель» до 15 человек с 2024 года. С 2020 года программой «Земский учитель» воспользовались 12 человек, получивших по 1 млн рублей.
«Одной из эффективных является целевая подготовка педагогических кадров за счет региональных ресурсов. В ближайшее время мы представим Правительству Чувашии проекты нормативных документов о развитии данной модели», — сообщил Дмитрий Захаров.
Он также рассказал о новом федеральном проекте «Школа Министерства просвещения России», цель которого — превратить школу в центр образования, воспитания, просвещения для детей и взрослых. «Это школа, где есть свои музей, театр, спортивный клуб, патриотическое объединение, предметные кружки, где с утра до вечера всем открыты двери, всем рады. Предлагаю главам муниципальных образований разработать особую систему мотивации и поощрения для инициативных и активных директоров школ по созданию модели «Школы Министерства просвещения России», — сказал министр.